Южный Урал, зима, ослепительное солнце. На стрельбище нужно со склада подвозить боеприпасы. Транспортное средство – БТР-60 (еще без крыши, восемь колес, два двигателя). Грузить высоковато, но можно. А какая дорога – блестит: она накатана гужевыми санями и профиль ее «классический наоборот» - вогнутая, для «снегурочек» (кто не помнит: коньки для снега) - просто рай.
От склада до стрельбища - без проблем. Разгрузили и вперед за новой партией. Сели, БТР завелся и почему-то стоим. Водитель кричит, что сцепление отпустил, но машина стоит. Вылазим: все колеса крутятся, но машина стоит! Надо толкать: вчетвером - мало. Зовем на помощь – стронули и на ходу заскакиваем внутрь. Любая остановка на этой дороге грозит срывом стрельб.
Поневоле задумаешься: как часто могут такие условия встречаться? Есть движители кроме гусениц, которым такие условия не почем? В прошлом веке два наших автозавода-гиганта выпускали колесно–гусеничные машины (ГАЗ-60, 1938 – 1942; ЗИС-42, 1942 – 1944). Продолжения это направление не получило. Почему? Ведь я помню как будучи при отце, кадровом офицере Красной армии, на Дальнем Востоке, еще до ВОВ, таких машин было заметно больше, чем колесных. Правда, там-то и дорог-то в обычном понимании не было; во всяком случае не помню про что-то похожее на дороги.
История знает огромное число конструкций танков с применением колесно-гусеничных движителей нескольких стран – Франции (легкий танк «Сен-Шамон»,1920 г.), Чехословакия (КН-50, 1924 г.), Англия (Medium, 1926 г.), СССР (от БТ-2, 1934 г. до экспериментального объекта 19, 1964 г.). Несмотря на зачастую великолепные сцепные свойства, решающего развития не получили прежде всего из-за сложности конструкции трансмиссий, необходимых для реализации в серийном производстве.
Можно предположить, что возврат к такому движителю будет возможен только после существенного скачка в области конструирования трансмиссии, когда она будет создана на электромеханической основе.