Компенсирующее образование

Гадаев Алексей Вениаминович
   Особенности работы психолога в классах компенсирующего обучения по коррекционно-развивающей программе
Проблема школьной неуспеваемости и дезадаптации детей обучающихся в компенсирующих классах по коррекционно-развивающей программе в школе остается крайне актуальной.
Н.П. Локалова в своей книге " Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие" пишет: "Школьная неуспеваемость - несоответствие учебных успехов учащегося требованиям школьной программы" (2,с. 11)
В настоящее время подобная ситуация с неуспеваемостью в компенсирующих классах обучающихся по коррекционно-развивающей   программе составляет от 15 до 40% учащихся   общеобразовательной школы.
Значимость проблемы поставила нас перед необходимостью организовать эмпирическое исследование: "Влияние дополнительного образования  на успеваемость в компенсирующих классах обучающихся по коррекционно-развивающим программам".
  Е.П.Ильин замечает, что: "Исторически сложившаяся традиция в учреждениях дополнительного образования (УДО) такова, что обучение изначально ориентировано не на внешние цели и ценности,  а на актуальные потребности, желания и возможности, не на достижение предшествующих и заранее известных результатов, а на активацию и поддержку творческих инициатив учащихся. Основная задача УДО - выращивание (культивирование), экстериоризация субъективных ценностей.<...> По результатам исследования младших школьников, занимающихся и не занимающихся в УДО, складывается аналогичная картина: средние показатели степени выраженности творческих способностей выше у детей, занимающихся в УДО. В личностном отношении УДО более открыты, добры, активны, независимы, более уверены в себе, оптимистичны и эмоционально уравновешены.
По данным сравнительного анализа  старших школьников, не посещающих и посещающих УДО, последние имеют значительное превосходство в развитии как вербальной, так и не вербальной креативности. Подростки УДО отличаются более конструктивным поведением в конфликтных ситуациях. более высокой степенью открытости, конгруэнтности, осмысленности жизни и веры в свои возможности. Показатели тревожности в УДО имеют тенденцию к снижению, а интеллекта - находятся в пределах того же уровня, как у сверстников из школы". Кайдановская И.А. , 2007, с.79 (1, с 526).
Ребенок в школе не желает овладевать знаниями школьной программы прилежно и старательно, так как у него развилась школьная дезадаптация.
Под школьной дезадаптации подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о не соответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладения которой по ряду причин становится затруднительным или в крайнем случае невозможным.
В настоящее время подобная ситуация с неуспеваемостью в компенсирующих классах обучающихся по коррекционно-развивающей  программе составляет от 15 до 40% учащихся  общеобразовательной школы.
Значимость проблемы поставила нас перед необходимостью организовать дополнительного образования (УДО) и тьюторство.
  Учителя знают, что "идеальный ученик" не всегда  одаренная личность. Обобщенный портрет ученика, с которым хотели бы работать учителя, выглядит следующим образом: любознательный, умный, вдумчивый, общительный, искренний, добрый, организованный, дисциплинированный, изобретательный. Педагоги отдают предпочтение интеллектуальным особенностям ребенка, ориентируясь скорее на его знания и возможности усвоения чем на творческие способности. Выбор делается на "беспроблемного" ученика, а не на "изобретательного". Творческий ученик имеет следующие характеристики: необычность, независимость, непредсказуемость с нестандартным мышлением. Предоставление ребенку относительной самостоятельности, свободы, отсутствие излишней требовательности - вот те условия, которые способствуют развитию креативности (Е.П.Ильин,с.525-526).
Психологи обнаружили более высокую креативность у учащихся школ, отличающихся неформальной атмосферой и организацией обучения.
   И.А. Кайдановская (2007) в статье "Факторы креативности" //Материалы 4 съезда Российского психологического общества. М.,2007, т. 2 с,79//, пишет: "Исторически сложившаяся традиция в учреждениях дополнительного образования (УДО) такова, что обучение изначально ориетировано не на внешние цели и ценности, а на актуальные потребности, желания и возможности, не на достижение предшествующих и заранее известных результатов, а на активацию и поддержку творческих инициатив учащихся. Основная задача УДО - выращивани (культивирование), экстериоризация субъективных ценностей. <..> Средние показатели степени выраженности творческих способностей выше у детей, занимающихся в УДО. В личностном отношении дети, занимающиеся в УДО более открыты, активны, независимы, более уверены в себе, оптимистичны и эмоционально уравновешены.
По данным сравнительного анализа старших школьников, не посещающих и посещающих УДО, последние имеют значительное превосходство в развитии как вербальной, так и невербальной креативности. Подростки УДО отличаются более конструктивным поведением в конфликтных ситуациях, более высокой степени открытости, конгруэнтности, осмысленности жизни и веры в свои возможности. Показатели тревожности  в УДО имеют тенденцию к снижению, а интеллекта - находится в пределах того же уровня, как у сверстников из школы".

Тьютор
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
• Наставник — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Историческая справка
Феномен наставничества тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под наставничеством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.
В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал наставник.
Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), наставник осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача наставника состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.
Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и наставничество изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
В XVII веке сфера деятельности наставника расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Наставник определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Наставник — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.
В XVII веке наставническая система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил наставник. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии наставническая система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
Сравнение позиций тьютора и учителя
Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.
В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.
Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин). Образовательная рефлексия — это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс —«тьютор».
Тьютор (позиционно) — это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.
Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс — учитель. Учитель (позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов). В этом подходе учитель — это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.
Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве — «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.
Библиография
• Ковалева Т.М. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова и др.— Москва. 2009.
Ссылки
• Тьюторская Ассоциация: новости, теория и история, библиотека
• Тьюторская Конференция в Москве, статьи по тьюторству
• Проект НИУ ВШЭ «Тьюторы — студентам»
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб, Питер, 2012.
2. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009.
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/