к образной символике Поэма горы Марины Цветаевой X

Татьяна Ульянина-Васта
X

 Но под тяжестью тех фундаментов
  Не забудет гора — игры.
 Есть беспутные, нет беспамятных:
 Горы времени — у горы!

                Впервые гора Синай упоминается в Библии, когда Бог открывается Моисею в неопалимой купине; Бог говорит Моисею: «Когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе» (Исх. 3:12). На третий месяц после Исхода израильтяне разбивают стан у подножия горы и остаются там вплоть до двадцатого дня третьего месяца второго года после Исхода (Исх. 19:1; Чис. 10:11). Пока израильтяне готовятся к теофании, Моисей проводит границу, переход которой запрещен под страхом смерти, а затем восходит на гору. На третий день Бог снисходит на гору и дает Моисею Десять заповедей (Исх. 20; Втор. 5), равно как и многие другие законы и постановления.
                Моисей сооружает алтарь у подножия горы и ставит 12 камней по числу колен Израилевых (Исх. 24). После этого Моисей, Аарон, его сыновья Надав и Авиху и 70 старейшин Израилевых восходят на гору, где они лицезреют Бога. В течение шести дней гора остается окутанной облаком, а на ее вершине сияет пламя (Исх. 24:16, 17). На седьмой день Моисей поднимается на вершину, чтобы получить Скрижали Завета, и остается там 40 дней (Исх. 24:18). В это время израильтяне, руководимые Аароном, сооружают золотого тельца (Исх. 32). Возвратившийся Моисей в гневе разбивает скрижали, однако позднее он возвращается на гору, где получает новые.
                В библейской теологии гора Синай — место Божественного откровения, часто упоминается в поэтических описаниях теофании (Втор. 33:2; Суд. 5:5; Пс. 68 [в русской традиции 67] :9, 18). Когда пророк Илия узрел Бога, он отправился к горе Бога, Хореву (I Ц. 19:8); этот библейский рассказ — единственное упоминание паломничества к горе Синай после Моисея.

 По упорствующим расселинам
 Дачник, поздно хватясь, поймет:
 Не пригорок, поросший семьями, —
 Кратер, пущенный в оборот!

 Виноградниками Везувия
 Не сковать! Великана льном
 Не связать! Одного безумия
 Уст — достаточно, чтобы львом
 Виноградники заворочались,
 Лаву ненависти струя.


                Со дня Его смерти пройдут столетия, но имя этого Человека не будет забыто. Его будут произносить и благословляя, и проклиная. Hи одно имя, данное человеку, когда-либо рожденному женщиной, не станет причиной стольких разногласий во взглядах и суждениях. Древние раввины будут считать этого Человека вы****ком, понесенным завивальщицей волос то ли от некоего Пандиры, то ли от некоего Стады; Его признают отступником от веры и шарлатаном, который вывез магию из Египта в виде вытатуированных на теле знаков; Его учение будет объявлено минейской ересью и предано анафеме.
                Древние римляне будут считать этого Человека фокусником и презренным проповедником презренной нации; Его учение назовут заразным суеверием и признают безумным.
                Во имя этого Человека будут умирать на крестах и сгорать в огне. За это имя будут гнать, ссылать и обезглавливать, будут оставлять семьи, оскопляться и с радостью принимать мучения. Во имя этого Человека будут объявляться войны и завоевываться земли. С этим именем на устах будут обогащаться и грешить. И с ним же будут отрекаться от зла.
                Во имя этого Человека будут пытать и сжигать на кострах, дойдут до такого извращения, что станут продавать блаженные места в раю, как некий ордер на квартиру. Именем этого Человека будут исцеляться больные и чудесным образом грешники будут превращаться в праведников, а злодеи — в святых.
                Этого Человека назовут мятежником и великим пророком, самозванцем и Богом.

 Будут девками ваши дочери
 И поэтами — сыновья!

                Порнография - (греч., от porneia - развратная, продажная женщина, или pornos - продажный мужчина и grapho - пишу). 1) собрание непристойных книг, рисунков и т. п. 2) описание приютов и нравов публичных женщин; слишком реальное изображение сцен разврата в литературе.

 Дочь, ребенка расти внебрачного!
 Сын, цыганкам себя страви!
 Да не будет вам места злачного,
 Телеса, на моей крови!

                "Нееврейка… ребёнок её — как и она [нееврей]. Откуда это? — Сказал рабби Йоханан от имени рабби Шимона бар Йохая: "Потому что говорит Писание: «сына твоего от [следования] за мною…» — сын от твоей дочери-еврейки называется «сыном твоим», а сын от твоей невестки-нееврейки не называется «сыном твоим», но [называется] «её сыном». Сказал Равина: «Отсюда следует: сын дочери твоей от нееврея называется „твоим сыном“»

 — Вавилонский Талмуд, Кидушин 68б

 Тве'рже камня краеугольного,
 Клятвой смертника на одре:
 — Да не будет вам счастья дольнего,
 Муравьи, на моей горе!

                Иаков, пробудившийся от своего сна в Вефиле, воздвиг памятник Богу из того камня, который служил ему изголовьем, и помазал его елеем: «Это и был Камень основания. В Торе сказано: "И пришел (Иаков) на одно место и остался там ночевать" (Быт., 28:11). «Камень Основания» на горе Мориа оказался очень устойчивым элементом сакральной топографии. Христианских паломников средневековья ничуть не смущало то обстоятельство, что, по Библии, «Сон Иакова» и сооружение алтаря происходили не в Иерусалиме, а в другом городе, Вефиле. Многие просто называли гору Мориа Вефилем, поскольку «Вефиль» или «Бет-Эль» означает «Дом Божий»

 В час неведомый, в срок негаданный
 Опозна'ете всей семьей
 Непомерную и громадную
 Гору заповеди седьмой!


                В католическом катехизисе, имевшем законную силу в Третьем Рейхе, в толковании седьмой заповеди под названием: Предоставляй каждому своё (G;nn jedem das seine).


 1 января — 1 февраля 1924 г.
 Прага. Гора.
 Декабрь 1939. Голицыно, Дом писателей