Рецензия на фильм Заверенная копия

Илона Бачинская
Сегодня наконец-то досмотрела фильм «Заверенная копия». Удивительный авторский взгляд на жизнь и на человеческую душу. Основная мысль фильма – «не ищите оригинал, просто найдите хорошую копию».

Вот рецензия, которая хоть как-то может описать то, что вы увидите.  «Джеймс – британский писатель, приезжает в Италию на встречу, посвященную выходу его книги, которая говорит о проблеме подлинников и копий в искусстве. Там он знакомится с француженкой, владелицей картинной галереи, которая делает вид, что писатель – это ее частенько отсутствующий муж. Писатель подыгрывает очаровательной женщине, но эта невинная игра вскоре становится опасной. Игра трансформирует реальность, переходит в нее, и грань между оригиналом и копией стирается вовсе». Увы, эта рецензия не отражает даже десятой части того, что на самом деле происходит на экране.

Как режиссеру удалось построить сюжет на диалогах, поначалу кажущихся совершенно бессмысленными? Весь фильм вас сопровождают множество черточек, маленьких нюансов, мелочей, деталей, которые складываются в пазл и сплетаются со смыслом слов и мимики героев.

Все действующие лица очень простые и обычные люди. Но в то же время именно это делает их совершенно уникальными, индивидуальными. Владелица галереи Жюльет Бинош выглядит такой взрослой и уверенной в себе женщиной. А потом шаг за шагом раскрывается, как цветок. И оказывается, что она находится в постоянном конфликте с собой и миром в котором живет. В ней борются ребенок и умудренная годами женщина, с накопившимися комплексами и установками. С другой стороны  Джейм Миллер – английский культуролог, философ, экзистенциалист. Он тоже производит впечатление серьезного, взрослого, уверенного человека. Он, так же как и Жюльет, ищет смыслов. Но он не борется с реальностью. Он играет с ней. В его восприятии мира все время чувствуется движение, будто ветер наполняет его мысли и чувства. Весь фильм построен на диалогах двух этих людей. Они говорят, спорят, делятся чувствами и мыслями. А за кулисами всего этого есть тайна, которую можно заметить только по движениям уголков губ, направлению взглядов, ощущениям, которые режиссер передает через игру светотеней и перспектив. Очарование фильму предает беззащитность на грани безумства главной героини. Она безумно сексуальна: волосы, губы, полуоткрытая грудь – все говорит о желании. Джеймс постоянно ходит по лезвию ножа. Он должен выбрать между свободой и связью с женщиной, которая обязательно ограничит ее. Он старается сохранять дистанцию, но в то же время он совершенно не боится подыгрывать ее страсти. Она делает все, чтобы удержать его… и наблюдать за этим не просто интересно…

Удивительно гармонично в сюжет вплетены звонки мобильных телефонов. Они постоянно прерывают разговор, раздражают своей навязчивостью, но при этом делают понятным то, что чувствуют герои в данный момент. Они как катализатор, выявляют скрытое. И наблюдать за этим безумно интересно.

В фильме много персонажей, которых вы никогда не увидите, но они незримо присутствуют там. Например, женщина, которая переходит дорогу, сестра главной героини Мари и ее заикающийся муж. А так же много людей, которые как бы рисуют канву, появляются и исчезают. Но при этом они направляют игру героев, делают их в полном смысле этого слова. Так бывает и в обычной жизни. Но мы почти никогда не замечаем этого.

Еще раз убеждаюсь, что именно спонтанность делает человека личностью. Что бы мы не делали, мы проявляем себя, если живем не по схемам, предложенным из вне.

Когда смотрела, все время думала о том, что по-настоящему главный герой этого фильма Жульен, сын главной героини….

В конце истории нет окончания. Она остается неопределенной: раскрытое окно туалета, взгляд Джеймса под призыв колокола, пение птиц. И решение о котором зритель так и не узнает…

Цитаты из фильма:

«Мне кажется, что человечество, как  и все виды животных, имеет одну цель в жизни – получать удовольствие. И если кто-то получает удовольствие как мы, не нам его судить за это. Если они счастливы и рады жизни, то надо поздравить их, а не критиковать».

«Ты берешь простой предмет, ставишь его в музей, и люди начинают смотреть на него иначе. Важен не сам предмет, а твоя точка зрения, и этого достаточно. Если бы тебя звали Мари, все тоже было бы в порядке. То как она смотрит на своего мужа, меняет его ценность. Посмотри на эти кипарисы – они прекрасны, они индивидуальны, ты нигде не увидишь двух одинаковых. И дорога. Кто-то сказал мне, что ей тысяча лет. Подлинность, красота, возраст и функциональность – все это определение искусства, только не в галерее, а посреди полей, и никто этого не замечает».

«- Не думаете ли вы, что умеренность должна быть во всем?
- Было бы идеально, но идеала не существует. Глупо чувствовать себя несчастной из-за идеала. Ваш муж сделал вас замужней женщиной и это все, что имеет значение. Вы поймете это с возрастом».
 
«Если бы мы были более терпимы к недостаткам, мы не были бы так одиноки».

Это удивительно тонкий и нежный фильм. Но смотреть нужно в одиночестве и вслушиваться в каждое слово героев. Он смотрится на одном дыхании , как песня.