Эдуардо Росалес и Мартинес

Улексия Миссосупова
Eduardo Rosales y Mart;nez, 4 ноября 1836, Мадрид - 13 ноября 1873, Мадрид.
Испанский художник.
Эдуардо был вторым сыном в семье скромного чиновника. Он учился в колледже Эсколапиос и в 1849-1851 годах в Институте Сан-Исидоро, где изучал философию. В 1851 году он поступил в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо в мастерскую Федерико Мадрасо. Кроме маэстро Мадрасо преподавателями Росалеса были известные живописцы Карлос Луис Ривера, Карлос де Хас и Луис Феррант.
В 1854 году Эдуардо копировал работы Веласкеса, Ван Дейка, Мурильо и Тициана в музее Прадо
Юноша остался сиротой, прежде чем ему исполнилось 20 лет, и воспитывался в семье своего дяди по матери. Жизнь практически в нищете и желание вести богемный образ жизни подорвали его здоровье и взрастили его амбиции. В 1856 году у Росалеса обнаружили туберкулез. Юность художника прошла под знаком плохого состояния здоровья, разочарований в любви и экономических проблем.
Тем не менее, педагоги Академии поддерживали своего студента, как могли. В 1856 году Хосе де Мадрасо заказал Росалесу портрет Гарсии Аснара, князя Арагонского. В том же году художника привлекли к сотрудничеству над украшением Ротонды в Эскориале.
Тем не менее, в октябре 1857 года Росалес на собственные деньги (!), без официальной поддержки, поехал в Италию вместе с друзьями – художниками Висенте Пальмаролли и Луисом Альваресом Каталой. Друзья посетили Бордо и Ним, где восхищались историческими картинами Леона Конье и Поля Делароша, Геную, Пизу и Флоренцию, прежде, чем прибыли в октябре в Рим, где и поселились.
Спустя год Росалесу удалось получить официальную стипендию для продолжения учебы в Риме, только благодаря ходатайству друзей, написавших в Академии о частых госпитализациях талантливого юноши.
В Вечном городе Эдуардо познакомился с группой испанских художников, которые традиционно собирались в кафе «Греко». Среди них были коллеги по живописному цеху - Касадо дель Алисель, Диоскоро Пуэбла и Мариано Фортуни.
В Риме Росалес подпал под влияние группы Назарейцев, лидером которой был немецкий художник Овербек. Назарейцы ратовали за "простоту форм и цветов». Первая большая работа «Тобиас и ангел» (1860, Прадо, Мадрид) была выполнена в их стилистике, но вскоре художник отказался от тенденций символизма.
В 1863 году художник представил на Национальной выставке изящных искусств в Мадриде свою работу «Нена» (Nena, 1862), которая была удостоена почетного упоминания, и за это стипендия для учебы в Италии была продлена еще на два года.
В Италии Эдуардо заинтересовался более реалистической манерой письма, о чем свидетельствует следующая его крупная картина «Донья Изабелла Католическая диктует свою волю» (Do;a Isabel la Cat;lica dictando su testamento, 1864, Музей Прадо), над которой художник трудился более полутора лет. Эту работу художник представил сначала на Национальной выставке 1864 года в Мадриде и получил за нее Золотую медаль. После своего первого большого триумфа художник какое-то время провел в Мадриде, где он сделал несколько портретов на заказ.
Затем он вернулся в Италию и повез картину «Донья Изабелла Католическая диктует свою волю» в Париж на Всемирную выставку 1867 года (во Франции он побывал впервые в 1865 году). Вернувшись с выставки в Рим, Росалес из телеграммы своих друзей – пейзажиста Мартина Рико и Раймундо де Мадрасо, узнал об успехе своей «Доньи Изабеллы»: она получила Золотую медаль для иностранцев.
Кроме того, художник был награжден орденом Почетного легиона.
В 1868 году Росалес женился на своей кузине, дочери своего родного дяди, Максимине Мартинес Бланко и Педроса. Жена подарила Эдуардо двух дочерей. Старшая, Элоиза, родившаяся в 1869 году, умерла в младенчестве. Ее художник изобразил на своей картине «Приступая к работе» (Primeros pasos).
Для улучшения здоровья (напомню, художник был болен туберкулезом) семья на некоторое время переехала в курортный городок Пантикоса.
В 1869 году Росалес вновь возвращается в Рим, но через несколько лет решает вернуться на родину.
Пейзаж Эдуардо Розалеса Мартинеса
Улекса фон Лу
http://www.stihi.ru/2011/11/04/7840
Змеей дорога льется в облака,
и лебедь мельницы - в зеркал теченье,
равнины Андалузской вверх движенье -
как отраженье облачных лекал.

И охрой, и сиенной - берега,
пульсирует хром рощицей дубовой,
и травы, и кусты - земное море,
и слышно птиц - шум, всплески крыльев, гвалт.

Как мельница волнующе летит!
И крестят небо лопасти, взлетая,
в метаморфозах облачности - ангел,
и ветер в аромат тимьяна влит.

Пейзаж Эдуардо Розалеса Мартинеса
Одной из причин такого решения стала резкая критика его работы «Смерть Лукреции» (La Muerte de Lucrecia, 1871), художнику даже посоветовали больше не писать большие картины. Над картиной художник трудился в течение трех лет. Интересно, что, представленная на художественной выставке 1871 года, картина получила Золотую медаль, вслед за которой и началась, практически, травля художника в прессе. Второй причиной была смерть дочери Элоизы в начале 1872 года.
Итак, в 1872 году Росалес возвращается на родину, стремясь найти более благоприятные условия для своего пошатнувшегося здоровья, он поселяется в Мурсии, в небольшой сельской деревушке у подножия арагонских Пиренеев. Кстати, там, на природе, художник написал на плэнере свой первый пейзаж. Правда, вскоре Росалес с женой вернулись в Мадрид, где в октябре родилась вторая дочь Шарлотта.В это время провозглашена Первая Испанская республика, художник получает несколько предложений - либо возглавить музей Прадо, либо стать первым директором только создаваемой Академии живописи Испании в Риме, которая была открыта уже после смерти художника в 1874 году. Увы, он по состоянию здоровья вынужден отказаться от таких почетных должностей.
В возрасте 36 лет в 1873 году Росалес умирает от туберкулеза в Мадриде.
Тем не менее, художник оставил большое творческое наследство – картины, акварели, рисунки и многочисленные портреты. В Прадо находятся «Портрет скрипача Пинелли» (Retrato del violinista Pinelli) и «Портрет дочери генерала Серрано Кончиты» (Retrato de Conchita Serrano, ок. 1872). Любовь к портретному жанру возникла из восхищения мастерством Веласкеса и чувственным хроматизмом венецианских портретистов.
Но наиболее известные работы художника все же выполнены на исторические темы. Именно из-за вклада рано умершего художника в испанскую историческую живопись, его считают выдающейся личностью в испанском искусстве 19-го века.Картины Росалеса находятся, кроме музея Прадо в Мадриде, еще в Национальном музее изобразительных искусств в Монтевидео, Уругвай, и частных коллекциях.
В 1922 году в Мадриде в честь художника был открыт бюст работы скульптора Матео Инуррия. Непонятно почему, но только в 1973 году в музее Прадо была проведена первая большая ретроспективная выставка, посвященная художнику.
Использованы материалы блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post131913871/