Памятные места

Анна Мануйлова
Много памятных мест у народа. Идут года, сменяются поколения, но названия сохраняются.

В моей родной деревне были местечки с интересными названиями и имели свою историю.

              КЛЮКВЕННЫЙ ОКОЛОК

«Клюквенный околок», «Кочетова мельница», «Антонов дом», «Торфяное озеро» или, как его ещё называли, «Чернышёво производство» - старые названия некоторых мест в Мануйлово.

Клюквенный околок занимал довольно большое место и был расположен возле надела моего деда. Дед часто вспоминал о нём. Я почему-то не верила, что там росла клюква, но дед говорил, что это было единственное место, где они собирали клюкву.

История Клюквенного околка такова: однажды один прохожий человек, будучи в работниках и имеющий большую физическую силу, увёл у зажиточного крестьянина лошадей и спрятал в клюквенном околке. Потом скрылся, прихватив с собой не только лошадей, но и понравившуюся девушку.

            Мне мерещилась русалка...

Недавно я встретила в Болотном своих знакомых, которые долго жили в Мануйлове. Вспомнили про Кочетову мельницу.

Как много было связано с этим названием. Место было живописное, ягодное... Заросли хмеля и лабазника. Если собирались за хмелем и ягодами, обязательно отправлялись к Кочетовой мельнице.

У плотины отдыхали. Бывало, здесь готовились к экзаменам ученики старших классов.
Купались недалеко от мельницы. Подростком я почему-то боялась подходить к прежней плотине. Мне мерещилось, что там русалка.

Прошли годы. В Мануйлове многое изменилось. Сохранились ли эти названия?

             "Наши новости" (Болотнинский район НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИИ), №76-78 от 23 июня 2004 года

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОДОК БОЛОТНОЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИИ.

Из фонда Болотнинского музеума Новосибирской области РОССИИ.


                ЛЕГЕНДЫ ДЕТСТВА

 Каждое название имеет свою историю, подчас интересную и загадочную. В деревне Мануйлово, где я выросла, существовали названия каждого, даже малого, уголка моей сельской малой Родины.

 До революции и после неё жили единоличники. Они имели свои избушки на полях, колодцы, пасеки… Когда уже объединились в колхозы, то ещё долго называли те места именами прежних владельцев: Поповский надел, Петрована Савельича или Алексея Савельича пасека, Резакин колодец, Гордеевнин лог.

 В Кривояше, где я работала, были тоже свои названия: Ильюхина гора, Фёдора Сергеевича пасека, Гераськин хутор… Это во время Аркадия Петровича Столыпина выделялись такие. Из Кривояша тоже отделилась семья Дмитриева.

 …Дмитриевых из Кривояша я хорошо знала. Они с хутора переехали в поселение. Михаил у нас работал в школе завхозом и мне рассказывал про свою жизнь на хуторе. В Кривояше его звали Мишка-хуторянин, а жену – Дуня-хуторянка. Отец Михаила дожил до пятидесятых годов...

 В Кривряше есть Змеиный околок. Это большая чаща, заросшая деревьями, кустарником, мхом, травой… Глухая.

 Мне рассказывал отец, что в далёкое время в округе хозяйничал разбойник по кличке «Змея». Неуловимый. Он не давал покоя людям. И вот решили селяне всем миром провести на разбойника облаву. Окружили, было, его, но он скрылся в околке и как в воду канул. И прозвали с тех пор этот околок «Змеиным».

 И дедушка, и моя мама рассказывали, что тогда много ходило бродяг в одиночку или сбивались они в группы.

 Немудрено, ведь Сибирь была местом каторги и ссылки.

 Есть одно местечко на мануйловских полях с интересным названием «Калмацкая дорога». Давным-давно на этом месте жили калмыки. У них были широкие телеги – колымаги и поэтому дороги были широкие. Потом вдруг выросла на стойбище белая берёза, и старейшина сказал, что надо уходить, так как идёт белый царь. И калмыки ушли.

 Когда наши  стали пахать в тех местах, то обнаружили в земле черепки, битую посуду. Тогда решили, что где-то должен быть клад. Начали искать, ео произошло что-то невероятное. Люди перестали узнавать друг друга и, испугавшись, оставили эту затею.

 Вот такие интересные названия и легенды.
               
         «Наши новости» (Болотнинский район Новосибирской области РОССИИ), №31-33 от 10 марта 2004 года.

Провинциальный городок Болотное Новосибирской области РОССИИ.


                ЗИМНИЙ ЛЕС.

Каждое время года имеет свои особенности и интересно по-своему. Что мы можем сказать о зиме?.. Суровая, длинная… с буранами и метелями. Особенно у нас в Сибири и на Крайнем севере. Мы и ждём, когда наступит конец её холодам. Но это только одна сторона. А другая?..

Зима тоже имеет свои приметы и живёт своей особенной жизнью. Разве не красив таинственный январский лес, внутри и возле которого лежит толстый покров пушистого, белого, сверкающего на солнце снега? Всё покрыто красивой изморозью и кое-где стоят хвойные деревья в своём сказочном величии. И даже мнится, что где-то близко притаился Дед Мороз и своим волшебным посохом стучит по деревьям, и поэтому слышен шорох и треск падающих веток.

Лес не безмолвен. Он живёт своей особенной жизнью. Посмотрите, сколько на снегу следов! И если сможете, прочтите их. Вот пробежал заяц и скрылся где-то в кустарнике, или белка прыгает с ветки на ветку, и вдруг обдаст тебя снегом. Или мелькнёт вдалеке рыжая и хитрая лиса, а может пройдёт величавый красавец лось по знакомой тропинке… Где-то простучит дятел.

А как красив лес при закате или восходе зимнего солнца или ночью при луне, когда всё искрится всеми цветами радуги.

         «Наши новости» (Болотнинский район Новосибирской области России), №№2-3 от 9 января 2003 года.

Провинциальный городок Болотное Новосибирской области РОССИИ.

Из фонда Болотнинского Музея России.


                ЗИМНИЕ УЗОРЫ.

Иногда, в свободное время, мне нравится рассматривать стёкла оконных рам, покрытых изморозью.

Вглядываясь в окна, можно увидеть много красивых узоров, нарисованных зимой. Вот большие сказочные цветы и их много, почти на каждом окне или какой-то непроходимый густой лес с таинственными существами, напоминающими то жар-птицу, то быстроногого оленя… А наверху не то ковёр-самолёт, не то парашют с висящим под ним человеком.

На других окнах мороз изобразил ущелье, глубокую морскую пучину, где видны развалины городов или замков, или даже остатки колонн.

Ещё в глубине воображаемых волн иногда представляются взору останки погибших кораблей, и среди них водоросли и даже морские животные.

Рассматриваю всё это, и на фоне нахлынувшей фантазии невольно вспоминаю строки из стихотворения русского поэта Николая Михайловича Языкова «Пловец»:

«Нелюдимо сине море.

День и ночь шумит оно,

В роковых его просторах

Много бед погребено…

А если на окна упадает луч электрического света, то картины становятся богаче и ярче в своей волшебной фантазии.

           «Наши новости» (Болотнинский район Новосибирской области России), №№7-9 от 15 января 2003 года.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОДОК БОЛОТНОЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИИ.

ИЗ ФОНДА БОЛОТНИНСКОГО МУЗЕЯ РОССИИ.