Зачем в организации нужен психолог?

Жанна Кусмеш
    1. Забота психолога – не эффективность работы организации как таковой, эффективностью работы организации занимается её руководитель.

     Задача психолога в организации – в создании, содействии,  поддержании такого  психологичекого климата, чтобы у людей возникало желание работать, чтобы они с удовольствием отдавали свой труд в замен на доброжелательное отношение, которое им дает организация в рамках психологии заботы.

     2. Отношение взаимной заботы формируются  согласно принципу взаимного обмена – чтобы людям хотелось именно здесь трудиться и дорожить своим рабочим местом.

     У меня в практике был такой случай, когда в коллективе, где работали на рядовых должностях одни молодые женщины (до 25 лет), их руководители – мужчины не  догадались даже повесить для них хотя бы одно небольшое зеркало в офисе. Ведь первое, что хочет видеть женщина, войдя в помещение, это своё собственное лицо – чтобы поправить макияж и прическу. Эта базовая потребность женщин в той организации, возглавляемой двумя мужчинами, не была удовлетворена, и поэтому  труд сотрудниц не казался им таким уж важным, да и значимость этих работников-женщин принижалась.

     3.Зачем человек вообще работает? Человек работает для себя и на себя, на раскрытие своего творческого Я. Раб уклоняется от работы, творец работает на себя.

     4. Еще раз повторю: творческий труд – это всегда работа на себя. Если человек – творец труда, он старается, а если раб – он уклоняется. Так он  отдает меру забот о себе мерой единицы труда на эту заботу.
    
     Только в обмен на позитивное и уважительное отношение к нему человек отдает добровольно свой труд в обмен на отношение к нему (заботу о нем). Таким образом, мера заботы о работнике есть мера труда вообще как взаимного отношения.

     5. Человек на работе удовлетворяет свои квази-семейные потребности  (в принятии, одобрении, общении – что ему не хватает в семье, если она вообще у него есть). Это значит в процессе труда он играет роль либо ребенка, либо родителя одновременно в отношении разных других работников.

     6.Как уволить ненужного работника? Разумеется, никто не считает себя ненужным. Надо создавать такие условия труда, что человек сам понял, что он тут лишний и сам ушел без обиды, в том смысле, что это не его место.

     7. Человек до тех пор находится в профессиональной (рабочей) группе, пока это для него целесообразно (независимо от его компетенции), пока он нужен группе (лидеру – роль матери или отца), и он не уйдет, пока он верит, что он нужен группе. Если он потеряет принятие группы (расположение лидера (Родитель-Ребенок)– он обязятельно уйдет сам.


    8. Каждый человек на работе – часть системы. Чтобы изменить его роль и поведение на работе, надо изменить систему отношений внутри коллектива. Но не надо гипертрофировать роль системных отношений. Люди создают системы, и они могут их менять.

    9. Чтобы организация имела перспективу для развития целесообразно ввести практику, чтобы каждый работник ежемесячно вносил свои предложения по улучшению своей работы и работы организации в количестве несколько пунктов на 1 странице.

    10. Члены коллектива сами должны писать и принимать для себя правила, чтобы эффективного соблюдать – философию компании, миссию, заповеди компании («наши принципы», «наши отношения к клиентам»  и др.). Все члены коллектива должны участвовать в обуждении.


     11.Изменения в организации должны быть последовательными и нерезкими, так как большинство людей бояться перемен. Об изменениях нужно публично заблаговременно объявлять, чтобы персонал мог подготовиться работать в другой социальной роли.

      12. Самое главное в работе психолога – он должен изучать истинные потребности клиентов (например, клиент хочет судиться, разряжать свою агрессию через судебную процедуру или  он действительно хочет примирения, так как дорожит своей репутацией).

      13. Психолог оценивает, насколько рабочее место комфортно для выполнения работы работником, а также выяснять, что мешает им лучше работать. То есть, в первую очередь оценивается комфортность среды – как для работников, так и для клиентов организации (насколько они могут удовлетворить свои потребности).

     14. Работа психолога это фактически замена профсоюза, состоящего в создании атмосферы доверия и энтузиазма, командного духа, чтобы люди захотели работать (вера в себя и повышение самооценки).

     15. Деятельность человека бесполезно анализировать, поскольку факты бесконечны, нужно анализировать отношение человека (почему он так себя ведет).

     16. При оценочной компетенции психолога у работника появляется защитная реакция на комплексы неполноценности,сформированные в детстве, что приводит к потере контакта с психологом, недоверию человека, снижение желания сотрудничества и творчества.

      17. По большому счету психолог в организации не имеет права анализировать человека и его деятельность, он может только анализировать его мотивацию (зачем он это сделал, причем с его же слов).