Фаэнца в период синьории Манфреди Золотой век иску

Ковалева Марина 2
Очерк содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.

 Ковалева М.В. ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ



4. «Золотой век» искусства Фаэнцы конца XV в.


Вторая половина XV в., особенно его последние десятилетия,  –  «золотой век»  развития фаэнтинской живописи и скульптуры. В это время в городе работала целая семья замечательных местных художников из семьи Бертуччи (Утили). Самым талантливым в семье был Джованни Баттиста. Поскольку Джованни стал родоначальником целой династии художников, то, чтобы отличить от одноимённого племянника, его называют Бертуччи Веккио (Бертуччи Старший). Его творческая активность прослеживается в Фаэнце в период с 1495 по 1516 год.  Значительное количество его работ хранится в Пинакотеке Фаэнцы, но в большинстве даты их создания выходят за рамки существования синьории Манфреди. Вероятно, что-то погибло во время осады города в 1500 г. или является неидентифицированным, так как в отдельных работах мастер использовал художественные достижения знаменитых современников, в результате чего долгое время некоторые его картины приписывались Пентуриккио и Перуджино. В основном, он писал религиозные сюжеты.
Знаменитые скульпторы Дезидерио и Джери де Саттиньяно держали в Фаэнце большую мастерскую по изготовлению каминов, гербов, умывальников, и других изделий из камня. Произведением этой мастерской является камин, когда-то стоявший в комнате Франчески Бентивольо, а ныне хранящийся в городской Пинакотеке.
К 1480-м гг. исследователи относят создание прекрасной алтарной картины «Мадонна с Иоанном Евангелистом, музицирующими ангелами и блаженным Джакомо Филиппо Бертони» фаэнтинского художника, который традиционно ассоциируется с Леонардо Скалетти. Вероятно, картина должна была увековечить память блаженного Бертони, который умер в 1483 г. На ней изображена мадонна, восседающая на троне под великолепной аркой, полукруглые очертания которой повторяются линиями тел ангелов с лютнями у ног Марии. Дева выглядит отрешённой, словно для неё не существует окружающей её пышности. Картина наполнена тишиной застывшей вечности. Задумчив Иоанн, преклонивший колено и глядящий невидящим взглядом в книгу, которую он держит в руках. Замер в вечной молитве и внутренне сосредоточен истощённый монах с закрытыми глазами – блаженный Бертони. Они далеки от сияющего мира, где по небу быстро бегут клубящиеся облака, шумит великолепный город, по дорогам которого движутся блестящие процессии.
В 1476 г. в Фаэнце завёл крупную мастерскую флорентийский художник Бьяджо д'Антонио да Фиренца (Туччи) (1446 – 1515).  Этот мастер, автор оригинальных  произведений, в течение всей жизни был очень восприимчив к влиянию других художников. Он с лёгкостью перенимал всё, что интересовало его в чужой манере исполнения, чтобы попробовать создать на основе заимствований нечто своё. Эта любовь к заимствованиям сыграла с Бьяджо злую шутку: долгое время его работы путали с работами Вероккьо, Бенедетто Гирландайо, мастеров из семьи Утили.
На момент переезда художник уже был известен, как мастер алтарных картин и религиозных композиций («Мадонна с младенцем в окружении пяти святых и двух ангелов» (Музей изящных искусств, Будапешт), «Несение креста» (Париж, Лувр)), хороший портретист («Портрет молодого человека» (Музей Метрополитен, Нью - Йорк). Для его работ были свойственны яркие и прозрачные цвета, интерес к мельчайшим деталям переднего и заднего планов. При этом фигуры отличаются некоторой статичностью и тяжеловесностью.
15.Бьяджо д'Антонио да Фиренца.
   Первой известной работой Бьяджо д'Антонио в Фаэнце стал запрестольный образ, заказанный семьёй Раньоли  (Центр искусств Филбрука, Тулса, Оклахома). Семья донаторов, пожилые супруги и их сын, изображены рядом со святыми и мадонной, преклонившими колени, чтобы поклониться младенцу Христу. В композиции использована схема «священной беседы», при которой присутствующие изображаются связанными внутренним духовным единением.  Слева на заднем плане изображён святой Христофор, переносящий младенца Христа через реку, а справа – святой Себастьян, которого расстреливают из луков римские солдаты. Фигуры картины статичны, окружающий пейзаж конкретен и материально осязаем. Мир, созданный художником в пределах его картины, словно застыл в вечности.
Примерно к тому же периоду исследователи относят «Благовещенье» (Городская Пинакотека, Фаэнца). Предполагается, что картина является верхней частью полиптиха. Отмечается сходство между постановками фигур девы Марии и благовествующего ей ангела  у Бьяджо и Леонардо да Винчи, который как раз выполнил картину на ту же тему примерно в первой половине 1470-х гг.  Сходство дополняется расположением справа от Марии мотива открытой двери с просматривающимся внутри интерьером. В фигурах двух ангелов, буднично относящихся к происходящему событию, особенностях пейзажа прослеживают влияние иконографии Вероккьо.
Вероятно, частью того же полиптиха является доска из Музея Малого дворца (Авиньон), изображающая архангела Михаила, взвешивающего на весах души. Фигура архангела выполняет в  этой картине ту же роль, которую   в «Благовещеньи»  играет колонна дворца: она делит композицию на две половины. Суд происходит на фоне пустынного пейзажа с тёмными прямоугольниками могил, из которых поднимаются в день Страшного суда умершие. Михаил изображён в виде молодого рыцаря в доспехах с мечом в одной руке и весами в другой. В то время как блаженная душа легко поднимается  вверх на одной чаше весов, с другой крылатый и хвостатый чёрт стаскивает грешника, чтобы уволочь в ад – чёрную пещеру, в проломы которой видны языки алого пламени. В противоположной части ангелы провожают облечённых в белые одежды и лавровые венки праведников в рай, похожий на неприступную крепость, в воротах которой их встречает святой Пётр. 
В 1482 г.  Бьяджо покинул Фаэнцу, чтобы участвовать в росписи Сикстинской капеллы наряду со своими земляками Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Козимо Росселли. Его работой считается фреска «Гибель армии фараона в водах Красного моря», а также сцены из жизни Христа в окнах на фреске  работы Козимо Росселли «Тайная вечеря». В «Тайной вечере» Росселли изобразил себя и своих помощников по работе в виде слуг, стоящих по обеим сторонам стола, за которым сидит Христос с учениками. Вероятно, слева мы видим самого Козимо и Бьяджо.
В 1483 г. Бьяджо д'Антонио выполнил картину  для большого алтаря церкви монахов-доминиканцев в Фаэнце. Она изображает сидящую на троне  мадонну с младенцем, двух ангелов, святых Андрея и Иоанна Крестителя, а также причисленных к лику святых двух наиболее уважаемых членов ордена – святого Доминика, его основателя, и Фому Аквинского. Ныне эта работа, заключённая в позолоченную резную раму, хранится  в городской Пинакотеке Фаэнцы. Для этой официальной и очень ответственной работы мастер был вынужден приглушить присущую ему яркую цветовую гамму.
 Очень удавались Туччи образы мадонны с младенцем. Чаще всего он использует схему, в которой мадонна изображается в виде полуфигуры, находящейся в трёхчетвертном повороте. Младенец при этом стоит на коленях матери.
«Мадонна с младенцем»  из галереи Польди Пеццоли включает в себя фигуру ангела, который левой рукой поддерживает подол, полный цветов, а правой держит вазу с букетом. Белые розы являются символом непорочности девы и одновременно символом смерти. Алые розы обозначают кровь Христа, которая прольётся за людей, а также любовь, которой суждено попрать смерть. За спиной Марии развёртывается пейзаж с холмами, уходящей в горы дорогой и далёкой голубой цепью скалистых пиков.  «Мадонна с младенцем» из частной  коллекции изображена в тёмной комнате. Чтобы решить проблему освещения, художник помещает по обеим сторонам от неё два окна. Как и на предыдущей картине, плащ Марии украшен золотыми звёздами. Младенец сжимает в руке ласточку – символ души, ищущей небесного блаженства и готовой к покаянию.
               
Туччи пользовался популярностью как мастер «историй», картин, последовательно изображавших события какого - либо сюжета. Иногда «истории»  растягивались на несколько картин, которые вешали рядом на стену.  Иногда это была одна расписная доска, которой украшались кассоне (сундуки для невест). Сюжеты, которые предлагали заказчики, как правило,  брались из священной или древней  истории, мифологии. Сохранилось несколько работ  Туччи, выполненных до приезда  в Фаэнцу. Это картины с изображением триумфа римского героя Камилла и история аргонавтов. Все подобные работы имеют   прямоугольный формат, заполненный яркими, прописанными до мельчайших деталей фигурками. Для них характерны смешение реалий современного художнику быта с богатой фантазией, обилие забавных мелочей. Мастер очень любит животных, особенно собак, которые являются непременными участниками  всех изображённых на картинах с «историями» событий.
Из числа работ, созданных художником во время пребывания в Фаэнце, интересна серия из двух картин, посвящённая истории Иосифа Прекрасного, которые, вероятно, когда-то украшали спальню молодожёнов. Центр и треть левой части первой картины (Гетти-музей, Лос Анжелес) занимает дворец. История начинается в левой арке, под балконом, где патриарх Иаков, сидя на троне, благословляет склонившегося перед ним младшего любимого сына, которого он посылает проведать братьев на пастбищах. Слева мы видим фигурку удаляющегося Иосифа с путевой палкой на плече. В левом верхнем углу изображён результат встречи: братья торгуются с купцами, которым они решили продать юношу, приревновав его к любви отца, в то время как слуги вытаскивают из колодца Иосифа, с которого сорвана вся его красивая одежда. Затем действие снова переносится в жилище Иакова, но в другую арку. Преступные братья выразительно жестикулируют, показывая на окровавленный плащ, брошенный на пол, который должен засвидетельствовать, что любимца Иакова съели дикие звери. Отец не слушает их, прижав руки к груди и горестно склонившись над одеждой. Правую часть занимает яркая процессия людей и всадников, которая, огибая зелёный холм, стремится в порт. Её движение повторяет изгиб дороги в левой части  картины. Проследив за ходом яркой толпы, мы упираемся взглядом в верхний правый угол, где торговцы занимаются погрузкой товара на корабли, следующие в Египет.

Продолжение истории во второй картине (музей Метрополитен, Нью-Йорк) развертывается на дальнем плане слева направо, а на переднем - справа  налево. Начало на этот раз располагается на втором плане. В верхнем левом углу торговцы высаживаются на берег Египта, поразительно похожий на Италию, и продают Иосифа. Большая часть остальных сцен происходит внутри показанных в разрезе прекрасных дворцов, находящихся в изысканном ренессансном городе, окружённом кольцом стен с многочисленными воротами и башнями. В арках дальнего дворца умещаются события из  жизни героя в доме Потифара: из первой Иосиф выбегает, спасаясь от склоняющей его к любовной связи жены хозяина, во второй идёт суд над ним, а в третьей – он находится в темнице. Затем действие переносится на первый план. В крайней части справа через квадратное окно мы видим спящего фараона, похожего на знатного итальянского синьора. В соседней комнате он же сидит за столом, слушая юношу Иосифа, разгадывающего его тревожные сны. Вокруг стоит толпа придворных: часть из них проявляет живой интерес к происходящему, а часть не подозревает, что на их глазах происходит чудесное превращение бывшего раба в одного из первейших государственных мужей. Центр первого плана изображает сцену триумфа Иосифа. Сидя на троне в золочёной повозке, запряжённой белыми лошадьми, он сворачивает за угол того самого дворца, в котором изображена его беседа с правителем Египта. Конец истории представлен крупными фигурами, размещёнными в левой части переднего плана. Род патриарха Иакова прибывает в Египет: Иосиф  порывисто бросается в объятия склонившегося к нему с седла отца. Братья пока стоят в стороне и не решаются нарушить радость встречи.
Тонкость прорисовки обеих картин, внимание мастера к мельчайшим деталям, драматичность изображённых сцен и находчивость в построении сложной  композиции заставляют зрителя с  неослабевающим интересом следить за развитием сюжета.
 Одной из последних работ Бьяджо д'Антонио накануне гибели династии Манфреди является панель для кассоне на тему осады Трои.  Избранный мастером сюжет, (Фитцуильямс музей, Кембридж), снова решённый в современном ключе, словно является иллюстрацией трагической судьбы города в недалёком будущем. Перед нами лагерь с военными палатками, отряды врага в блестящих доспехах, прекрасный юный Ахилл, устремляющийся в гущу боя, жестокая схватка в центре, где смешались кони и люди, попытка скрыться в воротах города совершавших вылазку воинов.

Ещё более драматична картина, изображающая   ввоз в город деревянного коня, в котором спрятались вражеские воины. Ворота ещё не закрылись, а туда уже устремляются алчные завоеватели. Их вождю возле алого с золотой бахромой шатра держат наготове  лошадь. Внутри улицы Трои пустынны. В страхе пытаются убежать и ускакать ещё не нашедшие убежища жители.

Среди поздних  работ Туччи сохранился  один портрет. Он изображает  мальчика 12 – 14 лет (Метрополитен, Нью-Йорк).  Портрет  отличает вечерний пейзаж, где источником света служит уже закатившееся солнце, благодаря чему темные силуэты островерхих гор, напоминающих немецкую живопись, высоких деревьев и круглых кустарников получают мрачноватое звучание.  Современные исследователи, отмечая влияние на Туччи северной живописи, не могут на настоящий момент с уверенностью назвать источник, из которого он черпал свои знания.  Интерес к вечернему освещению с эффектом закатившегося солнца мы находим у молодого  Леонардо да Винчи («Благовещенье») и его ученика Джованни Антонио Больтраффио («Нарцисс»).
Что касается личности изображённого, хотелось бы предположить, что в данном случае мы имеем дело с портретом одного из представителей семьи синьоров Манфреди. На эту мысль наводит необычное и характерное соотношение черт лица изображённого: короткий нос с непропорционально длинным подбородком, который отличает и изображение Асторджо III Манфреди, последнего правителя этой династии.