Гл. 29. Фотоальбомы Ильи Голанда

Борис Голанд
На фотографии Авторские фотоальбомы Ильи Голанда:
Альбом «Москва» 1957 года выпуска, издательство «Московский рабочий»-
Первый в СССР цветной фотоальбом, изданный к Первому Международному Фестивалю молодежи и студентов в Москве
(Глава 27 - http://www.proza.ru/2012/01/02/1568)
Альбом «Ленинград» 1964 года выпуска, издательство «Лениздат»
В Альбомах Авторские цветные фотографии Ильи Голанда

***
Второй альбом «МОСКВА». В 1964 году издательство «Московский рабочий» выпустило  коллективный цветной фотоальбом «Москва». Среди авторов: Дмитрий Бальтерманц, Петрусов, Егоров, Иван Шагин и другие. Это скорее  хроникальный, а не архитектурный альбом. Костяк  альбома составляют архитектурные фотографии Ильи Голанда. Их в альбоме 41 сюжет. Производство альбома (его печать) была сделана в Восточной Германии (ГДР). Цветные негативы Ильи Голанда 13 х 18 см так и остались в Германии, в типографии.

Следующий авторский цветной фотоальбом Ильи Голанда – «Ленинград» 1964 г. Издательство «Лениздат» – стал воплощением его давней мечты. Уже на первых двух-трех разворотах предстает величественный образ города, воспетый не одним поколением живописцев, поэтов и писателей.
Это был первый цветной художественный фотоальбом о Ленинграде. Альбом «Ленинград», «Лениздат» выдержал два издания по 60 тысяч экземпляров.
В столице, в фойе гостиницы «Москва», отец подписал и презентовал авторский экземпляр альбома «Ленинград» всемирно известной актрисе Софи Лорен.
Издательства содействовали фотографу в осуществлении съемок рекомендательными письмами. Например, издательство «Советский художник» удостоверяло: «Поручается члену Союза журналистов СССР И. Б. Голанду произвести фотосъемку гор. Ленинграда и пригородов для издаваемых цветных фотоальбомов. Просьба организациям оказать содействие тов. И. Б. Голанду в выполнении задания издательства».
***
Из писем издательства «Лениздат»:
«Старосте Владимирского собора М. И. Титкину. Лениздат готовит к изданию альбом «Ленинград». Просим разрешить фотокорреспонденту И. Б. Голанду произвести съемку «Юбилейного» дворца спорта с колокольни Вашего собора»;
«Директору музея «Исаакиевский собор» Г. П. Бутикову. Просим произвести съемку с крыши Исаакиевского собора здания Ленгорисполкома (с крыши 1-го яруса), здания Адмиралтейства (с крыши 2-го яруса)»;
«Директору гостиницы «Ленинград». Просим разрешить фотокорреспондентам Голанду Илье Боруховичу и Голанду Борису Ильичу произвести съемку крейсера «Аврора» с верхнего этажа гостиницы «Ленинград».
«Директору дворца спорта «Юбилейный» т. П. Т. Толстихину. Просим разрешить фотокорреспонденту Голанду И. Б. снять с крыши дворца стадион имени В. И. Ленина».
***
Почти одновременно последовали авторские фотоальбомы Ильи Боруховича Голанда, выпущенные издательствами «Советский художник» и «Планета», также посвященные Ленинграду. Оба альбома были целиком составлены из панорамной съемки. Панорама – это особый вид фотосъемки. Выполнение панорам, представляющих город как систему ансамблей, было мучительной задачей – как физически, так и технически. Учитывая технологию тех лет, используя свое профессиональное мастерство, отец решил эту задачу прекрасно. Тем более удивительно, что на тот период она казалась невыполнимой другим фотографам.
Выдержка из письма Ильи Боруховича Голанда в Комитет по печати (Москва): «Издательство «Советский художник» в конце 1963 года утвердило 41 уникальную фотопанораму для альбома «Ленинград», выполненную мною вышеуказанным способом. Так как этот материал необходимо было отослать в Вену, где производилась печать альбома, я выполнил в своей фотолаборатории печать цветных диапозитивов контактным путем из созданных мною уникальных цветных негативов. Как патриот своего города, дорожа своим добрым именем, я не мог не сдать материал в нужный срок для отправки в Австрию…».
Оплата труда фотографа Ильи Боруховича Голанда определялась приказом Министерства культуры СССР № 314 от 20 июля 1963 года «О ставках авторского гонорара и расценках на художественно-графические работы для печати».
К примеру, в авторском договоре с издательством «Изогиз», «…размер оплаты за каждый комплект фотографий панорам оценен по высшей ставке этого вида авторских фотографических работ. Установить гонорар за цветную съемку к альбому «Ленинград», исходя из расчета по 50 рублей за сюжет панорамного фото».
Из писем директорам издательств следует, что отец неоднократно объяснял сложность, трудоемкость, высокую себестоимость своего труда: «…оплаченный мне авторский гонорар является фактически только расходом, который я имел по осуществлению этого фотоматериала в течение более года (прошу так же учесть, что все дорогостоящие цветные материалы и химикаты автора). Прошу оплатить за цветные панорамные фото (негатив – контакт – позитив) 75 рублей».
Илья Борухович просил произвести оплату так, чтобы он как Автор мог не только покрыть расходы, но и иметь средства для дальнейшего творчества и создания новых произведений.
***
С материалом, подготовленным к альбому «Ленинград» (издательство «Советский художник», 1964), произошел чрезвычайный случай. После того как работа была полностью отдана в издательство, на столе у редактора произошел пожар. Были частично испорчены цветоделенные диапозитивы. Художественный редактор альбома Лев Акимович Серышев вместе с заведующим фотолабораторией издательства Семеном Григорьевичем Фридом пришли к Илье Боруховичу с просьбой переделать испорченные пленки. Так получилось, что отец в это время лежал в больнице. Мама, Анна Андреевна Голанд, взялась в срочном порядке сделать работу заново по уцелевшим фрагментам сюжетов цветоделенных диапозитивов. С имеющихся Авторских цветных негативов она в своей фотолаборатории согласно всем условиям заказа выполнила цветоделение и вовремя сдала работу издательству.
Фотограф С. Г. Фрид был так поражен работой, умением и профессионализмом Анны Андреевны, что в знак признания и уважения у него появилось желание помочь семье в поддержке здоровья Ильи Голанда. Его жена была врачом и хорошо знала возможности современной медицины в лечении астматического заболевания, которым страдал отец. Она посоветовала отвезти его в Москву, в клинику, где работал врач Турик, специалист в этой области заболеваний.
Семен Григорьевич принес медицинскую газету с публикацией новых разработок в лечении аллергических заболеваний, в том числе и астмы. Анна Андреевна поверила написанному, не испугалась и под расписку забрала из больницы мужа. Организовать переезд безнадежно больного человека из Ленинграда в Москву маме помог ее брат Виктор при содействии Красного Креста. В Ленинграде отца привезли прямо к поезду на машине «скорой помощи», а в Москве «скорая помощь» встретила родителей у вагона. В клинике их приняла заведующая приемным покоем врач Егорова. Узнав, что Илья Голанд фотокорреспондент, сказала, что ее муж тоже фотокорреспондент – Егоров. Оказалось, что отец его знает. Она вызвала доктора Турика, который осмотрел Илью Боруховича и сказал, что будет лечить всю дыхательную систему. Сразу была назначена срочная операция. Четыре ночи маме пришлось ночевать на вокзале, пока врачи не сказали ей, что операция прошла удачно и муж поправится.
Методика доктора Турика заключалась в том, что специальными растворами промывались бронхи и легкие. Лечение продолжалось два месяца. После больницы отец самостоятельно приехал домой в Ленинград. Астма его больше не беспокоила, и он вернулся к работе.
***
В семейном архиве сохранилось письмо от фотографа из Челябинской области, который с удивлением и большим интересом рассматривал сувенирное издание видов Ленинграда (21 репродукция, издательство «Советский художник», 1969).
Он писал отцу: «Я был поражен высоким качеством ваших фотографий. Сам занимаюсь фотографией и живу в живописнейшей местности, и вот у меня появилось непреодолимое желание попытаться, хоть бы наполовину, приблизиться к вашим отличным работам. Вот в связи с этим я и хотел бы у Вас проконсультироваться, задать Вам несколько вопросов: 1. Скажите, каким фотоаппаратом делали Вы эти снимки? Может ли наш «Горизонт» дать подобные негативы? Вы, видимо, снимали тоже панорамной камерой, так как угол охвата не менее 120 градусов? 2. Какую применяли пленку: нашу, импортную? И как добиться такой цветопередачи, почти без искажений? Мы побывали в Ленинграде по туристической путевке. Причем первый раз смотрели Ленинград и почти все эти места узнали снова на Ваших фотографиях. Впечатление от Ленинграда осталось отличное, часто перебираем снимки».
И в настоящее время специалисты, фотографы удивляются и задают подобные вопросы!
***
В 1971 году был издан альбом «Пригороды Ленинграда» («Лениздат»). На фотографиях – классические архитектурные композиции: Петродворца, Царского Села, Павловска, Гатчины, Ораниенбаума, а также Карельского перешейка. Этот альбом захватывает внимание зрителя благодаря мастерству фотографа, умению передать удивительную красоту дворцово-парковых ансамблей и пейзажей. Широкий охват элементов композиции – панорамная съемка – позволили автору предельно выразить свою любовь к классическому наследию тех времен и раскрыть свой талант.
Работая над панорамной фотосъемкой для альбома «Ленинград» по заданию издательства «Планета» (Москва) и Ленинградского комбината цветной печати, Илья Голанд освоил технологию использования обратимой широкоформатной (24х30 см) пленки «Kodak».
***
Особый интерес вызывал комплект из 24 цветных панорамных фотографий Ильи Боруховича Голанда «Ленинград», выпущенный издательством «Советский художник» в 1971 году под руководством художественного редактора Льва Акимовича Серышева. Каждая панорамная фотография 16х36 см приклеивалась  на художественное паспарту формата 30х46 см. На оборотной стороне указаны подписи к фотографиям на четырех языках и  автор: фото И. Б. Голанда. Подборка репродукций вкладывалась в красиво оформленную обложку. Тираж издания составлял только 2000 экземпляров, но к Илье Боруховичу приходили ценители его фотографий, приносили приобретенный комплект и просили подписать его на память.
***
Читайте дальше. Продолжение - http://www.proza.ru/2012/01/03/847