Перепись учеников

Владимир Бахмутов
  В одной из деревень Горного Алтая открыли новую школу. Было это в те далёкие уж теперь времена, когда рождаемость в нашем государстве намного превышала смертность, когда люди жили дружно и верили в светлое будущее. Директору школы, человеку в их деревне новому, подают список будущих учеников. «Тимофеев Вася, Тимофеева Катя, Трофимов Ваня, Петров Коля, Николаев Петя, Николаева Зина, Павлов Кирилл, Селиванова Анна и так далее».

  - Почему здесь фамилии образованные только от имён? –искренне удивляется директор.
  - Это не фамилии, - поясняют ему, - это имена отцов, а фамилий в деревне всего две: Суртаевы и Табакаевы…
 
  Вот так! Причём, половина детей была русской национальности, а вторая – алтайской.
Аналогичными в таёжных районах Горного Алтая стали фамилии Сафроновых и Зяблицких, Торлоповых и Максимовых и множество, множество других. 

  Первое появление русских на этой земле можно отнести к концу четырнадцатого века. Беглые крестьяне, казаки перебирались через Урал-камень, пробивались через степи и находили приют у таёжных жителей. Потом был указ Ивана Грозного о переселении в Сибирь двадцати семей, потом казаки Ермака и Стеньки Разина, Демидовские заводы, беглые каторжане Забайкалья, раскольники, забившиеся в самые далёкие таёжные уголки. Больше всего русского населения в степной Алтай подбросила столыпинская реформа. Многие со степей быстро перебрались в предгорье и горы черневой тайги.

  После революции зажиточных крестьян раскулачили и выслали, бедных собрали в колхозы. Всё это набило оскомину, да вот только хочется отметить, что во всех этих передрягах народ не разделялся на русских и алтайцев. Все горести и радости были едины. Что нужно сделать для того, чтобы братство это сохранилось?..