Гл. 27. Цветной фотоальбом Москва. 1957 год

Борис Голанд
Илья Голанд ведет уличную съемку с крыши своего «Москвича-407».
Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве.
Снимок из архива фоторепортера ИТАР-ТАСС В. К. Хухлаева

***
В июле 1956 года генерал-лейтенант А. Я. Веденин – комендант Кремля – дал И. Б. Голанду разрешение на двухнедельную съемку. Это было началом работы над большим фотоальбомом о Москве. Дома сохранилась почтовая открытка – «Никитский Ботанический сад» (фотограф И. Б. Голанд), на которой запечатлена Анна Андреевна Голанд. Отец купил эту открытку в Москве и отправил домой в Ленинград. Он писал жене:
«Дорогая Аня! Могу тебе сообщить, что с 25-го я начал работать в Кремле. Ко мне очень хорошо относятся. Проезжаю на территорию Кремля на своей машине. Вчера забирался на Спасскую башню, был у самых часов. Меня сопровождали мой парень и спец. сопровождающий. Забраться на башню было очень трудно. Старинная винтовая лестница, странные переходы. Но когда забрался – не пожалел. Передо мной раскрылся изумительный вид Красной площади. Целый день я вчера провел на Кремлевской стене, погода благоприятствовала, сегодня я должен был подняться на другую башню. Но, увы, небо все заложено, солнышко не выглядывает. Мне разрешили произвести работы до 15 августа, неужели подведет погода?...»
***
Как-то отец снимал Георгиевский зал в Кремле. К нему подошел полковник, спросил: «Вы что тут делаете?» – и попросил показать разрешение на съемку. Это разрешение фотокорреспонденту выдал комендант Кремля А. Я. Веденин. Также у него с собой было письмо с просьбой от директора издательства «Московский рабочий» Н. Х. Еселева об оказании помощи в съемке. Илья Голанд на глазах у этого офицера расставил деревянный штатив, установил фотоаппарат, из сумки вытащил огромное шерстяное одеяло, – и, как ни в чем не бывало, безо всякого стеснения накрылся им для просмотра кадра на матовом стекле фотоаппарата. Чем, наверное, шокировал не только офицера, но и других служащих Кремля. Отец обладал чувством собственного достоинства, удивительной энергией и смекалкой – ему важен был результат. Впоследствии кадр Георгиевского зала был опубликован.
***
Илью Боруховича тогда интересовало качество не только самих фоторабот, но и технология их последующего полиграфического воспроизведения. По собственной разработке, с помощью комплекта немецких светофильтров, он выполнил с цветных негативов формата 13х18 см комплекты цветоделенных диапозитивов для каждого сюжета и отправил их на московскую фабрику «Гознак». Качество было настолько высоким, что их приняли в печать. К работе было подключено издательство «Московский рабочий». Но московские фотографы сделали все, чтобы заблокировать выход издания в свет. В прессе были спровоцированы негативные отзывы. После чего по поручению министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой имела место неудачная попытка найти цветную съемку у самих московских фотографов. Когда же директор «Московского рабочего» Н. Х. Еселев показал Е. А. Фурцевой уже готовые цветные пробные оттиски с цветоделенных диапозитивов Голанда, инцидент был исчерпан. «Это будет еще одна бомба», – сказал Никита Сергеевич Хрущев, которому представили эти оттиски. И дал распоряжение использовать сафьян для переплета и специальную бумагу для печати тиража. И в 1957 году авторский фотоальбом Ильи Боруховича Голанда «Москва» – первый отечественный цветной фотоальбом, в который вошло 77 сюжетов, – с одобрения и при поддержке правительства был выпущен тиражом 50 тысяч экземпляров!
Формат издания горизонтальный, так называемый «альбомный спуск» – 34х26 см; размер цветных фотографий – 26х19 см. Подписи к иллюстрациям были на пяти языках: русском, английском, немецком, французском и испанском. Переплет альбома выполнен в бордовом сафьяне с тиснением золотой фольгой названия – «Москва».
***
Многих удивляла смелость, с которой отец отстаивал свои авторские интересы. Из письма директору издательства «Московский рабочий» Н. Х. Еселеву и секретарю Московского совета депутатов трудящихся Б. Е. Родионову от фотокорреспондента И. Б. Голанда: «…Ставлю Вас в известность о своем возмущении по поводу того, что в издании моего альбома «Москва» на титульном листе отсутствует моя фамилия – как фамилия автора. Издательство предложило поместить мою фамилию на оборотной стороне последнего листа. Я категорически против этого и, как автор альбома, требую поместить мою фамилию на титульном листе. В противном случае я буду вынужден просить остановить выпуск альбома,
так как считаю себя ущемленным в правах автора своего труда».
На титульном листе альбома «Москва» напечатано: «Москва. Фотоэтюды. Московский рабочий. 1957». На обороте титульного листа напечатано: «Цветные фотографии Ильи Голанда. Художественный редактор П. Зубченков. Печать и формы Московской печатной фабрики «Гознак» Министерства финансов СССР».
Когда Н. С. Хрущев дарил этот альбом Председателю Правительства Индии Джавахарлалу Неру и королеве Великобритании Елизавете II, то об этом сообщали по радио. Это я хорошо помню. Альбом «Москва» был подарком на Международном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году.
Илья Борухович Голанд был аккредитован на этом фестивале от Моссовета, а Анна Андреевна – от журнала «Нева», – как фотокорреспонденты. Родители жили в гостинице «Москва». Они вели съемку событий, демонстрации на Красной площади, были участниками многочисленных мероприятий, приглашены в Кремль. Многие московские фотографы завидовали отцу, так как он снимал с вышки автомобиля. Отец разрешал фотокорреспондентам взбираться на лестницу, которая вела к вышке, и, поднявшись, они могли тоже успешно выполнять репортажную съемку.
***
В 2006 году председатель Секции фоторепортеров Санкт-Петербурга Павел Михайлович Маркин сообщил мне: «Слава Ильинична! Срочно посмотрите последний номер московского журнала «Фототехника» № 6 (23) Весна 2006 г. Я думаю, в нем на стр. 142, опубликована фотография Вашего отца, Ильи Голанда. Там не указана фамилия, а подпись к фотографии: «Олимпиада 1980. Репортеры за работой». И действительно: мы увидели фотографию отца, где он запечатлен на специальной вышке, установленной на крыше его автомобиля. Этот эксклюзивный снимок из архива фоторепортера ИТАР-ТАСС Валентина Константиновича Хухлаева был опубликован в статье, посвященной его 90-летию, в московском журнале «Фототехника и видеокамеры» № 6 (23) 2006 Весна. В подписи сделана принципиальная ошибка. На этом кадре Илья Борухович Голанд ведет уличную съемку Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве. Ощутима динамика процесса работы мастера, который использует три фотоаппарата. На этой фотографии хорошо видна лестница, по которой отец забирался на вышку машины, и государственный номер «Москвич-407» – ЛИ 72-21. Ситуация, запечатленная на фотографии, не обычна для того времени и даже сейчас вызывает удивление и восхищение.
Таким образом, эта удивительная фотография Фотохудожника Ильи Голанда, оказалась в Архиве семьи Голанд.
***
Марианна Николаевна Кречетова, искусствовед Гос. Эрмитажа Санкт-Петербурга, впервые увидела цветной фотоальбом Ильи Боруховича Голанда «Москва» 1957 года выпуска. Она похвалила автора за проделанную работу и сказала, чтобы он продолжал трудиться над новыми изданиями. У отца в тот период уже были замыслы новых альбомов по Ленинграду. Здесь необходимо вспомнить о искусствоведах Ленинграда, фактически определивших судьбу Ильи Голанда - Глава 3 повести - http://www.proza.ru/2012/01/01/652
***
Читайте дальше. Продолжение - http://www.proza.ru/2012/01/02/1617