Белоталинка

Зинаида Тузова
Здравствуй, милый мой дружок! Как же мы с тобой давно не виделись!.. Хочешь, я расскажу тебе удивительную легенду?
- Сама, поди, сочинила?
- Нет, легенды слушают, а не сочиняют…
- Расскажи, бабушка Зина.

- В одном сибирском городе, а может, под городом, словом, в Подгородке, жил-был могучий Орешник. Он крепко врос корнями в сибирскую землю. Крона его, подобно Дубу, столь же была высока и развесиста. Листья можно было сравнить, разве что, с человеческой ладонью. Платье Орешник носил из тёмно-зелёного бархата.

        Своей красотой покорил Орешник юную  Вербу. С тех пор, лишь только весной  появлялись проталинки, Верба накрывалась чудным пушистым нарядом, который подарил ей Орешник  в приданое. Видал, поди, такую вербу весной?
        - Видел.
- Дружно жили Орешник и Верба.  Орешник не скупился на наряды для суженой, с каждой весной она становилась всё краше и краше.
В счастливой семейной жизни родилась у них дочка -  Белоталинка.  Она была бела и стройна, как тростиночка.
 
         Батюшка Орешник наряжал дочь в нежно-зелёный бархат томного цвета. Подросла Белоталинка, вот уж и навыданье пора, стал Орешник  присматривать для дочери суженого. Только в Подгородке, кроме Орешника, жили ещё Березняк, Сосняк, да Ельник. Березняк не устраивал Орешника размером своего листа, уж больно он был мелким и гладким, а Сосняк и Ельник  были колючими, их листики и вовсе были  иголочками.

         Однажды взбунтовался Орешник, закачались его могучие ветви,  застонал батюшка:
- Берендеюшка, что же делать мне, отцу Белоталинки? Подросла она, пора  навыданье…
- Что же, Ельничек и Березничек не нравятся?
- Не пара они для Белоталинки. Посмотри, какая она стройная, да нежная. Я такого мужа ищу для дочери, чтоб среди его листвы тепло ей было и уютно. Чтож за листики у Березника, Сосняка, да Ельника?  Не листки,  а одна пародия…
Разгорелся спор, разгулялася непогодушка. А тем временем налетел-запел Сиверко:
- Верба, душенька, знаю я, где найти для Белоталинки суженого…
- Где… где… где…
- Есть у меня в Канаде северной раскудрявый Клён - листик резанный. Вот уж будет для твоей дочери суженый…
Молвил так, тряхнул рукавом и рассыпал по округе семена-крылышки.

        Год с тех пор прошёл, минул другой. Как-то, раз весной пошла на прогулку Белоталинка, глядь, стоит… чудной такой, листик резанный, кудри-крылышки по плечам рассыпаются… Похваляется он Берёзоньке беленькой, что в его краях живут Розы плетистые, по незнанию, люди величают их Шиповником. Вот краса, так краса, куда уж ей, Берёзе, со своими серёжками…

        Загрустила Белоталинка - Розы плетистые, они красные, а она – нежно-зелёная, томно-бархатная…  Забурлил весенний сок в Белоталинке, проснулись в ней силы неведомые, и случилось чудо!

Только Солнышко поднялось-проснулось на небе, только лучиками Белоталинку пригладило, сбросил сон с очей  Орешник-батюшка:
- Глянь, Верба, жена моя суженая! Что же это на головушке у Белоталинки?
        - Где наряд свой девичий оставила, что на голову свою ты напялила? – учинила спрос Верба с дочери.

        Поклонилась поясно Белоталинка, рассказала о чуде увиденном, рассказала о Розе, ею услышанной. Рассказала о соке весеннем, неведомом…

         Подивились рассказу батюшка с матушкой, снарядились они в путь дороженьку, поклонились чудному, листику резанному:
- Здравствуй, добрый молодец! Из каких краёв и куда держишь путь-дороженьку? Как зовут тебя, листик резанный?
-Здравствуй, батюшка! Здравствуй, мамушка! Родом я из Канады северной, нарекли меня Клёном, листом резанным. К вам принёс меня ветер Сиверко. Чудно здесь у вас…
- Полюбился ты нашей дочери Белоталинке…
- Белоталинке?
- Белоталинке.
- Покажите мне её, любопытную…
- Вот она, смотри, венком-розочкой принакрытая…
- Венком-розочкой! Чудо небыльное! Всех цветов я розы видывал, а зелёную, с томным бархатом сроду и не видывал… Приглянулась мне ваша доченька, стать прошу её моей суженой, -  Клён отбил поклон поясный, разметав по плечам кудри-крылышки.
- Полюбился ты нашей дочери, полюбился и нам, её родичам. Станом ты красив, чуден листиком, плодовит семенами-крыльями… Ты достоин нашей дочери, нашей дочери, Белоталинки.
- Береги её, белоствольную. Укрывай от Борея лютого. По весне наряжай венком-розочкой.
- Отдаём тебе дочку в суженые. Эгей, Березняк, Сосняк, Ельничек, я нашёл Белоталинке суженого! 

        Так живут с тех пор Белоталинка, Клён канадский, листик резанный, семьёй дружной, не разлей вода. По весне наряжает Клён Белоталинку нежной зелёнью, томно-бархатным венком-розочкой, рассыпает по своим плечам кудри-крылышки.
Не насмотрятся на них, не нарадуются Орешник-батюшка и Верба-матушка. Всё у них ладно складывается…

        Вот легенда та, удивительная…
- Первый раз легенду слышу я. Почему мне её никто раньше не рассказывал?
- Так  не  всякому  легенда  открывается. Мне её сама Белоталинка поведала и веночек свой зелёный показывала… Разве с тобой такого не было, посмотришь ты на растение чудное и услышишь, вдруг, словно кто-то рассказывает?..
- Было, было со мной такое. Помню я!..


21.07.2010.
м. Подгородка