Знамение гл. 11

Владимир Орлов3
ЗНАМЕНИЕ ГЛ. 11


Оставшиеся дни недели пролетели незаметно и были похожи на предыдущие в плане духовном: Алексей читал Бориса Поплавского и Георгия Иванова, Библию, Новый Завет, Апокрифические евангелия, слушал прелюдии Рахманинова, концерты Вивальди, экспериментировал с фольгой. По вечерам звонил Наташе и забавлялся, слушая ее веселую речь, которая его успокаивала и поднимала настроение, но сегодня была суббота и вечером она обещала приехать.

Он хорошо выспался и проснулся сам, без будильника. Посмотрел на часы: было около десяти. В обед ему надо было съездить к Светлане с Игорем и поговорить о самом сокровенном и тайном: о Боге. Игорь кое что нашел по этому вопросу, Алексей тоже подготовился, а Светлана, как всегда могла удивить всех своей неповторимой женской логикой и интуицией. Вопрос был неразрешимым, ибо понять разумом человеческим Бога нельзя, но выяснить, что о Нем думают люди, провести параллели или различия между разными понятиями Бога - можно.

Он позвонил Игорю насчет его планов на день и они договорились встретиться после обеда.
- Надо бы слегка навести порядок в холостяцком гнезде, может быть Наташка сегодня приедет, - подумал он и приступил к уборке.
Включив диск с концертами Вивальди, он принялся за уборку. Провозившись до обеда, протирая, моя, вытирая, пылесося, а затем покушав, он оделся и поехал в гости.

Встретил его Игорь, помог раздеться и они прошли в кабинет Игоря.
- Светлана будет позже, - ответил он на вопросительный взгляд Алексея, когда они проходили мимо кухни.
- Наташа еще не приехала?
- Пока нет, но, может, сегодня вечером приедет.
- Небось, соскучился?
- Еще бы!

- А как она вообще тебе?
- Какая-то она совсем другая, не похожая ни на одну из предыдущих: в ней сразу соединилось всё, но самое главное она искренна, не рисуется, а в постели она вообще бесподобна!
- Ох, завидую тебе белой завистью!
- Ну, Светлана не хуже!
- Так, Светлана жена! Родной человек! А секс с родным человеком - сам понимаешь...

- Так вот и я боюсь влюбиться, хотя чувствую, что я уже гляжу в эту пропасть.
- Конечно, когда с тобой рядом любимый человек это дает уверенность в жизни, конечно, можно получить сексуальное удовольствие, оно - рядом, под боком, но мы же оба понимаем: природа мужчины - желать всех красивых женщин!
- Да уж...Идешь по улице, едешь в транспорте, а их - как цветов на летних клумбах!

- И хочется их рвать, рвать, рвать...
Они расхохотались, отлично понимая друг друга.
- Так, ну, ближе к телу, как говорил Мопассан. Тема невозможная для исследования, но поговорить о ней интересно. Я думаю, что несколько высказываний о Боге разных по своим взглядам людей введут нас в нужную колею:
***
Если бы Бога не было, следовало бы Его выдумать(Вольтер).
***
Бог - это сфера, центр которой везде, а окружность нигде(Приписывается Тимею Лотрскому).
***
Бог выше всяких определений(Августин Блаженный).
***
Нужно ангельское терпение, чтобы быть отцом всех христиан(Хенрик Ягодзиньский).
***
Сильные видят в Боге доказательство своей силы, слабые - защиту от своей слабости(Анна Кшижановская).

- Я думаю, что Блаженный Августин наиболее верно сказал об определении Бога.
Алексей согласился с Игорем и добавил:
- Ученость и грех у ранних христиан были синонимами, поэтому всё, что касалось изучения этого вопроса философами или мистиками считалось ересью и не принималось во внимание церковью. Мало того, даже авторитет евангелий уходил на второй план перед авторитетом церкви:

- "Авторитет церкви для меня выше авторитета евангелий", - так, примерно, говорил Иоанн Златоуст. Только то, что говорила церковь было истиной,иными словами, копия "Джоконды" выше оригинала Леонардо да Винчи, а если ее еще "приукрасят" некоторые "художники", то останется только размытый образ.
- Ну, мы сложим разные мнения. В "Зогаре" - учебнике каббалистической теософии, авторство которого приписывают раввину Симеону бен Иохаи 80 г.н.э. говорится:

- "Прежде чем То дало какую-то форму этому миру, прежде чем То создало какую-то форму, То было одиноко, без формы или подобия чего-либо другого. Кто же тогда может постичь То, какое То было до творения, раз То было бесформенно? Потому запрещается представлять То какой-либо формою, подобием или даже священным именем Того, единою буквою или хотя бы единою точкою."

Евреи называли это То - Эйн-Соф(Безграничный, Беспредельный с еврейского). Эйн-Софа никогда не рассматривали как "Творца", это утверждал даже такой ортодоксальный иудей, как Филон, который "Творца" называет Логосом, следующим за "Беспредельным", и "вторым Богом", иначе - Мудростью Эйн-Софа. Божество есть Ни-что.

Ни одно из имен, данных Иегове в Библии, не имеет никакого отношения к Эйн-Софу или безличной первопричине, но все они относятся к Эманациям(т.е. вначале они проектируются в духовной силе, а уж потом рождаются). В "Каббале"(сокровенной мудрости еврейских раввинов средневековья) сказано:

- "Ибо, хотя для того, чтобы открыться нам, сокровеннейший изо всех сокровенных выявил десять эманаций(сефиротов), называемых формою Бога, формою небесного человека, всё же вследствие того, что даже эта светящаяся форма была слишком ослепительна для нашего зрения, ему пришлось принять другую форму, или надевать другое одеяние, которое есть вселенная. Поэтому вселенная или видимый мир, есть дальнейшее расширение божественной субстанции, и в "Каббале" называется "Одеянием Бога".

То же самое мы видим у индусов: Парабрахма(буквально, за "пределами Брахмы") - "Абсолют", реальность лишенная атрибутов, не имеющая себе подобных. Безличный и безымянный всемирный Принцип. Но слово "Принцип" надо понимать не в нашем представлении, а как элемент, первичную сущность на которой и из которой возникло и построено всё. Если представить учение индусов в виде лестницы, то Парабрахма - первая ступень.

Брахма - вторая ступень. Причем, надо отличать Брахму - бесполого, от Брахмы - творца.
Первый Брахма или Брахман есть безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого всё возвращается, который есть бестелесный, нематериальный, нерожденный, вечный, безначальный и бесконечный. Он всеобъемлющий, одухотворяющий как наивысшего Бога, так и мельчайший минеральный атом.

Другой Брахма - мужской и мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении.
Далее идут Брахма Вак, Брахма Вирадж - мужской и женский Брахма, т.е. Брахма разделяет свою природу на мужскую и женскую, где Вак - это Логос Божества, Вирадж - материальная и духовная природа. Ну, если начать детально вникать в индусскую терминологию, то голова пойдет кругом, поэтому остановимся пока на этом.

Аврелий Августин Блаженный(354-430), представитель католической религии, считал, что Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание других миров - пустая игра воображения.

 Августин рассматривал Бога, как нематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком, как своим творением. Он противник пантеизма, то есть единства Бога и мира. Бог - сверхприроден. Он истолковывал Бога, как личность, сотворившую всё сущее. Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин выводил отсюда принцип бесконечности божественного начала.

Фома Аквинский дает пять доказательств Бога:

1.Первый неподвижный двигатель.
2.Первопричина.
3.Абсолютная необходимость.
4.Абсолютное совершенство.
5.Высший Разум.

Естественное знание о Боге весьма недостаточно: оно включает общее понимание того, что Бог существует, но не может ответить на вопрос о том, каков Бог в Своей сущности. Знание о Боге дается человеку через откровения и свет благодати. Именно сверхъестественное знание о Боге является предметом богословия. Вера опирается на авторитет, на утверждения сделанные другими представителями церкви. В своем предопределении Бог определил тех, кто уверует во Христа для того, чтобы освободиться от греха и достигнуть блаженства и вечной жизни.

Иоанн Златоуст, представитель Восточной церкви, утверждает:

1. "Абсолютную трансцендентность Бога"(т.е выходящую за пределы понимания). "Ни единая вещь из всего сотворенного не имеет ни малейшей причастности или близости к высшему естеству."

2."Тот факт, что Бог есть очевиден, но что Он есть по своей сущности и природе - это лежит абсолютно за пределами нашего разумения и познания"

"Бог вездесущ и наполняет всё".

Сущность Бога остается недостижимой, но Его энергии достигают нас в виде благодати и божественного света.

3.Бог личностен и троичен: Бог есть Троица Лиц: Отца, Сына и Святого Духа, каждое из которых пребывает в двух силою вечного движения любви. Отец - нерожден, Он имеет свой исток и начало в Самом Себе; второе Лицо Троицы - Сын, хотя Он равен Отцу и совечен Ему, но Он рожден от Отца и Его исток в Отце, Святой Дух имеет исток и начало в Отце, но Он не рожден от Отца, а предвечно исходит от Него. Причем, Сын считается дважды рожденным - предвечно от Отца и от девы Марии.

Все христиане поклоняются Единому Богу в трех Лицах и исповедуют Христа, воплощенного Сына Божьего. Но есть один пункт, по которому Западная и Восточная церковь расходятся - это пункт о Святом Духе:Западная церковь считает, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, Восточная, что только от Отца.
Православная позиция отстаивает "монархию" Отца внутри Троицы, Западная - равенство Отца и Сына, смешивая два Лица в одно. Православная опирается на слова Христа:

- "Когда же придет Утешитель, Которого я пришлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать обо Мне."(Иоанн)

Но православие, расходясь с Западом относительно вечного исхождения Духа от Сына, соглашается с ним в том, что применительно к миру Дух посылается Сыном и поистине есть "Дух Сына". Троица, проще говоря: Ум - Отец, Слово - Сын, Дух - Святой Дух. Этот догмат был принят в 325 году.

- Ну, не без возражений, я думаю, - добавил Алексей.
- Это уж точно.
- Заметно сразу сильное расхождение между Индийской,Еврейской и христианской трактовкой
Бога. Если у первых двух Он - Ни-что, Абсолют, то у христиан Он - личностен, да еще Троичен, а вот как этот вопрос освещает один из величайши мистиков, которым было дано откровение небес швед Эммануил Сведенборг.

 Он родился в Стокгольме в 1668 году в семье лютеранского епископа. С детских лет он верил в Бога, но помимо этого изучал разные ремесла, а также естественные науки, алгебру и астрономию, был хорошим изобретателем и любителем музыки. В одну из ночей 1745 года ему было откровение, которому предшествовали молитвы, воздержания и кропотливый философский труд. К нему явился незнакомец, назвавший себя Богом и возложил на него миссию открыть впавшим в грех, неверие и заблуждения людям утраченную Иисусову веру. Он объявил ему, что дух его побывает в Раю и Аду, сможет поговорить с ангелами, демонами и мертвыми. Сведенборгу было тогда 57 лет. В течение 13 лет ему было дано беседовать с ангелами и видеть, что происходит на небесах и в аду.

Сведенборг утверждает, что во всех небесах признают только одного Господа:
- "Я и Отец - Одно. Отец во Мне и Я в Нем; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам"(Иоанн 10:30;16:13,14,15,) То есть нет христианской Троицы. Далее Он говорит, что люди, которые верили в невидимое Божественное начало, называя это начало Существом вселенной и отбрасывающие всякую веру в Господа, оказались неверующими ни в какого Бога.
"Всё предано Мне Отцом Моим"(Мф.11:27;Ин 16:15;17:2) - говорит Иисус и далее:

"Дана Мне всякая власть на небе и на земле"(Мф 28:18)

"Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни"(Ин 3:36)

"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек"(Ин 11:25,26) и далее:

"Я есмь путь и истина и жизнь"(Ин 14:16) - так говорит Господь.

"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего"(Ин 15:4-7)

По Божественному небесному началу своему Господь назван в мире Иисусом, а по Божественному духовному началу - Христом. Он имеет человеческий образ.

- Вообще-то, имя Иисуса(евр.Иешуа или Иегошуа) переводится как "Иегова есть спасение", а Христос(арам.Мешиха, ивр.Машиах) как "Мессия" и "Помазанник", - добавил Игорь, кроме того Он имеет более двадцати разных эпитетов:Агнец Божий, Альфа и Омега, Второй Человек,Дверь,Последний Адам,Воскресение и Жизнь, Истинная Виноградная Лоза, Пастырь Добрый, Слово, Царь Иудейский, Свет Миру, Сын Давидов, Еммануил и другие...

- Интересно, что имя Еммануил употребляется, когда говорят об Иисусе-Отроке, изображенном на иконах отдельно или с Богородицей, согласно пророчеству Исаии: "И родит дева Сына и нарекут Его Еммануилом" - продолжил мысль Игоря Алексей. - В Каббале насчитывается семьдесят два имени Бога, но наиболее употребляемые: Саваоф,Яхве Иегова,Шалом,Шхина,Эль,Элохим.

Саваоф - "Господь сил" одно из эпитетов и имен Бога.

Яхве,Иегова - непроизносимое вслух имя Бога, заменяемое на Адонай в речи.

Шалом - "Мир". В Талмуде написано: "имя Бога есть "Мир".

Шхина - "Святость", единственное имя Бога женского рода, считается ипостасью милосердия и прощения, используется в благословении дома, но не на религиозной службе. В Ветхом Завете этого имени нет.

Эль(Эл) - "Бог". Упоминание этого имени находится на древне-сирийских глиняных табличках "Списка богов". Эль стоит на первом месте и считается "Отцом всех богов".

Элохим - титул Творца, а с точки зрения Каббалы одно из имен-эпитетов Бога. На русский язык переводится как "Бог", на иврите - "пришедшие сверху" во множественном числе - ангелы, архангелы.

- Получается, что Иешуа Машиах - это еврейское произношение имени Иисуса Христа? - Спросил Алексей.
- Ну да, хотя в евангелиях Он нигде себя не называет Сыном Яхве или Иеговы.
- Но это имя подразумевается, потому что оно заменялось на слово Господь. Вот что говорит Иисус иудеям:

- "...Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что ОН БОГ ВАШ, и вы не познали Его, а я знаю Его; и если я скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и СОБЛЮДАЮ СЛОВО ЕГО."(Ин 8,38)
- И тут же,- продолжал Игорь, - идет противоречие в словах Иисуса, что, впрочем, довольно часто встречается в евангелиях:

- "Я говорю то, что видел у Отца Моего, а вы делаете то, что видели у отца вашего."(Ин 8-44)
Далее Иисус продолжает линию противоречия между пониманием Отца иудеями и Им:
- "Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я исшел и пришел, ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что вы не можете слышать слова Моего.

 Ваш ОТЕЦ ДИАВОЛ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине. Ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи...Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога"(Ин 8, 38)
После таких слов иудеи начали роптать и спросили Его: кто Ты? Иисус сказал им:

- "От начала Сущий, говорю вам. Много имею говорить и судить о вас, но пославший Меня есть истинен, и что я слышал от Него, то и говорю миру...Знаю, что вы семя Авраамово, потому что слово Мое не вмещается в вас...Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь".(Ин 8,12-38)

- Ну какой еврей снесет такое! Естественно, что после этого они озверели и хотели побить Его камнями, но Он ушел, - сказал Алексей. Он взял Библию и открыл Второзаконие:

" И сказал мне Господь(Моисею): вот, я начинаю предавать тебе Сигона(царя Есевонского, Аммореянина) и землю его; начинай овладевать землею его. И Сигон со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце; и предал его Господь, Бог наш в руки наши, и мы поразили его и сынов его и весь народ его, и взяли в то время все города его, и предали все города заклятию, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых, только взяли мы себе в добычу скот их и захваченное во взятых нами городах...

...И предал Господь, Бог наш, в руки наши и Ога, царя Васанского, и весь народ его; и мы поразили его, так что никого не осталось у него в живых; и взяли мы в то время все города его; не было города, которого мы не взяли бы у них: шестьдесят городов, всю область Аргов, царство Ога Васанского... и предали мы их заклятию, как поступили с Сигоном, предав заклятию всякий город с мужчинами и женщинами и детьми, но весь скот и захваченное в городах взяли себе в добычу...

...А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию...

...Когда израильтяне перебили всех жителей Гая на поле...тогда все израильтяне обратились к Гаю и поразили его острием меча. Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч. Иисус Навин не опускал руки своей, которую простер с копьем, доколе не предал заклятию всех жителей Гая...И сожег Иисус Гай и обратил в вечные развалины... а царя Гайского повесил на дереве...

- Я как-то по неведению раньше думал, что вывел Господь избранный народ из Египта и вот они шли через пустыню и ели то, что им посылал Господь, а потом, наконец, достигли земли Обетованной, которую им дал Господь. Оказывается, Господь вдохновлял и помогал им в кровавых битвах, и даже требовал себе часть добычи в виде скота и людей.

Сокрушая на пути всех, кто вставал у них на пути, а главное, истребляя женщин, детей, стариков - вот кровавый путь к земле своей евреев, - резюмировал эти отрывки Алексей. - Если это и есть Его Отец Небесный, то это печально. Не зря, в другом месте Иисус Христос называет Бога иудеев - Диаволом, но тогда зачем Он говорит, что он Бог ваш и Мой?

- Возможно, ошибки переводов, - предположил Игорь, - но Святое Писание - это ключ к вере и нормам поведения христиан. Может быть, Иисус противопоставляет Бога иудеев и Своего Отца Небесного, но тогда выходит уже два Господа и даже три, если учесть, что Иисус и Отец - Одно.

Учение Иисуса по нравственности отличается от учения Бога иудеев, хотя заповеди данные Моисею и Нагорная проповедь во многом схожи, а значит, у них - один изначальный источник. А что если Иисус от Себя решил реформировать религию евреев, потому что решил уничтожить диавола, а вернее, запереть его в аду, когда после воскресения Он спускается в ад?

- Да, вопрос темный,- согласился Алексей, - но, если начинать комментировать изречения, то одно утверждение далее будет опровергаться другим, например, о любви к "ближним" и о том, что "враги человека - домашние его" и так далее.
- Дело в том, что, наверно, имелось в виду, что только любовь к Иисусу должна затмевать всё, и только те, кто способен на это - достоин Царствия Небесного.

- А если Иисус назвал Бога иудеев дьяволом, то откуда появился "избранный" народ, который воспевают христиане в своих тропарях, кондаках, ирмосах и прочих песнопениях? Или тогда не надо верить словам Иисуса?
- Надо верить авторитету церкви, как утверждал Иоанн Златоуст.
- В свое время церковь утверждала, что земля плоская и неподвижная, а солнце вращается вокруг нее и сожгла Коперника за ересь, а Галилея тоже чуть не постигла эта участь, просидев в темнице долгое время, он сошел с ума, - напомнил Алексей.

- Не будем вспоминать инквизицию и охоту на ведьм - христианством и учением Иисуса здесь даже не пахнет, а скорее полной противоположностью.
- Так, что: не верить учению церкви?
- Верить надо, но и слушать свое сердце тоже.
- Церкви нет дела до сердца: ты либо с ними, либо против. Она еще себя покажет во всей своей силе. Уже сейчас тысячи верующих штурмуют соборы, чтобы поклониться мощам, иконам, предметам, принадлежащим мученикам или святым, то есть не то, чтобы лику Бога на иконе или идолу Бога, хотя и против этого был Иисус, а вообще предметам. Это какой-то фанатизм, а фанатизм всегда страшен.

 Если церковь, не приведи Господь, даст клич: поголовное крещение, а кто против - презрение и гонение, то многие верующие поддержат его. А коли и государство встанет на этот путь, то всякая иная религиозная мысль будет преследоваться. Я, конечно, сгущаю краски, но смотреть на небо и думать о его великой тайне, и думать о Боге уже будет незачем: надо просто идти в церковь и молиться - и ты свой.

- Да, верующий, например, еврей должен соблюдать что-то около семисот всяких правил Талмуда, ну, у христиан поменьше, но тоже хватает. Так что обряды и правила, а не сердце, но мы отвлеклись. Надо бы отдать дань нашим предкам и посмотреть на их "многобожество" и "идолопоклонство", если уж не считать поклонение иконам и статуям, а также мощам, поясам, гвоздям, плащаницам( в каждом соборе своя, как символ) и другим предметам.

Род - Сущий, единый, прародитель богов и творец мира. Заботится о делах небесных. Остальные боги подчинены ему и тот из них главнее, кто стоит к нему ближе.

Вышень - Бог покровитель нашей вселенной, отец Бога Сварога.

Сварог - Верховный небесный Бог в мире Яви(настоящий мир). Мы - сварожичи.

Перун (Сварогович) -Бог, покровитель всех воинств, защитник земель, сын Бога Сварога и Лады - Богородицы.

Лада - Великая небесная мать, Богородица, покровительница всех народов Рассении, молодоженов, любви, брака, детей и пр.

Макошь - Небесная Богородица, Справедливая Богиня счастливого жребия и судьбы. Дочери - Доля и Недоля, определяет судьбы людей и богов.

Даждьбог - Бог Тарх Перунович, хранитель древней мудрости.

Числобог - Мудрый, Великий Бог, управляющий временем, хранитель разных систем летоисчисления.

Рамхат - Великий Бог справедливости Небесного суда и вселенского правопорядка.

Белобог - Верховный Бог, Бог-всадник, сражающийся с ночью.

Чернобог - Бог ночи и тьмы, противник света, Бог смерти.

Всех нет смысла перечислять, важно понять, что все они от Рода, Вышеня, Крышеня,Сварога, Перуна и т.д. до самых отдаленных наших предков и отца с матерью соединялись в Роде. То есть все мы - потомки Богов и напрямую с ними связаны через Совесть. Род - Един и множественнен одновременно. Это можно сравнить, например, с роем пчел:рой один, но пчел в нем множество. Каждый Бог занимался тем, что ему было назначено.

Идолов или изваяния богов наши предки делали из грубого камня. Находились они в так называемых Капищах, где стоял стол для жертвоприношений(обычно это были овощи, фрукты, животные, человеческие жертвы были запрещены, так было по закону, но, наверно, были и нарушения от излишнего усердия).

- А какой главный бог в загадочной Японии? - Поинтересовался Алексей.- Там так много всяких религиозных течений, что можно запутаться.
- Не бог, а богиня: АМАТЭРАСУ-о миками - "Великая богиня, освещающая землю", богиня Солнца. Считается священным предком японских императоров и верховным божеством СИНТОИЗМА(поклонение всевозможным КАМИ - сверхъестественным существам).Существует также масса других богов, во многом похожих на греческих и наших славянских, но с японскими названиями.

Буддизм - одна из главных религий Японии, причем, так называемая "Большая колесница", то есть - Северный буддизм, в отличие от "Малой колесницы" - южного. Существует много разновидностей различных сект, основой которых служат эти два главных направления. Интересно, что христианское венчание привлекает японцев и пары желают повенчаться, хотя и остаются в душе приверженцами своей веры. Им нравится также торжественность христианского богослужения. Примерно, один процент японцев - христиане.

- А что в соседнем Китае?
- Даосизм,Конфуцианство, Буддизм...В плане философском - это совершенствование духовное, в плане религиозном - стать бессмертными духами, обладающими невероятными способностями...
- Что же привнесли в эти знания философы?

- Философия может только усомниться в самой себе в этом вопросе, но зато подтвердит неугасимое желание разума докопаться до истины. Но Бог не может быть подчинен человеческому разуму, Он не может быть личным произведением какого-то индивидуального разума и может познаваться только через откровения, то есть когда Сам захочет кинуть косточку знания о Себе человеку.

 Его образ складывается у человека из разницы всего положительного и всего отрицательного в Его деяниях, но эта разница всегда равна нолю, а ноль - ничто. Может быть, именно отчаяние и безнадежность разума познать Бога и порождает веру, потому что, если мы начнем измерять понятие Бога нашим умом, то Бог опускается до уровня интеллекта каждого. Философы пытаются сделать из Бога объект для исследования, но Он, как воздух: не имеет ни формы, ни веса, его не видно, но в нем - вся жизнь. Наверное, в поиске Бога проходит вся зрелая жизнь духовно развитого человека.

- А что же конкретно было сказано некоторыми яркими представителями философии о Боге?

- Бог Аристотеля - первичная форма бытия или "жизненное начало". Этот Бог даже не знает о том, что мы все: люди, звери, живые существа, растения и вообще мир - Им созданы. Он как бы порождает это всё непроизвольно. Этот Великий Космический Интеллект абсолютно одинок, а мы часть Его, так сказать, непроизвольного дыхания. Бог отделен от мира индивидуального, обособлен от жизни людей, не вникает в частности жизни. Это философский Бог, который мыслит Сам Себя, это как бы обожествленный философ.

Космогония Платона представляет собой следующее учение. Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Демиург придал миру соответствующий порядок. Мир - это живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. Эти элементы организованы в определенные пропорциональные соединения на основе закона чисел.

 В Мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. Мир образует ряд кругов: круг неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира такова: Божественный Ум, Мировая Душа и Мировое Тело(космос). Живые существа творит Бог. Богом созданы души, которые после смерти тела, в котором они живут, переселяются в другие тела. Многие свои философские идеи Платон вкладывает в уста своего учителя Сократа в знаменитых диалогах.

Сократ предпочитал умереть за истину, но остаться верным внутреннему голосу и Богом мог называть только такого Бога, который был - Благо. Он доказал, что душа - бессмертна, исходя из того факта, что разлагаться может только нечто составное, состоящее из каких-то элементов вещества. Сократ показал, что не может разлететься в прах то, что нематериально. Мир, который человек видит, это внешняя оболочка сокровенного. Как можно познать сокровенное, невидимое, духовное, подлинную реальность?

Для Платона - это путь разума, хотя и долю мистики он не отрицает. Бог человеку не открывается, а только сам человек открывает Его для себя. Здесь огромная принципиальная разница между Платоном и библейским Откровением: Платон пытался проникнуть в мир Бога с помощью разума и интуиции. В конце жизни Платон попытался навязать миру свою идею управления государством, он отрекся от Сократа и потерпел полную жизненную катастрофу.

Иммануил Кант всю свою жизнь был верен высказанному им положению о том, что доказать существование Бога никак невозможно, что все теоретические построения в пользу божества не имеют никакого научного или теоретического основания. Но в то же время он считал, что идея Бога может быть полезной в моральном отношении...
- Мне, кажется, что он был внутренне в этом не уверен раз произнес такую удивительную мысль о том, что больше всего его поражают две вещи: звездное небо над его головой и моральный закон в нем. Наверно, он понимал, что Бога нельзя доказать или опровергнуть человеческим разумом.

- Наверно, однако, продолжим. Гегель видел первооснову всех явлений природы и общества в некоем безличном духовном начале, которое он называл "абсолютом","мировым разумом", "абсолютной идеей". Абсолют или Бог есть во всём, но лишь в чистом мышлении он выступает в форме, адекватной содержанию. Гегель рационализирует веру в бога. Религия переживание - необходимое, но недостаточное: любое чувство субъективно и потому случайно, а Бог должен быть познан в его всеобщности. Форма же всеобщности - разум.

В христианстве происходит, по мнению Гегеля, примирение Бога и человека. Истинная религия, как он ее понимает, несет человеку не покорность и смирение, а свободу. В сущности, Бог Гегеля - это саморазвивающийся мир, в котором главное место занимает деятельность человека, благодаря этой деятельности всё разумное становится действительным.

Ученик Гегеля немецкий философ Людвиг Фейербах пришел к выводу, что человек создает бога по своему образу и подобию и что вера в бога должна уступить вере в человека.

- Ну, Фейербах материалист и это естественно.

- Шопенгауэр говорил, что если этот мир сотворил какой-нибудь бог, то он не хотел бы быть богом: злополучие этого мира растерзало бы его сердце. Он говорил, что в понятие Бога входят два неразлучных свойства: личность и причинность, и если их удалить, то можно только говорить о Боге, но нельзя его более мыслить. Шопенгауэр говорил, что если хотят употребить слово "бог" символически, то пусть это делают, но только не среди философов.

- В общем, тоже материалист.

- Ницше вообще отрицал всякого бога, а в особенности христианского. Он говорил, что вера уничтожится тогда, когда человек превзойдет самого себя и станет сверхчеловеком. Сверхчеловек должен занять место Бога, который умер. О самом Христе философ говорит с сочувствием, однако осуждает Бога за поведение на Кресте, за то, что "Он терпит и любит тех, кто причиняет Ему зло, за то, что Он не защищается и не гневается". Он считал, что ученики и церковь извратили Его учение, поэтому говорил, что "храмы - это могилы Бога".

Владимир Соловьев писал:" Бог любит хаос в его небытии и хочет, чтобы он существовал, поэтому Бог дает свободу хаосу". Уже в этом положении, философия Соловьева серьезно расходится с традиционным христианским вероучением, в соответствии с которым, Бог не может являться источником зла, ибо Он есть бесконечное добро, а зло - это порождение самого человека. У Соловьева, как видно, именно Бог порождает как добро, так и зло. Далее он пишет:

- "К человеку тяготела и стремилась вся природа, к Богочеловеку направлялась вся история человечества". Иначе, говоря вся история мира - это процесс становления Богочеловечества. Сущность человека - Боговоплощение. И достигнуть этого можно при условии объединения всего человечества в ЛЮБВИ.
- Ну, о любви говорят все, но любовь чувство, которое не подчиняется разуму, а истинная вера должна быть разумна, ведь так? - Спросил Алексей.

- Иначе она будет напоминать заключительную сцену на площади из фильма "Парфюмер",- усмехнулся Игорь. Еще несколько интересных цитат:

- "Я хочу Бога, перед которым мне не надо снимать обувь, не надо вставать на колени и целовать кому-то руку. Бога, который поймет мое одиночество."(Орхан Памук)

- "Бог тоже слеп - в день сотворения мира Он не увидел, как в Его творение затесался дьявол".(В.Гюго)

-" Мой индуизм состоит в том, что я считаю бога суперчеловеком, а человека - мини-богом."(Мария Арбатова)

- "Я думаю, большинство людей верит в Бога на всякий случай."(Доктор Кац)

- "Я не могу представить, как часовой механизм вселенной существует без часовщика."(Вольтер)

- "Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель Вселенной...Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия, и всё соответственное месту и времени разнообразие сотворенных предметов, что и составляют строй и жизнь вселенной, могло бы произойти только по мысли и воле Существа Самобытного, которого я называю Господь Бог"(И.Ньютон)

- "Я делю всех людей на три категории: кто встретил Бога, кто не встретил, но ищет, и кто не встретил и не хочет искать. Последние - самые несчастные."(Б.Паскаль)

- "Вне власти человека сочинить или навязать любой закон, который отменяет или пытается создать иллюзию отмены божественного или естественного закона."(Дж.Риз)

-Ну, я бы так не сказал, а, может, даже наоборот: именно люди пытаются постоянно менять божественные и естественные законы, - заметил Алексей, - и более того: придумывать их.
- Например?
- Что такое божественные законы? Это те, которые дал Иегова Моисею, а тот прочитал их людям, а позже Иисус их повторил и кое-что добавил. По сравнению с ними Конституция и Уголовный кодекс - это как библия пришельцев. А естественные законы направляют человека на поиск еды и удовольствий, а, как правило, удовольствия соответствуют природе человека, а не морали общества.

 Так что люди и отменяют, и создают свои законы, но имеется в виду наша земная жизнь, а не небесная механика или управление силами природы.
- Получается, что ничего конкретного о Боге не знают ни отцы церкви, ни философы, ни ученые.
- Просто отцы церкви верят в Него, а остальные пытаются вывести Его из каких-то умозаключений.

- Наверно, полное знание о Боге невозможно, ибо как можно знать об океане по капле воды?
- И то верно...- согласился Алексей,- но я, наверно, пойду. Надо заскочить еще в магазин...
- Ну да, тебе ж надо готовиться, - многозначительно протянул Игорь.
- Ладно, не подкалывай.
- А по чайку, хоть и без Светланы, кстати, куда это она могла заскочить?
- Да я, пожалуй, пойду. Спасибо, до встречи.
Они пожали друг другу руки и Алексей ушел.