Галопом по Бохолу

Катерина Розанова
Однажды, где-то на четвёртый день нашей жизни на Бохоле, я заскучала. Дайвинг, океан, манго с ананасами - это всё, безусловно, прекрасно. Но Филиппины это не только пляжная туристическая резервация. Пролететь полмира, попасть в совершенно другую культуру и тюленем лежать на пляже, а саму страну увидеть лишь из окна автобуса по дороге от порта до отеля? - не, это не мой вариант.

Нырять мы в этот день закончили где-то около часа дня и впереди был вагон свободного времени. От пляжа, пальм и манго уже тошнило и я решила, что пора что-то менять - организм требовал движения. И я пошла...ну, куда-нибудь. Целей особых у меня не было, хотелось просто "что-нибудь посмотреть". Видимо, обострилась моя давняя хроническая болезнь - патологическое любопытство :(

Все филиппинцы перемещаются по земле либо на мотобайках либо на трициклах (эдакий мотоцикл-маршрутка на 2х пассажиров+водитель). Но трицикл это медленно и не так интересно, поэтому я выбрала мотобайк. Их можно просто брать в аренду и кататься самостоятельно, но на такие подвиги у меня наглости не хватило. И к тому же мне надо было не просто покататься - мне была нужна "обзорная экскурсия" по острову, а для этого нужен был "гид". Поэтому, собрав волю в кулак, я решительным шагом подошла к группе лениво отдыхающих водителей мотобайков и...попросила покатать меня по острову.
-Ноу проблем. Чего изволите посмотреть? шоколадные холмы и тарсиеров, конечно же?
-Нет-нет, это мы послезавтра с группой будем все вместе смотреть. А вы мне покажите что-нибудь другое - красивое и интересное. Что интересно? Всё интересно!

Мне дали посмотреть маленькую карту, на которой были отмечены все "плейсиз оф интерест" и после долгих мучений (хотелось всё и сразу) я выбрала водопад и пещеру с подземным озером на сегодня и какой-то там особенный лес и сад бабочек на завтра. А по дороге, как пообещал "гид", мы будем останавливаться где я захочу и смотреть всё, что мне вдруг будет интересно. Ха! Бедняга не знал, что останавливаться ему придётся очень часто. По времени мы планировали уложиться часа за 3-4, в итоге катались почти 5.

На мотобайке страшно было только в самом начале. Я в жизни не ездила ни на чём подобном, а тут ещё не известно с кем, не понятно куда, по дорогам с достаточно хаотичным "восточным" траффиком, и даже без шлема. Причём сам-то водитель был в шлеме! :) "А мне?" - робко поскреблась я в спину передо мной. "А туристам не надо!" - весело ответил "спина" и, пока я формулировала у себя в голове ответную петицию на английском (у туристов что, головы какие-то особенно каменные?!) , в общем, пока я тупила, мы взяли и поехали.

Дорога до водопада в принципе занимает около часа. Но мы ехали все два. Потому что сначала я сама останавливала водителя каждые пять минут у каждого мало-мальски интересного места, а потом гид всё понял и сам начал предлагать места для остановок. "Церковь смотреть будешь? а школу? а рисовые поля? а в джунгли (дикий лес) хочешь? а как манго растёт хочешь посмотреть? а бойцовых петухов?" - и так далее всю дорогу. Я думаю, что или мне опять просто повезло с хорошим водителем, или ему самому нравилось катать  меня, видя мой искренний интерес к его стране. Благодаря этому филиппинцу, я увидела настоящие дикие джунгли, видела деревья напрочь заплетённые лианами, как паутиной до такой степени, что само дерево внутри этой "паутины" помирает, но не падает, а остаётся стоять благодаря "саркофагу" из лиан. Видела другие совершенно потрясающие деревья  - с огромными вертикальными корнями, похожими на доски и деревья похожие на морковку - огромный высокий голый ствол и лишь на макушке вдруг пушистая крона во все стороны. Видела, как растёт манго и авокадо.  Видела церковь, а в ней очень интересный  алтарь -  в виде пещеры, а над головой Мадонны так интересно сделана подсветка, что издали смотришь и будто бы это нимб светится :) Видела выпуск начальной школы - мы остановились у заборчика, который огораживал школьный двор, где проходил праздник и я начала фотографировать, чем вызвала очередной шквал улыбок - и родителей и детей :) На улицах Тагбиларана случайно обратила внимание, что практически на каждом транспортном средстве сзади написано какое-нибудь коротенькое изречение из Библии типа "Gog is Love"" или " Love God above all things" - прониклась...

А потом мы всё же доехали до водопада. Вход платный, целых 15 песо! (где-то наших 10 рублей). И обязательно нужно было записаться в специальный журнал - ФИО и откуда ты. Но, как я заметила, те кто были тут до меня, писали не название отеля, а страну и город - ну и я тоже гордо написала Russia, St-Peterburg - а пусть будет. Потом был длинный-длинный пеший спуск к водопаду, котрый я уже проделала в одиночестве -  мой "гид" остался у входа.

У самого водопада, который оказался не сильно большим, но всё же безусловно очень красивым благодаря окружающим его невероятным джунглям, всё-всё было в брызгах воды и поэтому все склоны заросли...орхидеями, моими любимыми фаленопсисами! только малюсенькими дикими особями, а не теми шикарными окультуреными великанами, которые круглогодично цветут у меня на подоконнике дома. Причём большая часть их почему-то растёт вверх ногами, т.е. вверх корнями, зацепившись за всё что только можно - за камни, корни, стволы и ветви окружающих деревьев. Очень красиво - надо будет все мои домашие орхи вверх корнями подвесить :)

А ещё знаете что? Я там была вообще одна. Место то ли не сильно посещаемое туристами из-за его всё же приличной отдалённости от " пляжных резерваций", то ли просто уже дело к вечеру было. Поэтому я села у водопада и минут десять сидела в полном одиночестве, проникалась величием момента и просто любила весь мир. Слушала шум бегущей воды и звуки дикого леса вокруг меня - бесконечное квакание, пение и свист. Ох, а как там пахнет воздух... Ни на что не похоже - удивительно вкусная сместь запахов  каких-то цветов, сырой земли, преющих листев и моря. А потом откуда-то очень во-время прибежали вездесущие филиппинские дети. Они радостно согласились меня пофотографировать у водопада, а потом стали уговаривать с ними купаться, но я почему то отказалась - зря конечно же.

Потом мы поехали к пещере, которая была оказывается совсем рядом с нашим местом обитания - от нашего пляжа, думаю, минут 15-20, не больше. По дороге, разумеется, опять были бесконечные остановки для осмотра очередных, но очень живописных рисовых полей, местных горбатых огромных "коров" под названием зебу, снова каких-то необычных растений  и т.д. Мой замечательный водитель кажется старался показать мне всё хоть мало-мальски интересное, что встречалось на нашем пути - необычные мосты, рыбные ловушки и даже домики для бойцовых петухов :)

Когда мы подъехали, я увидела расписание работы пещеры и поняла, что она через 5 минут закрывается. Хнык... Но меня сразу же успокоили и всячески заверили, что я могу там гулять сколько захочу.
Вход в пещеру представлял собой дырку в земле. Неожиданно. Все прежние пещеры, в которых я когда-либо была, имели более-менее приличный вход. Но делать нечего - полезла.
Пещера оказалась не очень большой, но удивительно симпатичной - три соединяющихся между собой зала конечно же полностью заполненные сталактитами-сталагмитами, а в третьем, самом большом зале  - самое настоящее озеро. Прямо над озером в своде пещеры было небольшое отверстие, через которое внутрь проникали лучи заходящего солнца, из-за чего чёрная вода вся искрилась, а по стенам бегали бесконечные солнечные зайчики... А ещё через эту дыру туда-сюда постоянно влетали-вылетали ласточки (стрижи?). Я сначала решила, что это летучие мышки, но потом с помощью фотика разглядела, что стены и потолок плотно заполнены самыми настоящими слепленными из глины ласточкиными гнёздами.
В озере можно было купаться - к нему даже сделан аккуратный спуск. Но мне было не так уж и жарко, да и как то неудобно стало, что из-за меня целую пещеру не закрывают (я там уже 20 минут гуляла). Так что решила обойтись без купания, просто ходила-смотрела-фотографировала :)
Эх, как я за ужином уговаривала своих согруппников доехать на следующий день хотя бы до этой пещеры, ну рядом же! - какие бы фантастические фотографии там можно было сделать... И само плавание в подземном озере - где ещё, когда такое будет... Но никто так и не поехал. Да вообще кроме меня, кажется никто на Бохоле никуда не ездил - не знаю почему. Я с собой народ звала всегда, но никого не уговаривала - хотите за компанию, буду рада, нет - воля ваша :) Только Алёна молодец, единственная кто решила в крайний день ко мне присоединиться - мы с ней на трицикле до Тагбиларана доехали, погуляли по центру, на огромный собор посмотрели, ну и с успехом посетили местный торговый комплекс ;)

Так, отвлеклась, я ж ещё в пещере.

Когда я вылезла из дырки в земле, солнце уже почти село, а к отелю мы подъехали уже в полной темноте. По дороге я обратила внимание, что у нашего суперического средства передвижения не работает спидометр - там вообще нет стрелки :) Да правильно, кому он там нужен? :)

У отеля мы с водителем договорились встретиться на этом же месте на следующий день и там уже решить - куда мне больше захочется поехать. Дело в том, что по пути он мне предложил ещё один вариант "экскурсии" - на лодке доехать до настоящего необитаемого острова - их там море - высадить меня там и оставить гулять сколько мне захочется. Остров со слов моего филиппинца был удивительной красоты... Ну или сад с бабочками и какой-то особенный лес. Или город с крепостью. Но город и бабочек можно было попробовать совместить.  В общем, всё было заманчиво.
Эх... Так и не случилось у меня ни бабочек, ни острова, ни леса с крепостью. На следующий день, как только мы вернулись с нырялки, разобрали снарягу и развесили её сушиться, с неба полил такой тропический ливень, что всякая возможность экскурсии на мотобайке исключилась напрочь.

Дождь лил и лил, тёплый как душ... Мы сидели под пальмовым зонтиком в маленьком ресторанчике на берегу всё-же океана, ели-пили всякие вкусняшки и плавно начинали прощаться с Бохолом. Хотелось домой :)  Не, честно! Это было не только моё ощущение - почти все говорили одно и то же: "Как то, собственно, можно было бы уже и домой!"  Казалось, что прошло не 5 дней, а месяц, а впечатлений и эмоций было уже столько, что было не понятно - куда уже больше?
 
Но впереди нас ждал Негрос...затмивший Бохол напрочь.