8-viii начало июля и плитарх

Публий Валерий
                VIII

  Среди клиентов светлейшей Присциллы Младшей в конце июня пошли слухи, будто с начала следующего месяца она будет регулярно проводить салютатио. Поэтому в календы до полудня в портике её дома во Фламиниевом Цирке скопился не один их десяток. Все они вынуждены были разочароваться. Кто-то ругал распускающих ложные слухи, а кто-то надеялся на удачу в следующее утро. Надежды этих просителей, или просто собиравшихся высказать своё почтение, оправдались. Начиная со второго числа месяца июля утреннее приветствие молодая домина старалась не пропускать. Хотя чаще всего она устраивала его не в своём атриуме, а в боковом портике дома Дидия Инстеана, который, этот дом, она называла «медовой обителью». И принимала в основном трёх-четырёх клиентов, лишь изредка больше, ссылаясь на нехватку времени. Но, конечно же, и таким салютатио были рады приходившие люди, поскольку их выслушивали и им помогали. И некоторые из них, не решавшиеся сказать прямо своей патронессе, делились между собой и со слугами патрицианки – возможно, стараясь заслужить их, а через них и их хозяйки, расположение – некоторые говорили, что таких, как она, истинных родовитых аристократов, к несчастью, остаётся всё меньше. Здесь, возможно, с небольшой натяжкой, нелишним будет упоминание о том, в честь кого назвали упомянутый начавшийся месяц. Общеизвестно, что Божественный Юлий был чрезвычайно внимателен к клиентам, вообще к простому народу; и милосерден ко всем: даже к однажды поднимавшим против него оружие, ибо, победив врагов, великий Гай Юлий Цезарь прощал их и делал своими товарищами. И совершенно справедливо в честь этого выдающегося его качества, уже при жизни последнего диктатора, был воздвигнут храм Клеменции. И не менее справедливо, что летний месяц, в который столь милостиво расточают свои дары Сол и Церера, был переименован из квинтилия в июль. Итак, в этом месяце, точнее, в первой его половине, день фламины Фабии, не говоря, конечно же, о позднем пробуждении, нескольких глотках божественного дара лозы, завтраке, термах и ларарии, начинался с выхода на непродолжительное салютатио – вместо него случалось иногда посещение театров – после чего следовал прандиум. Отнюдь не всегда, разумеется, соблюдался именно такой порядок, и кое-что прелестная молодая домина могла и пропустить. Компанию за завтраком или прандиумом она составляла своей «младожене» Бестии, иногда одной, или одному, или обоим из пары молодожёнов, настоящих, Инстеану и Приме, у которых фактически и жили «младожёны», звавшиеся Аркесилай и Феодота.

  Корнелии Руфине, чтобы походить на гетеру, что-то ещё делать было абсолютно не нужно. Присцилла, чтобы более соответствовать прозванию, стала читать каждый вечер, иногда и утро, Гомера, чаще всего по несколько строк. При этом она, как и зачинатель Средней Академии, говорила, что «отправляется к любимому». Порою этими словами приводя в недоумение некоторых гостей – не только в доме Инстеана – ожидавших, что она-то с ними разделит постель. Но тут обычно Бестия или Мерулина, или же, что реже, чуть спустя сама Муция, поясняли, что так она выражается про чтение и наслаждение одним из двух первых любимчиков Каллиопы, подразумевая под вторым Вергилия Марона. Вообще-то, вслед за Проперцием, как патриотка и истинная древнего славного рода римлянка, она ставила автора «Энеиды» первым, выше автора «Илиады» и «Одиссеи». О том, что Присцилла Младшая в последнее время вела некоторые рассуждения, сказав «я утверждаю» и добавляя «а такой-то с этим не согласится», уже говорилось; и это тоже говорилось из подражания Аркесилаю Питанскому. Кроме этого, она сама и её подруги находили следующие сходства с греческим философом-академиком, родившимся на триста семьдесят лет раньше. Тот и другая «были несокрушимы в доводах» – исключение могли бы составить Ребилия и Стабилий: будь они противниками в споре с главной жрицей Кибелы, вполне справились бы с её аргументами. Тот и другая «легки на писательство», умалчивая, что академик ещё и слагал стихи. Однажды в описываемое в этой главе время, некий молодой человек, желая блеснуть своей начитанностью, ссылаясь на двух эллинских авторов и вообще довольно убедительно, доказывал, что Аркесилай Питанский, в силу своего воздержания от суждений, не писал вовсе. На что Аркесилай Романская, устав спорить с упрямым гостем, нашла такой ответ: «А я сама и не пишу – только диктую!» Ещё этот грек, ровесник патрицианки, звали его как-то на букву «П», рекомендовал ей, раз она хочет походить на Аркесилая, читать Пиррона и скептиков, Платона, диалектиков. За тяжеловесность доводов девушка назвала оппонента, чуть изменив его имя, «Плита-рхом». Дабы получить гарантию, что она с ним в ближайшее время  более не столкнётся в застольном споре, и что другие римляне также избегнут от него поражения в полемике, Фабия, не мелочась, вместе с Бестией и Секстией поехала к одному из преторов, ведавших делами иноземцев. Не в силах отказать столь блестящей делегации, магистрат послал ликторов за «выскочкой-гречишкой», те доставили его, и облечённый высоким достоинством римлянин лично рекомендовал лишь пять дней назад приехавшему Плитарху «во избежание позора высылки уехать самому в свою Беотию» и научиться более почтительному обращению с властителями мира. Вспоминали подруги и то, что академик умел говорить колкости и насмешки, в речах был сжат, сводил всё к исходным положениям. Вообще-то, сжатость речей Муции имела свойство исчезать пропорционально количеству возлияний и, соответственно, выпитого ею фалернского, лесбосского, нового аттического, кампанского, сладкого беотийского, пиценского, нарбоннского и других сортов гроздного дара Вакха. А как пример сведения споров к исходным положениям они почему-то любили приводить случай в спальне Гая Дидия.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/03/666 (И действительно, планы дьявольские))


-------------------------
    последний диктатор – после гибели (44 г. до н.э.) Гая Юлия Цезаря Сенат, с одной стороны, принял решение о его консекрации, с другой, объявил диктатуру вне закона «на вечные времена».
    Клеменция – Божество милосердия, лат. clementia – милосердие.
    Проперций – (ок. 47 до – 15 н.э.) – выдающийся р. поэт, современник Вергилия.
    диалектики – представители одного из направлений в др.гр. ф-фии.
    Беотия – гр. область восточнее Аттики (главный город Беотии – Фивы).
    властители мира – т.е. римляне.