Гл. 24. Круг друзей и знакомых нашей семьи

Борис Голанд
Фотография, где Илья Голанд запечатлен на крыше автомобиля «Москвич-401»,
сделана в 1956 году в Ленинграде у здания Адмиралтейства.

***
Соседи и друзья по гаражам, расположенных по адресу Ленинград, во дворах дома 26/28 по Кировскому (Каменноостровскому) проспекту, Цирковые артисты Урядовы сконструировали и подарили отцу специальную «вышку» для его автомобиля «Москвич-401», которая была оборудована крутящимся полом, складывающимися шторками, съемной лестницей, стульчиком и специальным приспособлением для установки штатива. Отец приспособил «вышку» на крыше своего «Москвича». Взобравшись туда, он получил возможность подниматься над собравшимися  людьми, иметь круговой обзор, увидеть кадр для съемки сверху. Тогда он понял, что архитектуру лучше снимать  с высоких точек. 
Фотография, где отец запечатлен на крыше автомобиля «Москвич-401», сделана в 1956 году в Ленинграде у Адмиралтейства фотографом М. Симаковым, который подарил ее отцу с надписью: «Илюше на память о том, как, несмотря ни на что, можно трудиться, и с большим успехом!».
***
Город на Неве своей архитектурой заворожил отца. Его больше интересовала видовая архитектурная съемка, он посещал Публичную библиотеку, изучал цветную фотографию, покупал книги по архитектуре городов, знакомился с мастерами.
Круг знакомых нашей семьи был огромным. Заместитель директора по научной работе Эрмитажа Владимир Францевич Левинсон-Лессинг (1893–1972) хотел взять Илью Голанда на работу фотографом; инженер-конструктор Борис Константинович Чесноков был другом семьи; художники Андрей Андреевич Мыльников и Алексей Константинович Соколов; кинорежиссер «Ленфильма» Евгений Вениаминович Шапиро в то время ставил фильм «Овод» и познакомил отца со специалистами по фотоаппаратуре, оптике, фотоматериалам.
***
Илья Голанд многие фотографические приемы нашел в трудах выдающегося чешского фотомастера Карела Плицки, которого считал своим учителем.
Вот некоторые из основополагающих позиций К. Плицки, которыми руководствовался и следовал в своем творчестве
мой отец:
«Прежде всего должна быть тема. Выбор темы – дело нелегкое, особенно для фотографа, очарованного пейзажами с их прозрачным воздухом, древними городами с их богатой историей»;
«Композиция фотографического изображения Плицки находится под влиянием всех его «ремесел». И каждая из его профессий участвовала в формировании художественного фотографического метода. Из кинематографии Карел Плицка принес принципы комбинации сцеплений и художественной структуры, будучи профессором – знает цену точности, законченности, единства и совершенства. Но все эти рациональные принципы не существуют сами по себе, они подчинены чуткому восприятию мира этого фотографа-художника»;
«Каждый кадр с точки зрения видового и фотографического изображения неоднократно видоизменялся во времени, в свете, в атмосфере»;
«Раскрывая общий вид пейзажа или города, Плицка находит точку опоры в одной или более доминантах и стремится слить их в единое целое. Он любит строгие вертикали, столь типичные для городских объектов. Но с таким же мастерством Плицка способен использовать в своих работах расчлененную горизонтальность пейзажа, воздушную вуаль и воображаемое пространство, созданное игрой света и тени… Основным элементом структуры его фотографического пространства является свет. «Свет – это все, свету я благодарен за возникновение многих моих труднейших композиций, свет – это изобретатель, свет – это самое главное в фотографии».
(Сведения взяты из вступительной статьи Людвига Барана «О том, как профессор Плицка создает книгу» к фотоальбому Karel Plicka «Ceskoslovensko», 1974).
***
Читайте дальше. Продолжение - http://www.proza.ru/2012/01/02/1312