Просмотрено военной цензурой

Серафима Лаптева
Скоро Новый год. Я стою в магазине  перед большой   витриной с  красивыми, яркими, многоцветными открытками. Вот эту – музыкальную, со смешным плющевым медвежонком - я подарю маленькой внучке А этот заснеженный волшебный пейзаж наверняка  понравится нашим друзьям. Ну. а этого Деда мороза с мешком подарков я опущу в почтовый ящик соседей.  Знаки взаимного внимания и уважения, вестники добрых чувств открытки  поздравляют нас с Новым годом, с днем рождения, днем свадьбы, юбилеем, рождением ребенка. Они желают нам здоровья, счастья, удачи и успехов. Они признаются в любви и верной дружбе, разделяют наши надежды  и радости, воскрешают  память о прожитом и пережитом...  Невольно  вспомнились годы войны, когда  в маленькой горной деревушке на Кавказе, где мы жили, располагалась (как тогда говорили, «дислоцировалась») воинская часть военной цензуры.

Вероятно, сегодня многие уже не знают и не помнят, что в войну на всех письмах стоял штамп «Просмотрено военной цензурой». Среди почты, которую ежедневно привозили «на просмотр» в мешках на грузовых машинах, было много разноцветных открыток. К сожалению, люди не знали, что цензура открытки не пропускала, и до адресатов «полевой почты» они не доходили. Кажется, их полагалось сжигать, но проще и легче было отнести их в лес и слегка присыпать землей. А мы, деревенская ребятня, быстро находили эти «клады» и набирали себе открыток кто сколько хотел, играли «в почту», менялись, делали красивые шкатулки, читали надписи на обороте – в стихах и в прозе.

Сколько же погибло, не дойдя до фронта, приветов, сердечных признаний, добрых слов, пожеланий здоровья и победы! Я вспоминаю об этом накануне Нового года, стоя перед большой витриной с красивыми, яркими, поздравительными открытками…