Микаэл Балинт - о базисном дефекте психики. Цитаты

Жанна Кусмеш
         Микаэл Балинт. Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии (пер. с англ.Агаркова В.А., Кравца С.В.), 2002, 256 с. (под ред.А.М. Коковиков. – М., Когито-Центр,2002) – psychol – ok.ru /lib/balint_m/bd)


        1.«Очевидно, что и оргазм при коитусе, и засыпание возможны только в состоянии «гармонии», или, по меньшей мере, согласия между индивидом и окружением. Состояние такой  умиротворенности возникает при условии, что окружение защищает субъекта от любой беспокоящей стимуляции извне и при этом само не оказывает какого-то нежелательного воздействия, вызывающего у субъекта возбуждение или дистресс».


        2. «Чем больше поведение и техника аналитика дают повод к тому, чтобы пациент воспринимал его как всеведущую и всемогущую фигуру, тем больше опасности возникновения злокачественной формы регрессии. С другой стороны, шанс появления доброкачественной формы регрессии тем выше, чем большего успеха достигает аналитик своих попытках сгладить неравенство, а также оставаться в глазах своего пациента простым и ненавязчивым».


        3.«интерпретации вновь приобретают свою значимость в состояниях, которые возникают после выхода пациента из регрессии».


        4.«Активная техника Ференци не сглаживала, а, наоборот, усиливала неравенство между ним и его пациентами, которые действительно воспринимали аналитика как всеведущую и самую значимую для них персону».



        5.«Я экспериментировал с техникой, позволяющей пациенту войти в такого рода двусторонние отношения, где коммуникации не могут осуществляться при помощи слов и даже не нуждаются в них».


        6.«все эти невербальные коммуникации, отыгрывание, подлежат проработке, но не прежде,  чем пациент оставит уровень базового дефекта и вновь перейдет на уровень Эдипова комплекса».



        7.«слова переставали быть надеждным средством коммуникации, когда аналитическая работа достигала области, лежащей ниже Эдипова комплекса».


        8.«на уровне базового дефекта вербальная и невербальная интерпретация не окажет никакого влияния».


        9.«Молчание … может быть дружелюбным волнующим пространством».


        10.«Молчание также может означать попытку восстановления гармоничных отношений первичной любви, которое существовало между индивидом и его окружением до того, как возникли объекты».



        11.«Всякая интерпретация, даже корректная, оказала бы еще одно непредусмотрительное побочное действие: несомненно, она усилила бы сильный паттерн навязчивого повторения пациента – опять рядом есть кто-то, указывающий, чего ему чувствовать, думать и что делать».

        12.«Главная задача аналитика «состоит в не в том, что его присутствие всегда должно ощущаться, а в том, чтобы он всегда находился на верной дистанции – эта дистанция не должна быть настолько большой, чтобы пациент чувствовал себя потерянным и брошенным, но она не должна быть очень маленькой, чтобы не вызывать у пациента чувства стеснения и несвободы».



        13.«Цель работы заключается в том, чтобы дать пациенту возможность найти самого себя, принять себя, поладить с собой».


        14.«Кроме того, что нужно позволить пациенту обрести его собственный путь в мир объектов, а не наставлять его на «истинный путь» при помощи глубокой и корректной интерпретации. Если это удается, то пациент перестает чувствовать, будто объекты покушаются на его права или подавляют его».


        15.«в окружении не должно быть подавляющих или требующих объектов, окружение должно быть спокойным, мирным, безопасным и ненавязчивым, оно должно быть благосклонно по отношению к субъекту. Субъект при этом отнюдь не обязан замечать окружение, признавать его или заботиться о нем».


        16.«Интерпретации могут быть восприняты  как несвоевременное вмешательство, как попытка обесценивания жалоб».


        17.«для некоторых пациентов жизнь утратила бы всякую ценность, если бы они лишились своих обид и своей ненависти или если бы они не получили полной компенсации за свои обиды и связанную с ними ненависть. Такие пациенты в любой интерпретации, которая проливает свет на причину обиды, будут видеть попытку аналитика обесценить эту обиду. Любая подобная попытка будет воспринята как угроза разрушения основ существования; они реально чувствуют, что у них отнимают то, ради чего стоило жить».

         18.«дефект (шрам) в психологической структуре клиента».


         19.«Некоторым пациентам необходим значительный отрезок времени для завершения процесса печали, который лучше предоставлять естественному течению».


         20. «так как этот процесс протекает в области базового дефекта преодолеть эту печаль самому невозможно; это можно сделать только в рамках отношений между двумя «персонами».


         21.«психологическое кормление».



         22. «Я старался избежать развития нежелательных отношений, когда, например, строгая и подавляющая персона, наделенная авторитетом, или лучше знающая, что правильно, подавляет или фрустрирует другую персону, либо когда слабая сторона нуждается в поддержке, а аналитик играет роль великодушной и милосердной властной фигуры, - словом, таких отношений, которые ведут к усилению неравенства между субъектом и его могущественным объектом. С другой стороны, я старался установить отношения, в которых ни один из нас не был наделен всемогуществом, который признавал бы свои ограничения и надеялся на возможность плодотворного сотрудничества между двумя людьми, не имеющими фундаментальных отличий в значимости,  влиянии и силе».


        23. «реакция аналитика влияет на ход терапевтических отношений, которые начинаются с претензий на удовлетворение «влечения – желания», то есть злокачественной формы регрессии, и приводят к доброкачественной форме, то есть к регрессии ради признания; напротив, он выказал готовность к принятию роли первичного объекта, главной задачей которого является признание пациента и сопричастность».


        24.«регрессия, наблюдаемая в аналитической ситуации, может преследовать минимум две цели: удовлетворение инстинкта или влечения и признание со стороны объекта».


        25.«Перенос, то есть объектные отношения, может  обладать значительным исцеляющим потенциалом».


        26.«и объектные отношения почти всегда создаются и поддерживаются при помощи невербальных средств. Трудно подобрать слова для описания того, что создается. Мы говорим о поведении, о климате, атмосфере, и т.д., однако, все эти неопределенные и неясные слова, подразумевающее нечто без твердых границ и вызывающие, таким образом, ассоциации с первичными субстанциями».


        27.«несмотря на то, что многие формы объектных отношений невозможно представить в четких и недвусмысленных выражениях, а словесное описание их всегда является субъективным, произвольным и неточным, тем не менее, мы всегда ощущаем присутствие «атмосферы», климата в отношениях»

        28.«Так как объектные отношения принадлежат области психологии двух персон, «мы можем сказать, что клиническое проявление регрессии пациента будет зависеть от реакции аналитика на его регрессию, от того, как именно он принимает ее и как он на нее отвечает»


        29.«он всегда предпринимал попытку установить с аналитиком, например, генитальные или даже догенитальные отношения»

        30.«потребность пациента в определенных отношениях».


        31. «фаллическо-нарциссическая форма в разных ее вариантах, таких, как эгоистическое самоутверждение, агрессивно-кастрирующее поведение, покорность, мазохизм и т.п., множество анально-садистских форм со всеми их сверхкомпенсациями и реактивными образованиями»



        32.«оральные формы объектных отношений (оральная зависимость)»


         33.«оральная зависимость не представляет собой одной ранней зависимости, они являются отношениями «взаимозависимости». Мать находится в почти такой же степени либидонозной зависимости от своего ребенка, как и ребенок от нее»


         34.«отношения анального доминирования»

         35.«оральная зависимость» (оральная форма объектных отношений) – отношения взаимозависимости»

 
         36.«все примитивные формы отношения принадлежат, как правило, довербальному периоду развития»


         37. «Так как именно базовый дефект, пока он активен, определяет диапазон доступных для индивида форм объектных отношений, то насущная потребность терапии заключается в том, чтобы погасить эту активность, создав условия, в которых базисный дефект мог бы «зарубцеваться». Для этого нужно позволить пациенту регрессировать к той конкретной форме объектных отношений, в которой возникло исходное состояние дефицита, а, может быть, и к более ранней стадии.  Только тогда он сможет начать с «листого листа», то есть, заменить прежние паттерны объектных отношений, от которых он отказался, на созданные им новые паттерны. Новые, более гибкие паттерны, будут в меньшей степени играть защит, поэтому у пациента появится больше возможностей для адаптации к реальности, теперь вызывающей меньшее напряжение и противостояние»

 
        38.«Сверхдетерминация»

       
        39.«Аналитик должен быть слегка уступчивым»

 
        40."внешний мир" – объект в теории объектных отношений Балинта

         
        41. «чем больше мы сужаем диапазон наших возможных реакций, тем меньше нам остается потенциальных возможностей извлечь урок из сопоставления наших неудачных и успешно завершенных случаев, поскольку не каждая регрессия имеет трагический финал»

 
        42.«Инфантильные патогенные травмы, реактивированные аналитическим лечением, обладают 2-хфазной структурой»
 

        43."Травмирующий дефицит или избыток стимуляции со стороны окружения».


        44.«Повторное переживание исходной травмы»


        45.«Причиной исходной травмы является как избыток или дефицит со стороны окружения, так и следующие за этим недостаточное понимание и безразличие со стороны тех же людей»

        46.М.Балинт выделяет регрессию ради удовлетворения (злокачественная) и регрессию ради признания (доброкачественная)

 
         47.«от первичных объектов не ожидают действий, они просто должны быть в наличии в нужный момент – и скрыто или явно – позволить опереться на себя, так как иначе пациент не может измениться: невозможно плыть без воды, а без почвы под ногами невозможно идти. Аналитик, выполняя роль первичной субстанции, должен быть уступчивым и не оказывать сопротивления, он должен понимать и поддерживать пациента в течение какого-то времени…Всё это означает, что необходимы согласие, участие и вовлечение, но не обязательно действие, необходимо только понимание и терпимость»
 
         48.«На уровне же базового дефекта любое рассогласование представляется пациенту великой трагедией, в которой оживают все его горькие разочарования, составляющие его базисный дефект»

 
         49. «регрессивный перенос».

         50. «точки фикасации, к которым регресссируют различные неврозы»


         51.«чем больше пациент регрессирует, тем чувствительней он становится; то, что нормальный и невротический пациент обычно даже не замечает, регрессировавшего пациента глубоко задевает и волнует»


         52. «Аналитик должен быть средой. Аналитик должен позволить своему пациенту общаться с собой, как с некой первичной субстанцией.  Это означает, что он должен быть готов поддержать пациента, но не активно, а подобно тому, как вода поддерживает пловца или как земля поддерживает пешехода, то есть быть вместе с пациентом, позволить ему опереться на себя и не оказывать этому слишком сильного сопротивления. Некоторое сопротивление, однако, не только позволительно, но и необходимо. Аналитик должен все время внимательно следить за тем, чтобы это сопротивление создавало ровно столько трения, сколько этого требует продвижение вперед, но не более того, иначе путь может быть прегражден почти непреодолимыми препятствиями из-за сопротивления среды. Но прежде всего  необходимо наше присутствие, оно должно быть неизменным, и мы должны быть – подобно воде или земле неразрушимы»

      
         53. «Единственное, что может сделать аналитик – это принять роль истинной первичной субстанции, которая всегда существует, которая не может быть уничтожена, которая тем самым присутствует здесь, чтобы поддержать пациента»

 
          54. «шизофреногенная мать» (Балинт): «любовь этих матерей к этим детям, которые затем становятся шизофрениками, чрезмерна, но вместе с тем и обусловлена. Ребенок никогда не может соответствовать этому условию…Эти матери видят только внешнюю нормальную оболочку детей и не чувствительны к тому, что происходит у них внутри».

         
          55. «младенчество: отсутствие осознания внешнего мира, нарцисс;  они очень чувствительны к любому рассогласованию между своими ожиданиями и тем, как окружение  в действительности обращается с ними; их легко ранить и обидеть, и эти обиды терзают их долгое время».

   
          56.  «Углубление неравенства между пациентом и аналитиком может повлечь за собой обострение базисного дефекта пациента, возникновение состояний, напоминающих злокачественную зависимость»

         
          57. «между ним и его аналитиком не мог  быть установлен реальный контакт, так как на протяжении всего сеанса пациент находился под давление потребности в обесценивании аналитикa».