4. О духовном кризисе в России и покинутости челов

Александр Багрыч
4.О духовном кризисе в России и покинутости человека.
(продолжение «Не веселые мысли накануне Нового 2012года»)

Мы видели зло в царизме, тоталитарном коммунистическом режиме, считая, и справедливо считая их  исчадием наших национальных бед и отечественного несчастья. И что в конечном итоге мы сегодня имеем? Имеем ли мы сегодня более совершенную модель  государства? Лучше и богаче живем? Все счастливы и довольны?
Да, упразднение тоталитарного коммунистического режима дало возможность России вновь обрести, достойную её государственную форму, как это есть во всем мире Возобновить осмысленное хозяйство, основанное на частной собственности, возрождать  свободную русскую культуру. Но мы вернулись на сто лет назад. А, что дальше? Снова будем искать свой особый путь?
Сегодня  хоть и рухнул коммунистический режим, прекратилось вмешательство коммунистического государства во все сферы человеческой жизни, вроде возрождается вольная, творческая инициатива, но далеко ещё России до того, как встанет она в полный рост, распрямит могучие плечи, вздохнёт полной грудью.
Пока меняются лишь внешние формы, но не они суть державы, а личные качества каждого из нас: православная вера, совесть и верность России. Мы же, дождавшись изменения внешних форм, не желая и шага не делая к изменению себя, ждём исполнения желаний, как по щучьему веленью. А так ничего не бывает!
Не желая менять себя в отношении к работе, к своим  привычкам, к  вере своей, к своей психологии иждивенчества и безответственности, более того, уже раздражаясь, что зряшно долго сидим с раскрытым ртом, как беспомощные птенцы в своих гнездах, слегка попискивая от возмущения, что нам чего-то недодали, мы еще чего-то требуем. Более того, не понимая, хуже того, не желая понимать, что дело не сводится к внешнему порядку жизни, а  к внутреннему укладу, строю и характеру человека.
Мы не желаем понять, что Россия переживает в первую очередь не политический и не экономический кризис, а кризис духовный. Ведь даже при внешнем приличии, порядке и свободе общественной жизни человек может растить в себе безбожного, бессовестного и бесстыдного предателя, продажного пролазу, напуганного и трепещущего подхалима – словом, жалкое и достойное жалости существо, на котором ни государства, ни тем более великой и славной духовной культуры не построишь. А мы становимся такими…
Наш человек оказался жаден в семнадцатом году и попался тогда на крючок жадности, сманенный обещанием получить сразу и землю, и фабрики, и заводы… Это уж потом его запугали, замордовали, заковали в страх и стали держать в страхе крепче, чем в кандалах.
Сегодня нас снова ловят на жадности. Как резво все бросились обогащаться, суетливо сменив «пролетарии всех стран…» на «деньги не пахнут». Униженное и развращённое состояние русской души – вот наше наследство и наша работа. Мы должны осознать эту униженность, признать эту развращённость. Мы же лишь ратуем и уповаем на ожидание законов и указов, запретительных, ограничительных и прочих, но никакой закон, никакой указ не помогут, если будем оставаться жадными, униженными и развращёнными.
Русским надо восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутьё к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить и величия её не воссоздать. Без этого Российское государство  снова распадется на карликовые уродливые княжества.
Советы  сделали нас лживыми и трусливыми рабами. Лживого и трусливого раба русский человек должен отыскать в себе, проследить во всех закоулках своей души и извергнуть его так, как подобает человеку свободному, достойному и духовному, если мы еще таковыми являемся.
Ненависть и злоба, терзающая мир, есть хаос. Они ведут к смутам,  революциям и войнам. Организованность, которая в своей душевной подпочве не только допускает, но и экзальтирует ненависть и злобу, не может победить хаоса. Реальная победа над хаосом требует усилий духа, духовного переворота и духовного возрождения, она опирается не на фатум истории, не на темные иррациональные силы, а на человеческую свободу и на благодатные Божьи силы. Но в современных мировых течениях не действуют ни силы свободы, ни силы Божьей благодати. В них обнаруживается страшная   покинутость человека, когда государство и человек живет разными жизнями. 
 Можно считать несомненным, что большая часть страданий и несчастий связана с поглощенностью своим 'я', с ячеством. В пределе это ведет к сумасшествию, которое всегда есть поглощенность своим 'я', неспособность выйти из него. Способность к выходу из 'я', из поглощенности 'я' есть условие реализации личности, а значит и нашего духовного возрождения. (Продолжение следует)