О духовности

Алексей Уит
    Один  из важнейших вопросов, который стоит в духовной или трансперсональной психологии  является определение духовности. К сожалению четкого ответа на этот вопрос нет, а какой то ответ дать надо. Я собрал здесь десять авторов, которые высказали свое мнение о духовности - это ученые, духовные наставники, мистики и эзотерики, теософы. 
Духовность - это...
  "...духовность основана на непосредственном переживании необычных сторон и измерений действительности. Для неё не требуется особого места или официально назначенного лица, выступающего посредником в связях с божественным".
Станислав Гроф

  "Существует два уровня духовности, один из которых связан с религиозными верованиями. В нашем мире так много разных людей и так много разных характеров. Нас целых пять* миллиардов, и, на мой взгляд, должно существовать пять миллиардов разных религий, так как не существует двух абсолютно одинаковых людей. Я считаю, что каждый должен выбирать тот духовный путь, который в наибольшей мере соответствует его характеру, природным склонностям, темпераменту, убеждениям, семейным и культурным обычаям".
Дала - Лама

 "В Новом Завете слово духовность как и у гностиков – обозначает то, что в человеке сверх-человеческого. Духовность – это то, что во мне, но не мое. Духовность – это, что устремляет человека за горизонты собственного человеческого бытия". 
  "Любой человек, который знает истоки христианства, знает, что мир Византии, мир святых Отцов был готов к богословской дискуссии по любому поводу.  Однако в Церкви практически не было полемики по такому, казалось бы, важному вопросу, как соотношение духа и души. Человек двусоставен (душа и тело) или трехчастен (тело, душа и дух)? Что такое "дух", упоминаемый в апостольских посланиях? Дух Божий или дух человеческий? Дискуссии на эту тему никогда не было, потому что правильно и то и другое".
   "Любой верующий человек может сказать "я пришел к Богу", а может сказать "Бог привел меня к Себе". Дух – это то, чем я стремлю себя к Богу, к Небу, или Дух – это энергия Бога, которой Он притягивает меня к Себе? Верным, думаю, будет и то и другое".
   "При этом в любом случае "дух" - это движение ввысь, когда человек оправдывает свое имя, имя человека. В греческой античной культуре человек – это antropos, т.е. устремленный ввысь, и святые отцы с этим согласились. Славянская народная этимология слова "человек" раскрывало его значение, как чело, обращенное к вечности".
   "...духовность – это путь к небу, к Богу, то не дело светскому заведению быть путеводителем на этом пути, и подменять собою Церковь, и брать на себя религиозные функции".
Андрей Кураев

    "Я понимаю духовность совсем не так, как другие. Истории из моего детства, если вы их поймете, тем или иным способом подчеркивают, что значит духовность в моем понимании. Никто не назовет эти истории одухотворенными. Но я считаю их духовными, потому что мне они дали все, чего только можно желать.
Слушая истории из моего детства, постарайтесь заметить их особые черты - не сам сюжет, а некую скрытую особенность, что тонкой нитью пронизывает все мои воспоминания. Вот эта тонкая нить и есть моя духовность.
Я понимаю духовность просто: это поиски себя. И я никогда не позволял кому-то заниматься этим за меня. Никто за тебя это не сделает, найти себя можешь только ты сам".
Ошо.

  "Психическая энергия также то, что в обычном понимании значится как духовность и развитие психической энергии есть, в сущности, развитие духовности, но не той духовности, которая у современного человека выражается в исполнении обрядов и в хождении в храмы, но той истинной, высшей духовности, которая состоит в приобщении к Высшему Миру; в раскрытии в себе, в овладении и в сознательном пользовании той огромной высшей силой, которая присуща каждому из нас, для пользы Эволюции, для блага всего человечества".
  "Также очень часто лица, имеющие явления психические, считают себя особо продвинувшимися на пути. Нет большего заблуждения, ибо психизм и истинное духовное развитие идут обратно пропорционально. Сильное проявление психизма задерживает рост духовного развития. Именно все, похваляющиеся психическими проявлениями, должны быть очень осторожны, ибо, как сказано в Учении, "психизм не есть духовное развитие" и ученик Света, Служитель Иерархии, не имеет психизма, его духовное развитие совершается на высших планах, недоступных психизму, и он идет, водимый побуждениями чувствования. Слабые духовно психики являются нередко лакомым блюдом для сатанистов".
  "Перечитав все вышеизложенное, понимаешь необходимость разделения с научной точки зрения понятия медиумизм, психизм, духовность. И в этом вопросе не обойтись без сравнительного исследования излучения энергетических центров различных людей, которые могут "подходить" под каждую названную категорию. Когда такие исследования будут проведены, наше общество освободится от притязаний лжецелителей, лжепророков, представителей темных сект и учений, так как истинно духовное развитие – большой многовековой труд, самоограничение и самовоспитание, на что способны немногие (Выделено мной А. У.). Для того, чтобы пропускать через себя высокие целительные вибрации, надо быть очень чистым и светлым человеком. Многие люди, считающие себя духовными целителями, не имеют открытых огненных центров и аккумулируют для своей работы энергию не лучшего качества, которой в буквальном смысле заражают своих пациентов, стимулируя у них развитие психизма и таким образом преграждая себе и им путь для духовного развития".
  "Некоторые ясновидящие тоже вызывают большое сомнение, так как возникает вопрос: "А на какие области распространяются их способности?" Скорее всего они видят в низшей части астрального спектра, а так как известно, что низшие слои астрального мира на Земле очень засорены, то их данные крайне недостоверны. Трактовка видений также очень сложна, и осуществлять ее может только человек, обладающий высшим духовным синтезом. Истинное ясновидение дает возможность созерцать области огненного и высшего астрального планов, а это возможно только при правильном духовном развитии под Руководством Учителя Света. Просто преступными видятся приглашения, распространенные в настоящее время, "открыть" третий глаз. Ведь открытие третьего глаза у духовно неразвитого человека даст ему возможность видеть разных чудовищ низшего астрального мира, что может вызвать сумасшествие. То же можно сказать и о яснослышании, так как ничего ценного для эволюционного развития не могут дать шептатели как из низших, так и из средних слоев астрала, и такое "общение" также может привести в сумасшедший дом".
   "К сожалению, многие очень уважаемые ученые, которые не знают о таких "перспективах", считают, что "основным методом исследования резервных психологических возможностей человека является эксперимент, в ходе которого эти способности раскрываются". Нет, нет и нет! У людей будут раскрываться эти способности, но в ходе естественного духовного, гармоничного развития и никак иначе. Человек будущего, как написано в Агни Йоге, будет иметь одновременно все "аномальные" ныне способности, но он и жить будет в новом мире, на который будет не страшно посмотреть, и такая способность, например, как ясновидение, поможет ему эволюционно развиваться, так как созерцание прекрасных, совершенных существ Высших миров будет давать ему ориентиры, к которым необходимо стремиться. Приблизить этот новый мир мы можем уже сейчас, стремясь к полноценному духовному развитию под руководством Учителей Иерархии Света".
Елена Рерих.

 "Духовность – это заезженное, захватанное островитянами слово, которым следует как можно реже пользоваться".
Аркадий Ровнер.
  "Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или к аскетизму; это не религиозность или страстный эмоциональный подъём духа, даже не смесь этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозному или этическому предписанию – это не духовные достижения и не опыт. Все это представляет большую ценность для ментального сознания и жизни, а также и для самой духовной эволюции, но только как подготовительные действия для дисциплины и очищения человеческой природы".
   "Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; войти в контакт с высшей действительностью, имманентной космосу, или существующей вне космоса, а также нашему существу; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта и соединения, преобразить, все наше существо, превращая в новое существо, в новую личность, в новую природу".
Шри Ауробиндо

  "...духовность и обращается на дело внутренней свободы. Если у вас есть внутренняя свобода, вы можете быть, а можете и не быть политическим деятелем; можете быть, а можете и не быть художником, артистом; можете быть, можете и не быть кем угодно".
Рам Дасс
   "Чем выше духовность человека, тем меньшей собствен¬ностью он владеет".
Лобсанг Рампа


  "Поэтому при любой попытке интерпретировать духовный опыт такого вида необходимо быть уверенным, что контекст, по отношению к которому мы интерпретируем опыт, настолько полон, насколько это возможно. Другими словами, необходимо быть уверенным, что интерпретация проведена с учетом всех четырех секторов. Следует стремиться к «четырехсекторному» представлению, к интерпретации в контексте Космоса во всех его измерениях".
Кен Уилбер

Об авторах.

СТАНИСЛАВ ГРОФ.
    Станислав Гроф (Stanislav Grof, род. 1 июля 1931 в Праге, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания. Закончил Пражский Карлов университет в 1957. В 1965 защитил диссертацию на соискание степени доктора философии по медицине в Чехословацкой Академии Наук, в это время — практикующий психоаналитик. В 1967—1969 прошёл двухлетнюю стажировку в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, США. Как исследовательский руководитель продолжил работу в Мэрилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 жил и работал в институте «Эсален» в штате Калифорния, США. В 1977 соосновал Международную трансперсональную ассоциацию. В данное время — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований.

ДАЛАЙ -ЛАМА.
   Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, тиб. род. 6 июля 1935) — духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). В 2006 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. До 27 апреля 2011 г. также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

АНДРЕЙ КУРАЕВ.
  Андрей Вячеславович Кураев (15 февраля 1963, Москва) — протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии; ассистент-совместитель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве.

ОШО.
   Чандра Мохан Раджниш (хинди  11 декабря 1931 — 19 января 1990) с начала семидесятых более известен как Бхагва;н Шри Раджни;ш (хинди) и позднее как О;шо (хинди) — известный неоиндуистский гуру и мистик, вдохновитель движения Раджниша (англ.)русск.. Критика социализма, Махатмы Ганди и традиционных религий сделала Ошо ещё при жизни противоречивой фигурой. Помимо того, он отстаивал свободу сексуальных отношений, за что заслужил прозвище «секс-гуру» сначала в Индии, а затем в международной прессе.
    Основатель системы ашрамов во многих странах. Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам, которое было ликвидировано правительством США в 1985 году в связи с рядом серьёзных преступлений, совершённых поселенцами, включая биотеррористический акт (англ.)русск. В ряде стран организация Ошо причислялась некоторыми государственными, общественными организациями, учёными и религиозными деятелями к деструктивным сектам и культам. В СССР движение Раджниша (англ.)русск. было запрещено из-за его несоответствия позитивным аспектам индийской культуры и целям молодёжного протестного движения в западных странах.
   Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен (более 600) книг.

ЕЛЕНА РЕРИХ.
    Елена Ивановна Рерих (урождённая Шапошникова) (31 января (12 февраля) 1879, Санкт-Петербург — 5 октября 1955, Калимпонг, Индия) — русский религиозный философ (в отдельных источниках философ или эзотерический философ), писательница, общественный деятель. Утверждала, что методом яснослышания получала послания от Махатмы Мориа, которые были изданы серией книг о религиозно-философском Учении Живой Этики («Агни Йога»). Организатор и участница культурно-просветительской деятельности, развёрнутой под руководством Н. К. Рериха в Америке в 20-е годы ХХ столетия; участница экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии (1924—1928); почётный Президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии. Перевела на русский язык 2 тома «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской, а также избранные Письма Махатм («Чаша Востока»). Идеи, изложенные Е.Рерих в Агни-Йоге, оказали особое влияние на развитие Нью-эйдж в России.

АРКАДИЙ РОВНЕР.
   Аркадий Борисович Ровнер (род. 1940, Одесса) — русский писатель, поэт, переводчик, издатель, культуролог, исследователь традиционалистских доктрин, духовный практик, мистик, визионер, создатель Школы состояний и Института культуры состояний.

ШРИ АУРОБИНДО.
    Шри Ауробиндо Гхош (англ. Sri Aurobindo Ghose, произносится, а также часто пишется, как Ghosh), (1872—1950) — индийский философ, поэт, революционер и организатор национально-освободительного движения Индии, йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги.

РАМ ДАСС.
   Ричард Альперт (род. 6 апреля 1931), более известен как Баба Рам Дасс — американский гуру, автор вышедшего в 1971 году бестселлера «Будь здесь и сейчас» («Be Here Now»). В 1960-х годах, будучи профессором психологии Гарвардского университета, общался с Тимоти Лири и вместе с ним проводил исследования эффектов ЛСД, за что был лишён профессорского звания. Затем жил какое-то время в Индии, где обратился в индуизм, став учеником индуистского садху Ним Кароли Бабы.

ЛОБСАНГ РАМПА.
   Лобсанг Рампа — литературный псевдоним британского писателя и деятеля нью-эйджа Кайрила Генри Хоскина. Хоскин утверждал, что является тибетским ламой по имени Вторник Лобсанг Рампа, вселившимся в тело британца. Автор многочисленных книг об эзотерике, мистике и оккультизме. Имя Вторник (англ. Tuesday) обусловлено якобы существующим обычаем тибетцев давать детям имена согласно дням недели.

КЕН УИЛБЕР.
    Кеннет Эрл Уилбер   (род. 31 января 1949, Оклахома-Сити, штат Оклахома, США) — американский философ и писатель, разработавший теоретические и практические положения интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершённых в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, а также и в других областях.