О самооценке. Афоризмы и краткие выводы

Жанна Кусмеш
1. Самооценка – это то, кем человек себя считает (образ Я).


2. Личность управляется через самооценку.


3. Высокая и устойчивая самооценка - это уверенность в себе, в своей компетентности; самоуважение, не зависящее от оценки со стороны окружающих.


4. Низкая и неустойчивая самооценка означает зависимость от внешнего окружения, от принятия, одобрения или отвержения индивида другими людей.


5. Через самооценку человек принимает или отвергает своё поведение, а также корректирует его.


6. Самооценка выражается в самоуважении и самопринятии - насколько человек чувствует себя успешным в социальных ролях и профессиональных компетенциях.


7. Для поддержание высокой самооценки важно чувствовать уважение со стороны других людей, быть авторитетным для них в какой-то сфере.


8. Самооценка выражает важную потребность в удовлетоворении значимости личности (росте Я).


9. Чтобы влиять на поведение человека, надо влиять на его самооценку.
Если самооценку понижать (создавать негативное отношение человека к себе), это будет манипуляция поведением. Если самооценку повышать (вызывать радость от творческого самораскрытия) -  это будет создание позитивной мотивации, то есть управление поведением.


10. Самооценка человека формируется его родителями в детстве. Как родители относятся к ребенку, так и он сам будет к себе относиться. 
   

11. Отношение матери к ребенку формирует его отношение к самому себе:  любовь матери означает самопринятие (Я-окей), а дефицит любви матери – самоотвержение (Я-не окей). 

 
12. Отношение отца к ребенку формирует его отношение к обществу (другим людям)   – принятие других или их отвержение.


13. Неосознанное отвержение матери (дефицит любви) передается ребенку на невербальном уровне и формирует его отношение к самому себе как негативное («Я не в порядке»), что приводит к непринятию себя, создает неустойчивую и низкую самооценку, формирует ложный образ Я.
   
14. Эмоциональное отвержение ребенка матерью в детстве приводит к отвержению человеком самого себя (непринятие себя). Эмоциональное отвержение отцом ребенка в детстве приводит к отвержению человеком других людей (общества).


15. Любовь матери формирует у ребенка любовь к себе (своей самости) и высокую самооценку как мужчины или женщины (биологическое Я). Любовь отца формирует у ребенка уважение к другим и высокую самооценку как личности (социальное Я).


16. Человека некорректно сравнивать с другими - только с ним самим, каким он был и каков он есть.


17. Когда человека сравнивают с другими, происходит манипулирование им через воздействие на самооценку.


18. Мать формирует у ребенка принятие себя (я-окей), а отец - принятие других (другие-окей).

19.Мать формирует у ребенка веру, а отец - уважение.


2010-2012 годы

Текст дан по состоянию на 23 августа 2012 года