О значении слова жид

Игорь Орловский
Странное дело – стоит мне набрать на клавиатуре своего компьютера слово “жид”, как “word” сразу подчёркивает его зелёненькой чертой и выдаёт: “Слово с ярко выраженной экспрессивной (негативной, иронической) окраской”. Почему так?


Открываю главную книгу человечества – Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа:

Евангелие от Иоанна, 4: 9: «Глагола ему жена самаряныня: како ты ЖИДОВИНЪ сый от мене пити просиши, жены самаряныни сущей? Не прикасаютбося ЖИДОВЕ самаряномъ».

Евангелие от Иоанна, 18: 35: «Отвеща Пилатъ: еда азъ ЖИДОВИНЪ есмь?»

Деяния апостолов, 19:10: «Сие же бысть два лета, яко всемъ живущымъ во Асии слышати слово Господа Иисуса, ЖИДОМЪ же и еллиномъ».

Послание к галатам, 1: 13-14: «Слышасте бо мое житие иногда в ЖИДОВСТВЕ, яко по премногу гонихъ Церковь Божию и разрушахъ ю, и преспевахъ в ЖИДОВСТВЕ паче многихъ сверстникъ моихъ въ роде моемъ, излиха ревнитель сый отеческихъ моихъ преданий».


Открываю классиков русской литературы.

М.Ю. Лермонтов – Маскарад, действие 1-е, сцена 1-я, выход 2-й:
Какой он нации, сказать не знаю смело:
На всех языках говорит,
Верней всего, что ЖИД.

Ф.М. Достоевский – Братья Карамазовы, ч.1, кн.1, гл.4:
«Познакомился он сначала, по его собственным словам, “со многими ЖИДАМИ, ЖИДКАМИ, ЖИДИШКАМИ и ЖИДЕНЯТАМИ”, а кончил тем, что под конец даже не только у жидов, но “и у евреев был принят”».

Братья Карамазовы, ч. 4, кн. 11, гл. 3:
«– Вот у меня одна книга, я читала про какой-то где-то суд, и что ЖИД четырёхлетнему мальчику сначала все пальчики обрезал на обеих ручках, а потом распял на стене, прибил гвоздями и распял, а потом на суде сказал, что мальчик умер скоро, через четыре часа. Эка скоро! Говорит: стонал, всё стонал, а тот стоял и на него любовался».

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. М., “Олма-пресс”, 2000. Стр. 37-39:
«Пришлось чёрту заложить красную свитку свою, чуть ли не в треть цены, ЖИДУ, шинковавшему тогда на Сорочинской ярмарке; заложил и говорит ему: “Смотри, ЖИД, я приду к тебе за свиткою ровно через год: береги её!” – и пропал, как будто в воду. ЖИД рассмотрел хорошенько свитку: сукно такое, что и в Миргороде не достанешь! а красный цвет горит, как огонь, так что не нагляделся бы! Вот ЖИДУ показалось скучно дожидаться срока. Почесал себе пейсики, да и содрал с какого-то приезжего пана мало не пять червонцев. О сроке ЖИД и позабыл было совсем. Как вот раз, под вечерок, приходит какой-то человек: “Ну, ЖИД, отдавай свитку мою!” ЖИД сначала было и не познал, а после, как разглядел, так и прикинулся, будто в глаза не видал. “Какую свитку? у меня нет никакой свитки! я знать не знаю твоей свитки!” Тот, глядь, и ушёл; только к вечеру, когда ЖИД, заперши свою конуру и пересчитавши по сундукам деньги, накинул на себя простыню и начал по-ЖИДОВСКИ молиться богу, – слышит шорох… глядь – во всех окнах повыставлялись свиные рыла… ЖИД обмер; однако ж свиньи, на ногах, длинных, как ходули, повлезали в окна и мигом оживили ЖИДА плетёными тройчатками, заставляя его плясать повыше вот этого сволока. ЖИД – в ноги, признался во всём…»

Дурова Надежда. Записки кавалерист-девицы. Калининград, “Янтарный сказ”, 1999, стр. 121 – 122:
«…и только успела отдать ЖИДОВКЕ деньги, чтобы она купила мне хлеба, как в то же мгновенье погрузилась в глубочайший сон… ЖИД и ЖИДОВКА убежали; о хлебе нечего было и думать!»

Славянская былина “Илья и ЖИДОВИН” (Былины. М.Л., 1929, стр. 48):
“Из этой земли из ЖИДОВСКИЯ проехал ЖИДОВИН, могуч богатырь”.


И в житиях святых на славянском языке везде: жиды, жиды, жиды, жиды.

Например, житие свт. Кирилла Иерусалимского (Жития святых, 18 марта):
«Укрепився же Иулиан на царство, яве Христа отвержеся, и дарова ЖИДОМ велию свободу, повелев тем во Иерусалиме на месте Соломоновой церкви новую создати церковь, пособствуя им к зданию народными деньгами, царю даемыми. И уже делу тому богоненавистному начинающуся, Кирилл Святый к своим пророчески глаголаше, яко Христова словеса имут всяко исполнитися: не останет камень на камене. Еще же и моляху владыку Христа, да не попустит врагом Своим зачатого того дела произвести в совершение, но вскоре да пресечет начинание их, и разорит совет их. И услыша Господь молитву раба Своего и пророческая его словеса в событие немедленно приведе. В некую бо нощь бысть трясение земное велие, и изверже земля от основания не точию то камение, еже тогда ЖИДОВЕ положиша, но оное древнейшее, еже иногда Соломон основа, вся та с прочиим новым зданием, яко прах развеяшася от места того Божьего невидимою силою. И бывшу дню, многим тамо стекшымся и удивляющымся сотворшемуся чудеси тому, и помышляющим ЖИДОМ паки явися за дело, внезапу спаде огнь с небесе, и пожже вся орудия делательная, и страх бысть на всех ЖИДОВ велик. И в грядущую нощь начертанная показашася, якоже никакоже можаху стартися или измытися».

Служба собору святых младенцев-мучеников, от ЖИДОВ за Христа закланных: О преславнаго чудесе, како младенцы загражденными усты обличают жестокосердие ЖИДОВСКОЕ, како кровей своих теченьми заграждают потоки беззакония, нас же подвизают ко трезвению, памяти смертней непрестанней и безстрашному истины свидетельству.


И известная ересь носит название ЖИДОВСТВУЮЩИХ, а не иудействующих. И Агасфер – вечный ЖИД, а не вечный еврей. И известный французский писатель – Андрэ ЖИД.


А вот что можно узнать из книги “Дьяченко Григорий, протоиерей. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений). 30 000 слов. М., 1993”:
«ЖИДОВИН = иудей по рождению (Ин. 4,9 и 18,35, Деян. 21,39). Отсюда ЖИДОВСТВО, т.е. жизнь по иудейскому закону и глаг. ЖИДОВСТВОВАТИ – жить по-иудейски.
ЖИДОВСКАЯ земля = иудейская, Иудея».


И даже чистокровный еврей, глава Харьковской областной еврейской общины Эдуард Давидович Ходос, в своих книгах время от времени для обозначения своей нации использует слово “ЖИД”.

Открываю брошюру Якова Быкмана “Кто мы: иудеи или идумеи?” изд. Липецк, 2004. На странице 7 автор называет себя чистокровным евреем, сыном коммуниста. Стр. 30 – 31: «В газете “Семь дней” от 17 октября 2002 года в статье “ЖИДЫ и евреи” Аркадий Гайсинский приводит несколько версий происхождения слова “ЖИД”. Автор, человек изучавший этот вопрос, приходит к выводу, что первоначально слово “ЖИД” означало национальность, впоследствии заменённое “евреем”».

Что ж, коли они сами так себя называют…


Привожу отрывок из книги Генри Форда “Международное еврейство”: глава 4: “Еврейский вопрос – факт или плод воображения?”:

«Главная трудность писать о еврейском вопросе лежит в преувеличенной чувствительности, которую по отношению к нему проявляют и евреи, и неевреи. Вообще существует какое-то неопределенное чувство неловкости публично произносить или печатно применять слово «ЖИД». Трусливо пробуют пользоваться для этого описательными выражениями, как-то «иудеи» или «семиты», хотя оба эти выражения далеко не точны. Вообще с этим вопросом обращаются так жеманно, как будто существует какой-то запрет касаться его, пока, наконец, какой-нибудь неустрашимый еврейский мыслитель без обиняков не выступит с добрым старым словом «ЖИД». Тогда заклятие исчезает и атмосфера проясняется. Слово «ЖИД» не содержит в себе ничего тенденциозного, это старое, доброе имя, содержащее в себе строго определенное понятие, которое можно встретить в любом отделе всемирной истории, в прошедшем, в настоящем и в будущем. <…>

   Чувства неевреев в этом [еврейском] вопросе лучше всего выражаются в желании замолчать его. Постоянно слышишь фразу: «К чему вообще говорить об этом?» Но такое отношение к вопросу служит лучшим доказательством того, что проблема существует; проблема, которую, по возможности, лучше всего обойти. «К чему вообще об этом говорить?» Но, ведь, всякий логично мыслящий уже на основании этих слов должен придти к заключению, что проблема существует в действительности и что обойти её молчанием или обсудить не зависит от доброй воли хладнокровных людей.  Существует ли в России еврейский вопрос? Бесспорно и при том в острой форме. Должен ли он быть разрешен? Бесспорно и при том всеми возможными мерами, лишь бы они несли с собой свет и исцеление».


А какие песни пели наши солдаты в годы Гражданской войны, когда шли громить красную армию Лейбы Бронштейна-Троцкого?

                Смело мы в бой пойдём
                За Русь святую.
                И всех жидов побьём.
                Сволочь такую…

Источник: Шульгин В.В. “Что НАМ в НИХ не нравится…” СПб, “Хорс”, 1992, с. 47.


А вот что пишет бывший министр печати нашей страны, секретарь Союза писателей России, председатель Славянского союза журналистов и сопредседатель Национально-Державной партии России Борис Сергеевич Миронов (Миронов Б.С. Иго иудейское. Краснодар, “Пересвет”, 2002, стр. 309 – 310):

«– Вот ты говоришь «жиды», а не боишься, что тебя, а через тебя и журнал, который будет публиковать нашу беседу, обвинят в антисемитизме.

– Нет, не боюсь. Давай по порядку. Что такое антисемитизм с точки зрения самих жидов, которые размахивают им как дубиной, силу которой придаёт 282-я статья Уголовного кодекса – разжигание национальной розни, так вот, в представлении самих жидов, а я ссылаюсь на одно из лучших еврейских изданий – «Краткую еврейскую энциклопедию», антисемитизм есть нелюбовь к евреям. Антисемит – человек, не любящий евреев. Всё, точка. И что из того, что я, русский Миронов, не люблю евреев, да и какой русский человек может любить их после того, что они сделали с Россией. Но ведь я не только евреев не люблю, терпеть не могу разных там «голубых», не люблю проституток. Но вот что интересно, услышав, что я их не люблю, ни одной проститутке, ни одному «голубому» даже в голову не придёт жаловаться на меня, и только жид тут же строчит донос в прокуратуру а, значит, используя силовые структуры в лице суда, прокуратуры, хочет насильно заставить меня, чтобы я его, жида, полюбил. А ведь это уже уголовщина, – склонение к сожительству, хотят силой добиться любви… И потом, чем это я нарушил закон и какой закон я нарушил тем, что я, русский, на русской земле разговариваю на русском языке, жида называю жидом, как учили меня лучшие знатоки и хранители русского языка Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Даль, Некрасов, помнишь у Некрасова:

                "Денежки есть – нет беды.
                Денежки есть – нет опасности".
                Так говорили жиды.
                Слог я исправил для ясности.

А то, что жидам не нравится, как мы их называем, так ведь это мы их так называем на своём родном русском языке. Мы не знаем и нам совсем не интересно, как они нас называют на идише или на иврите, мы не вмешиваемся в чужой язык и не должны позволять, чтобы кто-то вмешивался в наш родной язык. Получается, что жиды ввели черту оседлости для нас, русских, в нашем же родном русском языке, запретили пользоваться словом жид, и мы согласились с этой чертой». 

Прекрасно Борис Сергеевич выразил мысль! Лучше, пожалуй, и не скажешь.

                2008