Пять Мачт

Катерина Розанова
Я хочу на яхту с парусами.

Нет, я ОЧЕНЬ хочу на яхту с парусами.

На ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ яхту с парусами ОЧЕНЬ СИЛЬНО я хочу давным-давно.

Я не хочу ИМЕТЬ яхту с парусами  -  я хочу на ней быть.

Меня не устраивает маленькая  яхта с одной мачтой и треугольным парусом, каких в каждом порту сотни. Я усиленно желаю быть на большом настоящем корабле с кучей мачт и километрами парусов. Парусники "Мир" или "Крузенштерн" возможно меня бы устроили, только кто ж меня на них пустит? И даже если. Я ведь не на экскурсию хочу. Я хочу идти под всеми парусами, я хочу залезть на мачту, я хочу штурвал, я ... Эх. Ну вы поняли.

Перелёт Москва-Доха, 5 часов в пути.
Сначала все расселись согласно билетам. Но когда выяснилось, что в хвосте куча свободных мест, желающие принять горизонтальное положение перераспределились туда - ночь, лететь долго, а так вполне комфортно можно выспаться. Ушёл спать в хвост и мой сосед.

Мне же спать совершенно не хотелось и я осталась сидеть на своём месте рядом с каким-то посторонним дядечкой приятной наружности.

Я и не делала ничего специально, сидела музыку слушала. Долго ли, коротко ли... Познакомились.

-А вы группой?
-Группой. Да, дайверы. На Филиппины. Сама в шоке. А Вы?
-По работе. Контракт. Капитан, лечу корабль принимать.
-Корабль? Что-нибудь грузовое?
-Нет. Я капитан парусной яхты. "Royal Clipper"- знаете? А "Star Clipper"? Нет?
 
(парусной яхты?! он сказал - парусной яхты?! спокойно, только спокойно, так не бывает.)

-"Royal Clipper", единственный  парусник с пятью мачтами, да вообще самый большой парусник в мире. А "Star Clipper" с четырьмя мачтами.
 
(Не верю! Ах, уже "5ти-мачтовый" и разумеется "единственный в мире". И он капитан! Давайте, уважаемый, продолжайте, расскажите мне ещё какие-нибудь сказки, а я вежливо изображу, что я всему верю.)

- ... и третья яхта есть, близнец "Стар Клипера". Да, капитан всех трёх. У нас в компании три капитана и постоянная ротация состава между тремя кораблями, это хорошо. Принадлежат Королевской Шведской семье. Базируемся в Монако. Ходим под флагом Люксембурга - красивый такой, со львами, видели?

(ерунда какая-то... как всё складно...а вдруг правда?...ПЯТЬ МАЧТ?!)

-Погодите. Пять мачт Вы сказали?!
-Да, пять. Вот, видите у меня на куртке, на рукаве нашивка-эмблема нашей компании?

Крайне внимательно и ужасно не вежливо изучила его куртку с нашивками, признала, что куртка не простая, а форменная и что на нашивках действительно кораблик. Пересчитала мачты. Совпало.

И тогда я ему наконец-то поверила. А поверив... На соседнем со мной кресле сидел настоящий капитан настоящей парусной яхты. К тому же королевской. Самой большой и единственной в мире. С ПЯТЬЮ мачтами и ПЯТЬЮ километрами парусов. "Дышите глубже, вы взволнованы... " - это про меня, ибо взволнована я в тот момент была до невозможности.

А следующие три часа мы разговаривали.

Про что? Про море и корабли. Про паруса и про регаты, про волны и течения, про облака и ветер, про звёзды и навигацию, про пиратов и шторма, про знаменитый "Крузенштерн", где он так долго служил, про фрегат "Паллада", капитаном которого он был, про историю мореплаванья, про королей, про дальние страны... По ходу беседы случайно выяснилось, что Сергей ещё и самурай. Уже поверила сразу, как бы фантастически это ни звучало. Да, настоящий капитан и настоящий самурай. И что он не просто один из, а весьма заслуженный самурай, 53й самурай среди всех-всех на свете самураев. И конечно же у него есть настоящий самурайский меч, катана. И мы  говорили про самураев и теперь я знаю сколько слоёв в этом мече (300), как он делается и почему он такой острый.
 
-А когда в кино шёлковый платок падает и разрезается - фокус?
-Нет, так и есть.
-Настолько острый?
-Его выковывают примерно 3 года, поэтому сталь невероятно уплотняется - межмолекулярные пространства практически отсутствуют, молекулы близко-близко друг к другу, поэтому такой острый. Руку (кость) перерубает также легко как бумагу или этот пресловутый шёлковый платочек.

Разумеется где-то через час я уже смотрела на него, как пятилетняя девочка на трёхметрового Микки-Мауса  - открыв рот и чуть дыша.  Да, я замечала лукавые взгляды моих согрупников, наблюдавших нашу с Сергеем задушевную беседу, но меня это никак не заботило - я полностью выпала из этой реальности и только слушала, слушала, слушала...


- А паруса уже не из ткани делают?
- Нет конечно же... Разные материалы, но давно уже не ткань. Как пластик.
- Они наверное не рвутся...
- Ещё как рвутся.
- Ого...А мачты ломаются?!
- Разумеется.
- Они тоже уже не деревянные, да?
- Конечно нет, металлические...

- Метр в диаметре?! И при этом ломаются?!
- Бывает. В прошлом году вот "Крузенштерн" мачту потерял...
- С ума сойти. А паруса теперь механически убираются и сворачиваются? Не руками?
- Руками.
- То есть, если шторм, то ваши матросы должны, как 200-300-400 лет назад залезть на мачты и вручную убрать паруса?!
- Ну да. На "Ройал Клипере" 5км парусов... Если надо, да, залезают и быстро убирают, вручную. Конечно сложно, но это их работа. Когда в шторм паруса приходится переставлять, и быстро, кожу так на ладонях сдирают, палуба вся кровью залита.
- Ужас какой. А мотор есть? А паруса только для красоты или они всё же имеют значение? С ними же, наверное, медленно?  А если штиль? А если ветер навстречу, то тогда как?
- Есть мотор и не один. Но паруса - главное.  Прекрасно идёт вперёд, даже если ветер  навстречу. Аэродинамика. И очень даже быстро...

- А корпус металлический у всех?
- Да, разумеется.  У "Крузенштерна", кстати, очень любопытно с корпусом. Он у него не сварной, а клёпанный, корпус "гуляет", конструкция не жёсткая, а гибкая - на волне не "ломается". Представляете, он в 20х годах построен, России после войны достался - а как новый...

- Погодите, а названия парусов, мачт вот эти все длинные-длинные, они такие до сих пор?
- Конечно.
- И вы своим матросам так и говорите: поднять этот...ну... грот-бом-брамсель-стаксель или как его там...извините...неужели правда так говорите?!
- Именно так.
- Но ведь это ужасно длинно! и долго! а если шторм и надо быстро?!
- Ну названия не такие и длинные. Пришли из английского и голландского языков... Начнём с мачт...

И теперь я знаю красивое слово "рангоут", знаю про грот-мачту, фок, бизань, про реи, про шкоты и кажется какие-то гитовы... Я  теперь многое из того, о чём рассказывал Сергей забыла, увы, но помню, что там действительно всё оказалось очень логично - запомнить действительно можно.

- А пираты есть? Расскажите мне про пиратов!
- Пираты есть. Это огромный бизнес, с большим финансированием и высокими технологиями. Сопровожение военными кораблями? Не смешите. Нет, на борту вооружённая охрана не положена. Да, если королевская семья на борту, то тогда положена.  Как быть? Стараемся там пройти ночью, маршрут движения заранее никогда не озвучивается, идём на парусах, без двигателя, без освещения, вообще вся электроника выключена, в полнейшей тишине. Так и проходим.
 
- А как вы ориентируетесь, если вы говорите, что всю электронику выключаете. И вообще - как? сейчас ведь, наверное,  только с компьютерами, с космической спутниковой навигацией, да?
- Конечно же, нет! Понятно, что всё это есть, но это не главное.
- Стоп. Только не говорите мне, что вы до сих пор по Солнцу и звёздам ориентируетесь! У вас что, и секстант есть?!
- ЕСТЬ! И каждое утро и каждый вечер именно с ним делаются измерения!
 
И тогда я слушала про навигацию, про углы измерения и про сумерки - гражданские и навигационные... А теперь, когда я вижу восход или закат, я вспоминаю ту беседу на высоте 10000м и представляю, как сейчас где-то в океане на многочисленных, начинённых суперкомпьютерами суднах, выходят на палубу капитаны или их первые помощники и, как столетия назад, определяют своё местонахождение, глядя через секстант на Солнце и звёзды...

- Невероятно. Нет, это просто невероятно. Вы что - и звёзды все знаете?
- Ну понятно, что не все, но видимые созвездия - все конечно же.


- А волны Вы какие самые большие видели?
- 25 метров.
- Это, наверное, очень высокие...

Пытаюсь представить себе мой 9эт дом, а потом вместо него примерно такую же волну и понимаю, что хоть я и люблю море и волны, но про такое я лучше просто послушаю.

- Это действительно очень сложно представить и это правда страшно...


- А в больших регатах Вы участвовали?
- Конечно, во многих. Я Вам советую - непременно, если когда-нибудь будет возможность, побывайте на "Tall ship races". Это как раз та регата, где принимают участие только большие парусники, со всего света.

И он рассказал мне про эту регату, про то, как кажется однажды в Голландии, где есть какой-то Большой Канал, все эти парусники-участники регаты шли один за одним по этому Каналу, почти 100 огромных кораблей и как у Него дух захватывало от этого зрелища. Я слушала и точно также дух захватывало и у меня... Теперь-то я всё знаю про эту регату, внимательно слежу за её ходом и каждый раз исхожу на слюну при просмотре очередных роликов и фото. Сейчас у нас что, 24 июля? Ну да, значит как раз сегодня они уже должны быть в Аалборге, в Дании. Это значит завтра я опять буду умирать, глядя на свежие фото оттуда. Может плюнуть на всё и к 1му августа метнуться в Норвегию, в Кристиансанд на старт следующего этапа? А там пробраться на "Крузенштерн" или "Мир" - не ждали? Да я не надолго, мне штурвалом порулить и на грот-мачту забраться. Пустите безумную женщину на мачту.

-А грот-мачта высокая? А вы туда гостей пускаете?
- 60 метров. Пускаем, но только до 1го уровня.
- Жаль...

Так мы говорили и говорили. До того момента, пока мне в голову не закралась паническая мысль, что я наверное его уже невероятно утомила своими бесконечными "а расскажите..."  Тогда я срочно познакомила Сергея с нашим Андреем, который тоже капитан (дальнего плаванья) - им будет о чём поговорить, решила я. А сама осталась "переваривать" полученную информацию, думать о сбытности мечт и грустить о предстоящем расставании с моим случайным знакомым.

За что я люблю путешествия - за особую атмосферу лёгкости и не привязанности ни к чему. Поэтому и грустить долго не получается - новые впечатления аккуратно  и быстро вытесняют любую печаль и в памяти остаётся только удовольствие от общения с интересным человеком. Как только под нами показался сияющий морем огней Катар, небольшая моя грусть мгновенно испарилась. Всё только начинается!

А визитку Сергея я храню теперь, как самый драгоценный сувенир.  Да и кто знает, как Жизнь повернётся - вдруг я когда-нибудь выиграю миллион и тогда как решусь, да как позвоню...

Все мои желания имеют странную тенденцию исполняться, "рано или поздно, так или иначе". Сказала, что хочу на корабль с парусами - значит "рано или поздно, так или иначе", но я на нём буду. Тем более, что теперь я конкретно знаю, на какой именно корабль я хочу - на самый большой и единственный в мире 5тимачтовый королевский "Royal Clipper", командует которым прекрасный человек, русский капитан Сергей Туников.