8. Мудрость – таинница ума Божия…
Проповедуется – Богом дарованная человеку мудрость, это такая способность души, сердца и ума, которая позволяет человеку мгновенно охватить ситуацию из конца в конец и принять благоразумное решение.
Это свойство мудрости, восхищает и самого человека и он с каждым разом проникает в нее все глубже и глубже.
« Она (т.е. мудрость) быстро распространяется от одного конца до другого и все устрояет на пользу. Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее.» (Прем. 8.1-2) .
Чем больше человек проникает в таинства мудрости, тем больше он убеждается в её благородстве, которая исходит от Бога как « таинница ума Божия» (Прем.8. 4) .
«Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее : она таинница ума Божия и избирательница дел Его.» (Прем.8.3-4) .
Если мудрость есть «таинница ума Божия» то, какое материальное богатство, приобретенное «вожделенно» в суете мирской жизни, может сравниться с ней.
Благоразумие (разум - думающий о благе), есть неотъемлемое качество мудрости, оно управляет событиями и результатами, изначально строит картину – как должно быть.
Другое качество мудрости – праведность, плоды которой добродетели.
Праведный человек дает пример целомудренности и рассудительности, справедливости и мужества.
Если человек приобретает эти качества - польза ему от них выше наград, которые может дать мирская жизнь – обычно это бездушные деньги или подарки, которые не содержат в себе бескорыстной любви.
Награда благоразумному и праведному человеку лежит в области душевных энергий - это людская благодарность за рассудительность, справедливость и мужество.
«Если богатство есть вожделенное приобретение в жизни, то что богаче премудрости, которая все делает? Если же благоразумие делает многое, то какой художник лучше ее? Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели : она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.» (Прем. 8.5-7) .
Проповедуется – Богом дарованная человеку мудрость, открывает любознательному человеку совершенно необычные горизонты знаний.
Мудрому человеку подвластно понимание событий прошедшей истории, а на этой основе он способен строить прогнозы будущих событий, может «разрешать загадки, предузнавать знамения и чудеса и последствия лет и времен».
«Если кто желает большей опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слоев и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен. Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали. Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими вечную память будущим после меня.» (Прем. 8. 8-13) .
Жить с мудрым мужем, для жены большое счастье, так как она приобретает покой в доме, не выслушивая суровость и скорбные речи мужа о неудачах в мирской жизни.
Дом таких супругов полон веселия и радости.
Мудрый человек, большое приобретение для коллектива в котором он находится.
Спокойствие и рассудительность, ум и легкий характер, распространяют среди окружающих его людей волны оптимизма и желания сотрудничать.
Очень скоро такой человек становится неформальным лидером, укрепляя и сплачивая коллектив, своей мудростью.
«Войдя в дом свой, я успокоюсь ею, ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость.» (Прем. 8.16) .
Еще раз проповедуется откровение, что мудрость человеку дарует Бог. (Прем. 8.21)
Вместе с мудростью к человеку может прийти бессмертие в памяти близких, и этим как бы передача добрых дел следующему поколению.
Совершая мудрые дела человек сам получает душевное наслаждение.
Труд его вместе с мудростью приносит «богатство неоскудевающее».
Ему легко общаться с людьми, доставляя и им радость от общения с собой, высказывая разумные мысли.
«Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем, что в родстве с премудростью – бессмертие, и в дружестве с нею – благое наслаждение, и в трудах рук ее – богатство неоскудевающее, и в собеседовании с нею – разум, и в общении слов ее – добрая слава, - я ходил и искал как бы мне взять ее себе.» (Прем. 8. 17-20) .
Создано
Юрий Дремов
п.Рзвилка
2.01.2012г.