8-XvIII Мечтательница о будущих городах

Публий Валерий
                XVIII

  – … Таковы, вкратце, история и достопримечательности Александрии Египетской, – закончил Феликс.

  – Чудесно, Марк!

  – Благодарим!

  – Ты великолепный рассказчик, Феликс!

  – Теперь я, – говорит один сенатор, – ещё больше жалею, что закон запрещает нам посещать эту провинцию. Ребилий, ты поразительно заманчиво расписал красоты их главного города, все эти колоннады и утопающие в зелени улицы…

  – Наш Город всё равно самый лучший, что ни говорите! – это хмелеющая Ребилия. – Братик, скажи тост. А, Юнк, верно?

  – Конечно! Какой вопрос?!

  – Благодарю! Тогда сначала возлияние Квирину… и выпьем за великих, поистине Божественных, самых славнейших сыновей Марса и Аммона, основавших великие и прекрасные города: Рим и Александрию!..

  – Восхитительно, мой дорогой! – целует супруга красавица Юния. – Я вот мечтаю иногда… Конечно, наш Вечный Город был, есть и будет самым красивым и могущественным… Но вот пройдут десятки, сотни лет, и самые далёкие варвары узнают, что есть города – ведь многие племена, пока мы их не завоевали и не просветили, жили в хижинах, в деревнях – и узнают, как прекрасно искусство наших и эллинских зодчих! И появятся, даже в Скифии и Парфии, в Индии и Аравии, на всех берегах Океана и морей, появится множество чудных городов, таких, как Рим и Александрия, Капуя и Афины, Медиолан и Галикарнас, с восхитительными храмами, форумами, портиками, базиликами, великолепными театрами, цирками, водопроводами, замечательными дворцами, арками, мостами, конечно, прекрасными садами, фонтанами и водоёмами…

  – Всё это действительно замечательно, моя мечтательница! Но ты упомянула о городах, что появляются в покорённых странах, ранее не знавших урбанистической культуры. А ведь их, эти земли, нужно было сначала подчинить. Как и те народы, что ещё не ведают цивилизации и где, по-твоему, предстоит вырасти прекрасным городам – ведь их тоже нужно завоевать или продемонстрировать силу нашего оружия!..

  – А я всё-таки не желаю отпускать тебя на войну!..

  – И вот так каждый день! – смеётся Феликс. – А я собирался в этом месяце ехать. Фабия, нет ли письма от Павла? Может, он напишет моей милейшей Юнии…

  – Марк, дорогой, хоть сам Веспасиан пусть мне пишет…

  К спору молодожёнов подключаются и другие пирующие. Причём некоторые девушки советуют Рустицилле отправить скорее мужа в Иудею. Одна – как амазонка-воительница, к тому же поддерживающая брата, другие – с намёком на большую личную свободу. Из не совсем серьёзного спор превращается в горячий. Юный Феликс разошёлся не на шутку и в конце концов воскликнул:

  – О Марс! Хватит! Я мужчина, и мне решать! Завтра же всё собираю и готовлю, послезавтра уезжаю! Я сказал!

  – Марк, конечно. Только не послезавтра, а чуть позже, на три-четыре дня, – просит Фабия. – Послезавтра аллийский, несчастный день…

  – Присцилла, извини, конечно, но он прежде всего для вас, Фабиев, несчастный.

  – Для всего государства, конечно же, для всех граждан, для всего отечества – Присцилла права, – поддерживает подругу Секстия.

  – К тому же, – добавляет Фабия, – ещё раз напомню: нужно провести гадания…

  – Бросьте вы, женщины… Это просто предлог ещё задержать меня…

  Фламина Кибелы не стала задерживаться более за столом, хотя ей было что сказать. Нужно было ехать в святилище, что она и сделала. После службы её встретила Вера. Пир в доме Юнка закончился, но подруг ждали в другом месте: какое комиссатио может быть без прекраснейших и очаровательных?!.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/04/1441


--------------------
  сыновья Марса и Аммона – здесь: Ромул и Александр (Македонский).
  Скифия – земли на северном побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря) и вглубь материка.
  Капуя – второй по величине город в Италии того времени.
  Медиолан – совр. Милан.
  Галикарнас – город на побережье Малой Азии, где среди прочих достопримечательностей выделялось чудо света – гробница царя Мавсола (IV в. до н.э.), Мавзолей. Позже, уже со II в. до н.э. так стали называть все выдающиеся гробницы.
  базилика – открытое (с крышей, но без стен) торговое или судебное здание, позже
строились и закрытые.