Окончание

Олег Макоша
                Вергилий с лопатой   

                102

                Красота как она есть

           Вчера первый раз не вышел на работу. Не смог подняться, постоянные перепады температуры с плюса на минус сделали свое дело. Внешнее атмосферное давление никак не хочет соотноситься с внутренним. Короче: тошнит, слабость, и голова едва не отваливается. И, что самое главное, именно в этот день, точнее ночь, с плюс два ****уло на минус двенадцать.
           Лежал на диване и четко представлял, как мокрый снег замерзает, превращаясь в грязный лед и дополнительные проблемы. Испытывал тяжелые угрызения совести в связи с прогулом. Весь день насмарку. Даже чаю не пилось.
           Сегодня рубил наледи. 
           Нет уж, братцы, лучше каждый день помаленьку.
           Через «не хочу», через «мать вашу».

                103

                Дискурс

           Тащил через дорогу лопату со снегом, место такое неудобное у парадного входа, что умнее через дорогу оттаскивать, чем на газон за тридевять земель носить. Пока пер, в меня на полном ходу врезался мужик. В меня врезался и меня же обозвал. Пришлось сначала догнать мужика и объяснить ему политику партии на ярких и убедительных примерах с черенком и кишечником, а потом сгребать снег с дороги.
           Вытащил из бака картонную коробку и собрал мусор. Изрядно вчера наколобродили, помимо обычного набора из пустых пивных банок и водочных бутылок, сигаретных пачек и полторашек из-под лимонада, пластиковых и стеклянных стаканов, прибавились тряпки. Буквально тряпки, уж не знаю, зачем и чего они рвали, но нарезали не мало. И все такое воздушное, гипюровое.
           Блондинки что-то не видно, начинаю беспокоиться.
           И Хонды нет. 

                104

                Установки

           Гребу у парикмахерской, Боря советует:
           -- Не надо к дороге, да?
           -- Барин велел.
           -- Штраф – сорок тысяч рублей – у Бори во рту насвай, он говорит немного шепелявя.
           -- Да иди ты?
           -- А?
           Не было печали. Начинаю оттаскивать снег на газон. Скольжу на льду, чуть не падаю, когда иду обратно, замечаю необычный пакет. Подхожу поближе – кулек из Макдональдса. Учитывая, что ближайший раздаток находится за шестнадцать остановок от круглосуточного лабаза, люди специально приезжают сюда из центра города есть гамбургеры. И пить кока-колу: пара бумажных стаканов валяется тут же. Там покупают, а едят здесь перед служебным входом.
           Мимо пролетает дракон, тормозит, из кабины выглядывает Петрович, который наверняка не Петрович, и просит:
           -- Мне бы аванс?
           -- Чего?
           -- За полмесяца, рублей пятьсот.
           -- Я поговорю с барином.
           -- Ага – повелитель дракона захлопывает дверь и, рыча, уносится в горние выси.
           Или где там живут птеродактили.
           Днем звоню хозяину-барину, докладываю:
           -- Тракторист просит аванс.
           -- Нет денег – барин в своем репертуаре.
           -- Да и *** с тобой.
           Я решаю на следующий день отдать Петровичу пятисотку из личных запасов, из кровной нычки, некоторым образом.
           За базар надо отвечать и вообще, – честь дороже.

                105

                Тема

           Срубаю метр смерзшего снега от угла служебного входа по направлению к мусорным бакам. Барин приказал. Я этот, так называемый тротуар, специально снегом закидываю, чтобы на углу не ссали и не пили, а барин говорит, руби. Ну и рублю.
           Хорошо слежался снежок, на него еще удачно с крыши течет при оттепелях, а потом морозом прихватывает, и по плотности он стал сродни бетону. Такие ощущения от отскакивающего лома. Не бруствер, а редут.
           А разговор по телефону у нас с барином вышел следующий.
           Хозяин-барин:
           -- А чего это ты тротуар у служебного входа не чистишь? Тот, что к помойке ведет?
           Я:
           -- Так ведь ссут.
           Барин:
           -- Ну и что?
           Я:
           -- ****ь.
           Барин:
           -- Все равно сруби, хоть метр.
           Взял я у продавщицы Вали из отдела обоев лом и пошел. А Валя прокомментировала:
           -- И что это вы на такой страшный инструмент перешли?

                106

                Цитата 3

           Хочу тут цитату из инета привести в ответ на всяческие инсинуации:
           «В двадцать первом веке мало что изменилось в содержании труда дворника — ручной физический труд на виду у множества людей. К сожалению, профессия дворника, труд которого так необходим людям, никогда не была престижна. И в царской России, и в советские времена, и сейчас дворниками работали и работают чаще всего люди, приехавшие в город из другой местности. Дворников со старых времен до недавнего времени обеспечивали жильем. В дворники шли люди старшего возраста, часто одинокие.
           Профессии дворника и мусорщика психологически очень специфические».
           Это, понятно, про железных дворников-кентавров, а меня обеспечить могут только неприятностями. Специфическими.
           Да и местный я, родился здесь, впрочем, как и мои: отец, дед и даже прадед.

                107

                Трудовые будни   

           Никак не могу поймать повелителя дракона, чтобы передать ему аванс. Не состыковываемся. Снега нет, и я провожу на улице не так много времени: соберу мусор, пошкрябаю лопатой у входа, для понта, покурю, и все.
           Сегодня лопата как-то не правильно звучит, очистил ее от снега, пригляделся – елки-пали, стерлись клепки, удерживающие ножовочное полотно на совке. С одного края пила отошла и постукивает с неприятным всхлипом. Приду домой, надо будет посадить на болты, клепок-то у меня все равно нет.
           Пока разглядывал лопату, подъехала мусороуборочная машина, лихо затормозила у баков, из кабины вылез паренек, поколдовал у ручек пульта управления. Потом опрокинул баки в ненасытное нутро монстра, роняя по дороге картон и всякую мелочь.
           Пространство вокруг баков уделано на загляденье. Скоро будет не подойти и не подъехать. Паренек посмотрел на меня, хотел, было, что-то сказать, но передумал.
           Когда машина улетела, я подобрал все, что они уронили, и немного почистил снег вокруг баков.
           Покормил собак и пошел домой.
           Зы.
           Блондинку не видел.

                108

                Дворник Боря 

           Боря спрашивает меня:
           -- Тебе сколько лет?
           -- Сорок пять.
           -- А мне? Только честно?
           Выглядит он, надо сказать, на все шестьдесят четыре и больше всего похож на активного сидельца по статьям средней тяжести.
           -- Сорок семь – говорю я.
           -- Эх! Откуда знаешь?
           От верблюда.
           Боря расстроен, накануне его жену, работающую в киоске продавцом, оскорбил покупатель. Боря хотел отомстить люто, но жена уперлась, дескать, не смей, опять посадят. Вот Боря мне и жалуется на судьбу с утра. Подтверждая мою версию о его большом уголовном прошлом.
           -- Сто рублей кинул, маленькую водку взял.
           -- Ну? – интересуюсь я дальнейшим развитием событий.
           -- Потом коньяка стаканчик, – Боря вытаскивает пачку сигарет – будешь?
           Мы закуриваем.
           -- Так расстроился, даже снег убирать не стал – подводит итог Боря.
           -- Понимаю – сочувствую я и беру лопату.
           На площадке перед парикмахерской стоит шикарный Лексус. Минут двадцать назад из него вылезла пигалица ростом с колесо означенного транспортного средства, и, пикнув сигнализацией, убежала. А я проглядел этот момент и не успел послать ее в жопу, то есть на другую самодеятельную стоянку.
           Когда теперь явится укротительница внедорожников неизвестно, и я огибаю машину по контуру. 
           -- А начальник мне тысячу рублей дал – сообщает Боря.
           -- ?
           -- За то, что я вот этот снег перекидал – Боря показывает на порушенную им часть, находящегося на его территории, бруствера.
           -- Молодец – отвечаю я.
           -- Кто?
           -- Оба.
           Боря вздыхает, берет картонную коробку с мусором и отправляется к бакам.

                109

                Брызговик

           Отдал я повелителю дракона Петровичу пятьсот рублей.
           Дорогу он уже почистил, и я принялся за служебный вход. Снега навалило – ни пером описать, ни в сказке сказать. Греб три часа, когда вышел к парикмахерской, от меня аж пар валил. Остановился перекурить у парапета. Разглядел что-то непонятное на другой стороне дороги. Пошел, поднял – огромный брызговик от грузовика. Постелил его около входа. Чисто, на загляденье.
           Пока стоял и курил, тут же замерз, натянул шапку с помпонами поглубже, схватил лопату и давай снег кидать поближе к обочине. Нехай барин штраф платит в сорок тыщ.
           Отдал бы трактористу пятьсот рублей по-хорошему, тот бы все и отволок, а теперь я и не заикаюсь.
           Потому что тот, кто экономит на оплате людского труда, потом выкладывает втрое, если не вчетверо больше.
           А, может, и не выкладывает, кто их капиталистов разберет.
           Видел блондинку.
 
                110

                Лытдыбр

           Странно, но площадка перед парикмахерской пуста. Ни тебе Хонды, ни тебе Лексуса. Снега выпало недельная норма – сам по телевизору слышал, поэтому упирался долго. В редкие перерывы курили с Борей у стенки круглосуточного лабаза. Разговаривали о бренности сущего. Боря, сверкая золотыми зубами, не соглашался:
           -- Не понимаю.
           Я напирал:
           -- Осознай.
           -- Нет. Не может быть.
           -- А я про что? Быть – не может.
           В общем, вели дворницкие философские беседы. Как Павел Флоренский с Сергеем Булгаковым.
           Снег падал.
           Потом мимо прошкындыбали незнакомые алкоголики и попросили не бить их лопатой.
           Пришла блондинка, я покормил собак, и, вроде бы, все. 

                111

                Отрывок 4

           «В те времена палаток букинистов было до тридцати. Здесь можно было приобрести все, что хочешь. Если не найдется нужный том какого-нибудь разрозненного сочинения, только закажи, к другому воскресенью достанут. Много даже редчайших книг можно было приобрести только здесь. Библиофилы не пропускали ни одного воскресенья. А как к этому дню готовились букинисты! Шесть дней рыщут — ищут товар по частным домам, усадьбам, чердакам, покупают целые библиотеки у наследников или разорившихся библиофилов, а «стрелки» скупают повсюду книги и перепродают их букинистам, собиравшимся в трактирах на Рождественке, в Большом Кисельном переулке и на Малой Лубянке. Это была книжная биржа, завершавшаяся на Сухаревке, где каждый постоянный покупатель знал каждого букиниста и каждый букинист знал каждого покупателя: что ему надо и как он платит. Особым почетом у букинистов пользовались профессора И.Е. Забелин, Н.С. Тихонравов и Е.В. Барсов.
           Любили букинисты и студенческую бедноту, делали для нее всякие любезности. Приходит компания студентов, человек пять, и общими силами покупают одну книгу или издание лекций совсем задешево, и все учатся по одному экземпляру. Или брали напрокат книгу, уплачивая по пятачку в день. Букинисты давали книги без залога, и никогда книги за студентами не пропадали».
           Любимый автор, один из лучших.

                112

                Воспитание чувств
 
           Ночью шел снег.
           Греб у парадного входа, а народ пер по нагребанному. Хлебный фургон припарковался на тротуаре, где мне предстояло чистить, и стоял полчаса. Пьяный мужик зашел за угол и принялся ссать.
           Я вогнал лопату в кучу снега, ухватил побольше и потянул вверх, а в это время, тетка в шубе, шедшая мимо парадной двери, совершила некое странное движение. Она подпрыгнула, видимо желая перескочить через скучкованный мной снежок, вытянула ногу, утробно выдохнула (с подвизгиванием), и приземлилась ровно на лопату. Раздался неприятный звук несанкционированно сгибаемого металла.
           О, как это воспитывает характер!
           О!
           В том плане, чтобы никого не убить.   

                113

                Дружба народов

           Поздоровался с Борей и продолжил свои упражнения на свежем воздухе.
           Боря приходит чуть позже меня, забегает в круглосуточный, потом появляется с лопатой и начинает чистить фасад. Я в это время заканчиваю разгребать у парадного и перемещаюсь к аварийному выходу, произрастающему из земли. Следом – служебный закрытый вход, затем у парикмахерской.
           Когда я огибаю здание и выхожу на финишную прямую, Боря подходит со мной покалякать. Обычно он спрашивает:
           -- Как дела?
           Я отвечаю:
           -- Нормально. А у тебя?
           Он говорит, что все, мол, путем и мы продолжаем грести.
           Но сегодня, вместо того чтобы поинтересоваться моими делами, Боря произнес:
           -- Узбека одного видел.
           -- Так – отозвался я.
           -- Ему моя жена говорит: «Смотри, у меня муж не подарок».
           -- Угу – я стараюсь соответствовать моменту.
           -- Ну, вот.
           Боря уходит.
           Судя по всему, разговор у нас получился содержательный и многозначительный. Знать бы еще, о чем.

                114

                Столбы и столпы

           Красота.
           Снега ровно столько, сколько нужно чтобы насладиться трудом и тихим субботним ранним утром. И погода подходящая – минус пять. Гребется вкусно и с удовольствием. Редкие прохожие почти не мешают. Лопата шваркает по плитке и смачно врезается в снег. Его консистенция сегодня та, что Смилла сравнивает с сероватым мелким жемчугом. Бруствер у края дороги, нагребанный мной вчера, порушен машинами. На углу у помойки, в связи с прошедшей пятницей, рекордное количество пустых банок и бутылок.
           В общем, вокруг покой и благодать.
           Боря приходит поздороваться, и мы недолго треплемся ни о чем.
           -- Как дела, брат? – вопрошает он.
           -- Прекрасно – отвечаю я.
           -- И у меня!
           Потом я дочищаю у парикмахерской и встаю перекурить около парапета. По тротуару довольно резво чешет поддатый мужик, спешит в круглосуточный. У районного муниципалитета горит единственный фонарь и мне хорошо видно, как мужичок, слегка не рассчитав траекторию, поскальзывается и врезается в него.
           Вот тебе и столб, вот тебе и утверждение истины.

                115

                То, что сейчас называется нуар

           Чищу аварийный выход, произрастающий из земли. Он расположен под углом и когда я поднимаюсь на верхнюю точку, чтобы согнать лопатой снег вниз, а потом перекидать его на газон, мне видно пространство за мусорными баками. Как на ладони. Я стою на двери, привычно смотрю за стенку отделяющую баки от газона, и замечаю непорядок. Некий предмет, засыпанный снегом. Похоже на какой-то сверток. Я тыкаю в него лопатой, пока не ожидая ничего плохого.
           Матерчатая спортивная сумка.
           Вот елки-палки, сразу представляются отрезанные и упакованные части расчлененного тела. Надо меньше смотреть фильмов категории «Б».
           Нагибаюсь и вытаскиваю сумку. Тяжелая. Бросаю ее на снег. Открывать не хочется, если там, допустим чья-нибудь голова, хоть того же Альфреда Гарсии, придется вызывать полицию и долго давать показания. В то же время, любопытство съедает. Я оглядываюсь – вокруг никого. Что не удивительно: шесть утра, исподняя стена магазина, мусорные баки.
           Алкашей и тех не видно.
           Я решаюсь.
           Счищаю перчаткой снег с молнии и расстегиваю сумку.    

                116

                Воскресенье

           Проснулся, подумал, ну его на фиг, не пойду грести. Потом вспомнил, как весь день страдал во время первого прогула и, преодолевая обморок недосыпа, встал. Выполз на улицу.
           А на улице покой и тишина, только моя лопата, скребя снег, вносит диссонанс в умиротворение. Свежий воздух, какой-то ватный свет, а я – швырк-швырк.
           Швырк-швырк. 
           А может это и не диссонанс, а недостающий элемент гармонии. Как посмотреть. Мимо прошли знакомые алкоголики и поздоровались издалека – помахали руками. Я как раз у мусорных баков греб, а они шли из круглосуточного лабаза и обсуждали свои дела. Дела у них – ничего, судя по всему. Судя по бутылкам в руках.
           Я догреб у баков, у служебного входа и пошел к парикмахерской. Бори не видно. Людей тоже. Блондинки тем паче. Сейчас почищу и пойду кормить собак. Затем покурю у железного парапета, и рабочий день закончится.
           Короткий и приятный.
           Все-таки, счастье достижимо.

                117

                Не дружба народов

           Днем позвонил хозяин-барин и сказал, что желает встретиться. Мне, конечно, идти не куда не хотелось, но я преодолел вековое классовое отвращение и поплелся к магазину. Даже врать не стал по телефону, что смертельно занят и сейчас нахожусь не дома, а, допустим, в Гродненской области. Придя, засек барский внедорожник у открытого по такому случаю служебного входа, и спустился в офис около туалета. Барин сидел за столом, руководил.
           Потом заметил меня:
           -- Пойдем наверх.
           Мы поднялись на улицу, подошли к горе снега на ничейной территории между нашими с Борей участками, барин широко повел рукою и рек:
           -- Вот.
           -- Что «вот»? – уточнил я, хотя уже догадался. 
           -- Комиссия сегодня ходила из администрации.
           -- Начинается.
           -- Понимаешь, – барин вытащил мобильник – они в одиннадцать часов ходили. Меня тут не было. А эти из круглосуточного были.
           -- Ну?
           -- Ну, они и сказали, что эту гору нагреб ты – барин тут же принялся усиленно кому-то названивать.
           Я этот его прием знаю: он, когда хочет на меня очередную пакость взвалить, сначала ее выкладывает, а потом срочно начинает вести важные переговоры, чтобы я не успел его с ходу нахуй послать.
           -- Так, – сказал я – кто «они»?
           -- Боря.
           -- И чего надо?
           -- Кучку убрать.
           -- Кучку?
           -- Ее.
           -- Вот эту?
           -- Угу.
           -- Всю?
           -- Сруби хотя бы до половины, а? Вот так, – он подрезает рукой воздух, примерно на середине моей груди – и хватит. Все равно мы их наебем. А я вам с трактористом, не только аванс, но и подсчет пораньше дам.
           И он опять сделал вид, что ему нужно немедленно звонить.
           Набрал я в легкие морозного воздуха с запасом, прокрутил в голове примерную матерную тираду о тотальной справедливости, достижимой, исключительно, эмпирическим путем, открыл рот и, неожиданно для себя, ответил:
           -- Хорошо, срублю кучку.
           И пошел домой.
           По дороге любовался божьей благодатью, разлитой повсеместно.
      
                118

                Энтузиазм

           Срубал кучку.
           Сделал свою обычную работу и принялся срубать. То есть, сначала подошел к кучке и задумался. Оптимизма она не внушала: высокая и хорошо слежавшаяся, в диаметре метров пять. Утыканная разноцветными пивными бутылками. Красиво обложенная мятыми сигаретными пачками. Инкрустированная бычками.
           Ладно, глаза боятся, а руки делают. Вогнал первую лопату, и дело пошло. Единственный трудный момент, куда снег оттаскивать. По всему получается, что кроме как через дорогу на газон АТС, больше не куда. Начал таскать, постепенно добрался до припаркованной девятки жигулей. У самого края дороги машина стоит, очень мешает. Почесал я репу под белой шапкой с красным помпоном и принялся складировать снег вдоль борта автомобиля.
           Складировал-складировал, и засыпал тачку по самые стекла.
           Придет владелец, обрадуется необычайно.
           Пока же только Боря рядом крутится, здоровьем интересуется. Я, после его предательства, рассказывать о здоровье не хотел. Спросил:
           -- Ты меня заложил комиссии?
           -- Я до столба убираю.
           -- Ясно.
           В общем, срубил кучку и пошел собак кормить.
 
                119

                Практическое человековедение

           Всю ночь мела метель, а к утру потеплело.
           Лопату с насквозь мокрой субстанцией, еще недавно именуемой снегом, от земли не оторвать. Приходится брать по половине, по четверти. Таскаю через дорогу, складываю все у тех же жигулей, припаркованных на краю дороги. Припаркованных, надо сказать, строго, через жопу. Еще немного и автомобиль скроется из виду, засыпанный мокрой кашей. Потом начнутся морозы, ее прихватит.
           Мокрый снег сгребается плохо. Во-первых, лопата сдирает наст до асфальта. Во-вторых, грязь развозится по всему участку и выглядит это дело безобразно. В-третьих, просто надоело.
           Перекуриваем с Борей. У него сложные отношения с местоимениями и моей идентификацией. Сначала он говорит:
           -- Здравствуй, брат.
           А потом спрашивает:
           -- Вы уже все убрали?
           Я отвечаю соответственно:
           -- Здравствуй, Боря.
           И:
           -- Да, а вы?
           Такая у нас семиотика.

                120

                Пиастры

           Хозяин-барин выдал заработанную плату. Все прошло довольно мило, я спросил:
           -- Ну?
           Барин:
           -- Чего?
           Я:
           -- Сегодня – пятнадцатое.
           Учитывая, что накануне мы с барином договорились встретиться в его офисе около туалета для передачи денег, его забывчивость можно объяснить только неимоверной загруженностью государственными делами. 
           -- Ах, да-да-да – вспомнил барин и полез в карман.
           После чего отдал причитающиеся нам с трактористом Петровичем купюры и тут же уткнулся в мобильник.
           А я попрощался и пошел в книжный магазин.
           Обожаю книжные магазины.
           Но дойти до него сегодня мне не удалось.

                121

                Любовь-морковь

           Утром видел в темноте бабу Зину, сначала засомневался, она ли это, а потом залаяла Жулька. Я остановился у подъезда, Жулька подбежала и дружелюбно махнула на меня хвостом. У нее это знак проявления нечеловеческой любви.
           Я в ответ тоже махнул.

                122

                Баллантайн

           В двенадцать часов дня позвонил хозяин-барин. Я как раз ехал на автобусе из книжного, где (в магазине) похабно вожделел трилогию «Миллениум».
           Барин начал издалека:
           -- Ты минут через тридцать сможешь подойти к магазину?
           И я попался, ответил:
           -- Смогу.
           -- Только приходи с лопатой и в рабочей одежде.
           -- Чего, бля… – начал я, но барин уже отключился.
           Зная мое отвращение к любым телефонным переговорам, рассчитал он все правильно.
           -- Вот ведь, сука какая – сказал я, вызывая негодование двух теток пост-постбальзаковского возраста, беседовавших рядом об интересном. О том, какие травы помогают при запорах и как их лучше заваривать. На паровой бане или просто кипятком.
           Пришел домой, переоделся и поплелся к магазину, коря себя за слабость и попустительство. Говоря себе, что это не те деньги, за которые можно бегать на участок по два раза в день по первому звонку. Что это последний раз и сейчас я решительно скажу барину, чтобы он шел еловым лесом. И так далее. И так далее. 
           Когда я подошел, барин уже скакал вокруг здания и почем зря расточал искренний и неподдельный энтузиазм.
           -- Крыша течет – обрадовал он меня.
           -- ?
           -- Надо залезть, срубить лед. За отдельную плату.
           -- ?
           -- Я лестницу дам.
           -- ?
           -- И лом!
           Мы вытащили лестницу (другой нет? – спросил я, нет – ответил барин), прислонили к стене и я полез. Где-то чуть выше середины, эта хренотень затрещала, потом раздался абсолютно узнаваемый звук абзаца, лестница сломалась, а я полетел вниз. Целил в нагребанный мной огромный сугроб около мусорных баков. В него и попал, сперва ударившись об козырек над дверью служебного входа в круглосуточный.
           -- Ты живой? – барин дергал меня за ногу, торчащую из сугроба.
           -- А то.
           От грохота произведенного оторвавшимся козырьком, из соседней двери с круглосуточным лабазом, выскочила вневедомственная охрана в количестве двух человек.
           -- У нас железная лестница есть – сказала охрана и вынула меня из сугроба.
           -- Тащите – ответил я.
           Залез на крышу, расчистил снег и обнаружил лед толщиной сантиметров двадцать. Начал рубить, когда пробил лунку, показалась вода. Много воды. Я вырубил сток, и она хлынула вниз веселым весенним потоком. Потом под чутким руководством хозяина-барина, выламывал ломом куски льда на указанных местах.
           Барин руководил снизу, разгоняя редких прохожих и припаркованные машины. Вода текла по стене лавой. Лед красиво стукался об крыши автомобилей, чьи владельцы отсутствовали.
           -- Еще метр – кричал мне начальник.
           И я срубал еще метр. Лед был матово-пепельный, монолитный, по крепости чистый мрамор.
           -- Эту дать? Как ее?
           -- Пешню?
           -- Да.
           -- Давай.
           Барин сбегал в подвал и принес топор, приваренный к железному пруту.
           -- Сейчас закину. Отойди подальше.
           Он размахнулся и швырнул.
           Попал в единственное маленькое окошко под самой крышей с этой стороны магазина. Пешня разбила стекло и улетела внутрь. Изнутри раздался неприятный звук обильного разрушаемого имущества. И еще визг. Мы замерли. Через пару минут из двери служебного входа в круглосуточный выскочила продавщица.
           Я тюкнул ломом по льду. Барин сказал:
           -- А?
           Продавщица спросила:
           -- Вы охуели?
           -- Марина… – начал барин.
           Но Марина его прервала:
           -- Идиоты.
           И ушла.
           Я продолжил рубить лед.
           Хозяин-барин отправился за злополучной пешней, а когда, минут через двадцать, вернулся, я, вроде, закончил.
           -- Еще около трубы пройдись и все – попросил он.
           Я прошелся и слез вниз без приключений.
           -- Пойдем, что покажу – предложил барин.
           Мы спустились в подвал, он открыл дверь в какую-то подсобку и вытянул руку. В отверстии, пробитом в бетонном полу, плескалась вода.
           -- Полметра – сообщал барин – тут все на болоте стоит.
           -- Я знаю.
           -- Нет, ты не можешь знать, ты еще маленький был… Пойдем я тебе отдельно заплачу.
           Мы зашли в офис у туалета, и барин выдал мне двести рублей.
           -- Пришлось им коньяка дагестанского купить, – поделился он со мной радостью – чтобы не орали. А то они обедали сидели, а тут эта ***ня прилетает… Неудобно получилось… А завтра окно заколотим.
           -- Вестимо.
           Я сунул две купюры по сто рублей в карман и подумал, что мой кореш пьет виски Баллантайн. Двенадцатилетний скотч, по цене за бутылку значительно превышающей месячный заработок дворника.
           Такие дела.
           Выпивает он ее, кстати, минут за сорок-сорок пять. Без закуски.
           Зы.
           До вожделенной трилогии не хватало ровно восемьсот рублей.

                123

                Казуал 

           Все утро убирал вчерашние, сброшенные с крыши льдины. Таскал на руках те, что побольше, и лопатой всякую мелочь. Когда выполз к парикмахерской, Боря сказал:
           -- Видел тебя вчера.
           -- Привет – поздоровался я.
           -- Здравствуй, брат.
           Боря стоит и улыбается. В руках – новая лопата из консервной банки, во рту – старые золотые зубы из медного самовара.
           -- Начальник велел вот это убрать – Боря показывает на грязный снег, скучкованный им напротив входа в хозяйственный отдел.
           -- Угу.
           -- Раскидаю – Боря швыряет снег на площадку перед магазином, заставленную машинами.          
           -- Угу – говорю я еще раз и ухожу к парапету курить.
           Надо обдумать одну штуку.
           Хозяин-барин вчера, после того как я уже вышел из подвала, догнал меня около остановки и предложил:
           -- Прояви инициативу?
           -- Нет.
           -- За отдельную плату. Как только перепад температуры, так ты сразу хватаешь лестницу и чистишь на крыше снег?
           -- Нет.
           -- Значит, договорились. А лестницу будешь у охранников брать, да?
           Он выхватил из кармана мобильник, прижал его к уху и рванул обратно, к припаркованной возле помойки Хонде.
           -- Да, ****ь – произнес я в пространство.

                124

                ЗРД
                (Загадочная русская душа)

           Ну, мать же вашу!

                125

                Реестр

           Не знаю кого как, а меня всегда привлекали профессии, рассчитанные на некоторое уединение и созерцательность характера:
           Бакенщик;
           Смотритель маяка;
           Путевой обходчик;
           Или связанные с возможностью ухаживания за животными.
           Например, конюх.
           До недавних пор и профессию дворника я относил к таковым. Пока не начал работать и не убедился в тесном общении нас (дворников) с населением. Вот и в интернете написано, что это специфичный труд на глазах прохожих.
           Прыгают люди через лопату и все время норовят наступить на только что нагребанное. С другой стороны, что на них обижаться.
           Чисто дети же.
           А насчет смотрителя маяка стоит подумать.

                126

                Тишь

           Подморозило.
           Сначала, как полагается, всю ночь капало, а потом температура упала до минус пяти. На улице – каток. Пока шел до участка, два раза чуть не упал. Пришел, собрал пустые бутылки, непонятные бумажки, стеклянные стаканчики из-под водки и мятые сигаретные пачки. Выкинул в бак, огляделся – никого.
           Темно, хоть глаз коли.
           Перекурил у парапета и подумал, что вполне мог бы и не выходить сегодня, а поспать подольше. Еще бы знать наверняка, когда выходить, а когда необязательно. Бывает, ни снега, ни дождя, ни народу накануне, а выйдешь на работу, территория как специально устряпана заподлицо. А бывает наоборот: всю ночь орут у магазина, празднуют, допустим, футбольную победу черт знает кого, над мать его знает кем, а на участке чистота и порядок.
           Короче, хреновый из меня метеоролог. 

                127

                Лунное дыхание

           Недавно узнал, что левая ноздря женская и осуществляет лунное дыхание. А правая – мужская и, соответственно, относится к дыханию солнечному. То есть когда человек засыпает, правая ноздря перекрывается и не дышит, а левая наоборот. Это чтобы организм успокоился. Значит, чтобы возбудиться, надо левую заткнуть, а правой подышать.
           Дивная штука.
           То-то я по утрам в ванной не мог понять никогда, чего это одна ноздря забита, сопли что ли. А это, оказывается, организм еще не проснулся.
           Теперь, когда меня что-то раздражает во время утреннего моциона с лопатой, я в правую ноздрю засовываю палец, а дышу левой. Очень успокаивает.
           Знакомый йог Бхарта Бухма-Петров научил.

                128

                Кучка

           Эпопея с кучей продолжается. Опять звонил барин и требовал кучу ликвидировать. Шантажировал штрафом:
           -- Выпишут штраф, придется тебе три месяца бесплатно работать.
           Мне это не понравилось. Не перспектива трехмесячной бесплатной работы, а сама наглость барского шантажа. Тем более, штраф в сорок тысяч мне придется отрабатывать не три месяца, а полтора года или чуть больше. Я барину ответил:
           -- Куча не моя.
           -- С администрацией спорить – себе дороже. Ты же взрослый человек?
           Где-то я это слышал.
           -- Ага.
           Барин еще что-то говорил, но мне было уже все равно, я выключил телефон, не попрощавшись.

                129

                Кучка 2

           Срубал кучу.
           Снег за дни оттепели успел слежаться, лопата трещит и предательски гнется. Площадка перед парикмахерской забита машинами, кидаю между ними. Мимо идет Боря и лыбится:
           -- Привет, брат!
           Золотые зубы сверкают.
           -- Сегодня у нас чисто, да? – он счастлив.
           -- Да – отвечаю я хмуро.
           Настроение ни в ****у, ни в красную армию. Интересно, когда радость труда успела превратиться в обузу. Не тогда ли, когда первый раз позвонил барин и попросил прийти вечером разгрести снег, падавший днем?
           Срубил еще сантиметров шестьдесят-семьдесят, в результате куча стала ниже, но значительно шире.
           Все это начинает доставать.
           А как я мечтал остаться в рамках чистых отношений: добросовестно выполнил – честно заплатил.
           *** там.
           Но как говорит знакомый йог Бхарта Бухма-Петров, измени не мир, но свое отношение к нему. Начинаю менять. Улыбаюсь старушке, идущей мимо. Старушка шарахается и ускоряет бег. Улыбаюсь кучке, кучка не убывает и не убегает. Улыбаюсь, черт знает чему.
           Вроде, полегчало.

                130

                ЗРД 2

           Сегодня на моем участке, особенно около мусорных баков, дикий бардак. Но такого запредельного уровня, что может быть только творческим беспорядком.
           Не иначе.
           Беру лопату, картонную коробку для мусора и начинаю убираться.    

                131

                Объект-субъект

           Из меня, не особо заботясь о соблюдении хотя бы формальных приличий, районная администрация при полном попустительстве барина четко делает крайнего.
           Барин:
           -- Кучу надо убирать.
           Я:
           -- Это не ко мне.
           Барин:
           -- Мне в санаторий ехать.
           Я:
           -- В Ессентуки?
           Барин:
           -- А?
           Я:
           -- Не обращай внимания.
           Барин:
           -- Если приеду и будет штраф, то…
           Барин тут инструмент опосредованного шантажа. Транзитная жертва, буфер и одновременно конденсатор накапливания и исполнения административной воли. То есть его пугают и ему страшно, он пугает меня и мне противно.
           -- То что? – спрашиваю я.
           Он не знает ответа.
           Мы продолжаем препирательства.
           Барин:
           -- И вообще, эта нейтральная территория теперь твоя.
           Я:
           -- Что?
           Барин:
           -- А что?
           Я:
           -- Да нихуя.
           Барин:
           -- Я не понимаю твоей позиции в этом вопросе.
           Я:
           -- Не может быть.
           Барин:
           -- Слишком ты щепетильный.
           И так далее.
           Расстаемся взаимно раздраженные.

                132

                Чур меня
            
           Возможно завтра последний день моей дворницкой карьеры. Не выработали мы с барином консенсуса. Мне не нравится, что мой участок пухнет как на дрожжах и что я четвертый день должен рубить пресловутую кучу, к созданию которой не имею никакого отношения. Барину не нравится, что я упираюсь и не выполняю его предписаний. И так далее. При этом мы еще и разговариваем на разных языках.
           Когда вышел из офиса, а потом из подвала, то встал покурить у парапета. Покурил и испытал сожаление из-за спора с барином.
           Ну, ездят на тебе потихонечку. Ну, обманывают слегка. Ну, все хитрят и увиливают. Ну и что? Прояви понимание, уступи и умойся. Будь лояльнее, барину, поди, тоже нелегко ежедневно отлизывать у районных властей.
           Надо что-то решать.
           Говорят, искать оправдания для человека, который тебя только что провел или унизил, типично русская интеллигентская черта.
           Чур меня, чур.
 
                133

                Трудовые будни 2

           Выпал снег и я возликовал. Надоело бутылки с окурками собирать. Уж лучше снег грести, как раньше, как на заре туманной юности (ц).
           Но как раньше не получилось. Что-то ушло. Возил лопатой по плитке около закрытого служебного входа и не испытывал радости. Лишь одну досаду.
           Дракон не прилетел, и я вычистил дорогу сам. Просто так. Вернее, из вредности, дал организму дополнительную нагрузку. Психике – отдых.
           Не полегчало.
           Поздоровался с Борей.
           Покурил у парапета.
           Плюнул на кучку.
           Вдохнул.
           Выдохнул.
           Вообще-то, скоро Новый год, так что нефиг грустить, вперед к новым трудовым победам.   
 
                134

                Снова трудовые будни

           Без изменений.

                135

                Дневник натуралиста

           Хотел провести сравнительный анализ количества прохожих на улице в течении недели.
           Провел.
           Получилось следующее.
           В понедельник картина такая: в шесть утра народу меньше чем во вторник или, допустим, среду и четверг. А вот с семи тридцати и до восьми, ломятся стада и толпы. Вывод простой – народ проспал, вскочил, вытаращив глаза, и как угорелый рванул на работу.         
           В остальные дни примерное равное количество прохожих, что в шесть, что в восемь часов. Естественно увеличение идет отсюда и до обеда. То есть с шести к одиннадцати дня.
           В субботу людей значительно меньше, но тоже есть любители раннего променада. И трудящиеся есть, с деловым видом дожидающиеся троллейбуса на остановке. Некоторые с бутылкой пива в руке. Даже не некоторые, а поголовно все.
           В воскресенье еще меньше. И этим воскресенье похоже на праздничный день. Ранним утром – один-два пешехода, направляющиеся черт знает куда.
           Но все это относится к людям обычным, алкаши же бегают в круглосуточный лабаз, невзирая на дни недели и погодные условия.
           Суровая у них жизнь.
 
                136

                Мальчик Вова

           Местный незлой дурачок. Двухметровый амбал – косая сажень в плечах. На вид лет двадцать пять, а по паспорту все сорок, надо думать. Большой любитель выпить на халяву и оказать услугу полукриминального характера. Сам никогда не нарывается, но если «старшие пацаны», те, что младше его на десяток лет, попросят, Вова сделает. Украдет на рынке закуску, ударит по физиономии провинившегося опойку, сбегает за стаканом.
           Он ко мне, время от времени, приходит сигареты стрелять.
           Встает рано, делать-то нечего, вот он и шляется между домами в поисках благ.
           -- Здравствуйте – говорит, вырастая из-за плеча.
           -- Тьфу, ****ь – вздрагивая, отвечаю я – привет.
           -- Закурить не найдется?
           -- На.
           Закуривает. Смотрит вдаль. Произносит:
           -- Так я пойду?   
           Мы с ним хорошо знакомы, только он не помнит. Не потому что каждый день забывает и живет как с чистого листа, а потому что давно это было.
           Лет двадцать назад мы оба отдыхали в пенитенциарном заведении по смешным, но разным статьям. По пустяковому делу, как говорил Яков Менелаевич, глядя в чистые глаза товарища Бендера.
           И оба соскочили, отделавшись легким испугом.

                137

                Дворницкий инструмент
 
           Вот что я нашел в Инете:
           В работе дворника используются различные инструменты и приспособления, в частности:
           1. Мётлы: подметание мелкого мусора (пыль, листья, окурки).
           2. Совок (дворницкий): переноска мелкого мусора, заметенного метлой.
           3. Лопата (совковая и снегоуборочная): расчистка, перенос и погрузка мусора, сдвигание снега, расчистка, перенос и погрузка снега.
           4. Вёдра (ёмкости): ручная переноска твердых и жидких отходов и мусора.
           5. Грабли (обычные и веерные): уборка газонов (от скошенной травы, листьев и веток деревьев, мусора).

           Вспомогательные средства:
           1. Топоры: рубка кустарников и веток деревьев, изготовление кольев и их забивание.
           2. Пила: отпиливание веток деревьев, распиливание крупного древесного мусора.
           3. Кувалда: раскалывание и компактификация мусора, забивание кольев и стоек ограждений.
           4. Коса: кошение травы.
           5. Вилы: загрузка скошенной травы и отходов в контейнер.
           6. Секатор: обрезание побегов и нетолстых веток у кустарников и деревьев.
           7. Носилки (рабочие): переноска мусора, песка, грунта.
           8. Лом (инструмент): колка льда, уборка камней и тяжелого мусора.
           9. Щётка-смётка: Уборка стружек, опилок и пыли с уличного оборудования.

           1. Средства механизации:
           2. Тележки (тачка): перевозка инструмента, песка, грунта, мусора.
           3. Грузовые автомобили: перевозка крупногабаритного мусора на свалки.
           4. Газонокосилка (бензиновая, электрическая, механическая): кошение травы, подстрижка газонов.

           Ёмкости для сбора мусора и отходов:
           1. Мусорные контейнеры (баки).
           2. Мусорные урны.
           3. Мусорные пакеты (мешки).

           Спецодежда:
           1. Рабочие рукавицы, Рабочие перчатки.
           2. Рабочий костюм спецодежда, комбинезон, полукомбинезон.
           3. Сигнальный жилет (оранжевого цвета) со светоотражающими полосами. (О, моя мечта!)
           4. Обувь рабочая, сапоги.

           Расходные материалы:
           1. Вода: полив территории, газонов, растений.
           2. Песок: уборка разлитых смазок и масел, при уборке экскрементов (животных и человека!), как противогололедное средство.
           3. Соль: как противогололедное средство.
           4. Реагент противогололедный: противогололедное средство.
           5. Краска: покраска лавок, скамеек, беседок, оборудования детских (качели, карусели) и спортивных (лесенки, турники, брусья) площадок.

           Подсобные помещения:
           1. Дворницкая: подсобное помещение для хранения инвентаря и спецодежды.

           Нет, ну красота же? Одних инструментов двадцать один пункт, не считая спецодежды и расходных материалов. Аж вода и регенты какие-то противогололедные. А вожделенный светоотражающий оранжевый жилет? А пропахшая трудовым потом и соленым огурцом с валенками дворницкая? Эх!
           А вот еще:

           Предприятия, использующие труд дворника:
           1. Специализированные организации жилищно-коммунального хозяйства.
           2. Жилищные (ЖК), жилищно-строительные (ЖСК) кооперативы, товарищества собственников жилья (ТСЖ).
           3. Муниципальные учреждения.
           4. Промышленные предприятия.
           5. Предприятия торговли, рынки.
           6. Вокзалы и аэропорты (внешние территории).
           7. Частные домовладения.
           8. Автостоянки, гаражные кооперативы.

           Тоже, значит, кровопийцы и работодатели.

                138

                Опять трудовые будни

           Да как обычно.

                139

                Ожидание варваров

           Греб потихоньку, прикидывал, сколько осталось до Нового года. Вспоминал Довлатова, что: «Отменить, или хотя бы отсрочить это буржуазное явление, партия не в силах. Значит, будет пьянка!».
           Значит, первого января говна будет по колено.
           Народ оттянется.
           Как умеют, похоже, только у нас.

                140

                Классики и современники

           Один из самых известных дворников в истории человечества – Тихон:
           -- Кому и кобыла невеста.

                141

                Накануне

           Утром ракали с бабой Зиной махами. Жулька приветливо взвизгнула и выскочила на дорогу. Подбежала, ткнулась в ладонь и ускакала.
           -- С Наступающим – сказала баба Зина.
           -- И вас – ответил я.
           -- Гав – присоединилась Жулька.
           -- Само собой.
           Барин не звонит и не пишет. Четыре дня минуло, а мы так и не пришли к соглашению. Не обговорили концепцию. Не собрали саммит.
           Вообще, ноль по фазе.
           Я гребу по-старому, подбираю мусор, подрубаю кучку, кормлю собак, любуюсь блондинкой. А барин, видимо,  где-то руководит. 
           Короче, сохраняем нейтралитет.

                142

                Тотализатор типа скачки

           В правом подвальном крыле здания, с недавних пор, делают грандиозный ремонт. Вдоль всей тыльной стороны свалены выломанные двери с дверными коробками, перегородки и битые кирпичи. Отдельные доски, куски штукатурки и продукты жизнедеятельности рабочих. Нет, не буквально фекалии, а кюветки из-под салатов и (как без них) пустые бутылки.
           Я стаскиваю их поближе к мусорным бакам, в надежде, что доблестные мусорщики всю эту хрень рано или поздно увезут.
           Они не увозят.
           Ну да ладно.
           Спрашиваю у Вали из обоев, которая в курсе всего:
           -- Чего делают?
           -- Никто не знает.
           -- А ты?
           -- А я знаю.
           -- ?
           -- Тотализатор.
           Вот же мать твою! Теперь начнется. Сейчас-то тотализатор находится в соседнем здании ресторана, переделанного из общественного туалета, и я мимо без содрогания ходить не могу. Пара метров около его входной двери, это апофеоз срача. Это поэма экстаза и содрогание плоти, расстающейся с духом.
           Но помещение там маленькое и одновременно срать может не более пяти-семи человек. Теперь-то любители развернуться в новом подвальном комплексе. Пригласят своих друзей и родственников, принесут много вина и водки, колбасной и сырной нарезки в пенопластовых подносиках, укутанных пленкой. Отметят победу и поражение. Отпразднуют.
           Пропал подъезд, в смысле мой участок.

                143

                Накануне 2

           До Нового года осталось, считай, что с гулькин нос.
           Народ ожесточается.

                144

                Рутина

           Собирал мусор, накиданный от соседнего здания ресторана, переделанного из общественного туалета. Набор тот же самый: пустые бутылки, целлофановые пакеты, закусочные кюветы, пустые сигаретные пачки. Люди допивают после закрытия на пленере, и бросают под ноги упаковку.
           Сгреб выпавший снег у обоих входов и аварийного выхода.
           Поздоровался с Борей.
           Покурил у парапета, подождал блондинку.
           Не дождался.
           Бросил окурок в урну, покормил собак и пошел домой.
           По дороге мечтал.

                145

                Отрывок 5

           «Он посмотрел вниз на белую вершину Монблана; она лежала среди облаков в окружении других, менее высоких пиков. Он надел темные очки и уставился на снега, залитые солнечным светом, пытаясь отыскать взглядом сломавшийся вертолет с двумя обреченными на смерть альпинистами; когда поднялся ураганный ветер, проводники и летчики отправились к заброшенной горной хижине, надеясь спастись там. Джек не увидел вертолета. Внизу медленно проплывали Альпы; вершины, отбрасывающие четкие синие тени, сменяли одна другую, а над ними висело громадное круглое солнце. Казалось, снова наступил ледниковый период».
           Американский автор русского (еврейского) происхождения. Настоящая фамилия – Шамфоров.

                146

                Противостояние

           Барин не звонит.
           Я тем более.   
           Настроение – нерабочее.
           Но с Новым годом, который послезавтра, это никак не связано.
           Тридцать первого приду утром, уберусь ударно, отмечая окончание года, отдам повелителю дракона пятьсот рублей, выдам собакам праздничный набор продуктов и все.
           Пока гребу.

                147

                ЗРД 3

           Доколе!
           С другой стороны, *** с ним.

                148

                Новый год

           Тридцать первое.
           Озабоченный последними приготовлениями, народ мечется с самого утра.
           Я гребу.
           Боря улыбается.
           Барина не видно.
           Снега почти нет, так, снежная крошка тонким слоем. Собрал огромные куски прозрачной пленки неизвестного предназначения, разбросанные около мусорных баков. Засунул в бак. Поднял пяток пустых бутылок и коробок из-под сока. Туда же.
           Выложил собакам еду.
           Покурил.
           Ушел.

                149

                Свершилось

           Первое января.
           Встретил Валеру, что греб на моем участке до исторического материализма. От него узнал последние новости:
           -- Привет – Валера поддатый.
           -- Ага – говорю я.
           -- Как?
           -- Ничего.
           -- А этот-то на курорте – Валера шевелит пальцами над головой, видимо изображая предельную развращенность людей, первого января отваливших на юга. А, может, рога показывает.
           -- Который?
           -- Игорь Иванович.
           Черт, а ведь действительно, он же мне говорил, что собирается в санаторий. Барин несчастный, с черными кругами под глазами, худой и мелкий. Весь какой-то средний: не плохой и не хороший, не благородный и не подлый. Слегка надломленный, но не загнанный под лавку.
           Стандартный.
           Как все.

                150

                Благая весть

           Павел Флоренский сказал:
           «Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня».
           Семен Франк:
           «Иметь христианскую веру – это значит обрести, увидать, восприять такую истину, которая, осмысляя нашу жизнь, дарует нам духовную силу спокойно и даже радостно переносить трагизм и бессмысленность нашей эмпирической жизни. Это значит среди страданий иметь источник бодрости и утешения. Коротко говоря, это значит владеть некой основоположной, определяющей все наше жизнечувствие, радостной истиной или благой вестью».
           И к этому мне нечего добавить.

                Конец