Наводчик-оператор

Геннадий Пастернак
Этот новый термин появился с появлением на этапах ОКР по противотанковым комплексам с управляемыми ракетами, подчеркивая существенные отличия в действиях наводчика в сравнении  с традиционным пушечным вооружением: теперь только после производства «выстрела» начинался наиболее ответственный этап наведения.
      Как показала практика, выработанные десятилетиями конструкторские решения мест размещения наводчика не являлись удовлетворительными для выполнения новых функций – при движении танка по пересеченной местности  наводчик из-за  отсутствия подлокотников вынужден бороться  дополнительно с непроизвольным движением рук от действующих перегрузок.
      Танки видели все, но вряд ли кто обратил внимание на то, как сидел в отечественном танке наводчик. Сиденье - круглый пяточёк, свободно, без какой–либо фиксации, вращающийся (с целью регулировки по высоте); подножка выполнялась в виде подпружиненной «палочки», мгновенно принимающей вертикальное положение как только ноги  по какой-то причине с нее соскакивали. В этот момент за целостность ног отвечал только случай: они  могли попасть в торсионы подвески при включенном стабилизаторе в случае поворота танка.
      При всей очевидности проблемы на об.150 (будущем ИТ-1), который был на базе  танка Т-62, ГК машины Л.Н.Карцев обозначил свою позицию весьма своеобразно: под конкретного наводчика (им называлась определенная фамилия)   он готов изготовить любое кресло, однако при серийном производстве  он такого отступления не допустит.
       Однажды при проведении рутинных проверок на объекте 150 я был вынужден уйти для срочного решения проблем по закрепленным за мной тематическим работам и место наводчика занял капитан Е.П.Маслов, мой товарищ по работе. И хотя я ему еще раз напомнил об осторожности общения с этой машиной, потребовалось не более 20 минут, чтоб его ноги заклинили башню.
       К сожалению, эти травмы определили все неприятные события его последующей жизни и даже, отчасти в какой-то мере, смерти.
       Срочно изготовили «кресло-времянку», подлокотниками которого являлись торцы 5-милиметровых листов стали, на которых уже травмировался сам.
      В последствии «кресло» наводчика-оператора стало неотъемлемой частью истребителя танков.
       Вот такая оказалась дорогая цена за  введение примитивного «кресла».