Туда нельзя...

Сергей Финашин
Вырица - если кто не знает - это дачный поселок  в пятидесяти километрах к югу от Петербурга. До поры до времени его название не говорило мне почти ничего. Я знал лишь, что это  один из то ли поселков, то ли городков, рассыпанных во множестве по Ленинградской области.

Но так получилось, что Вырица стала для меня местом особым. Шли семидесятые годы. Я учился на биофаке института Герцена. Два семестра мы, как и все  студенты  нашего института, ходили на лекции и практики, но весенняя сессия  на нашем факультете заканчивалась раньше. И в конце мая, сдав экзамены, мы уезжали до середины лета на полевую практику, в Вырицу. Там была учебная база нашего института – Биостанция. Находилась Биостанция на окраине поселка, и занимала обширную территорию в несколько гектаров.

На Биостанции было все необходимое для жизни и учебы - учебные и жилые корпуса, столовая и очень большой опытный участок. На участке были разбиты цветники, росли огородные и садовые растения. Имелась даже небольшая оранжерея, как в ботаническом саду. Было там и место для живности – крольчатник и небольшая птицеферма.

На полевой практике, мы, как и в городе, продолжали изучение ботаники и зоологии, но не по гербарным листам с пришитыми высохшими растениями,и не по проформалиненным препаратам, а прямо на природе. На учебных экскурсиях на луг или в лес  преподаватели учили нас замечать то, мимо чего проходили раньше, мы учились узнавать в лицо каждую травку или цветок, каждый день перед нами открывались какие-то новые, маленькие тайны природы.
   
Живой мир постепенно становился для меня все более близким и понятным.  Но Вырица была не только учебной базой, она была для нас территорией свободы, особенно для ленинградских студентов, не знавших общежитской вольницы.

Годы учебы в институте закончились, осталась позади и практика на Биостанции.
Но Вырица осталась. Осталась в моей памяти. Из  географического пункта она  превратилась в  часть моей души, стала каким-то перекрученным комком ощущений и воспоминаний, которые живут во мне и сейчас.  Вырица для меня это ощущение свободы, это ожидание чего-то чудесного и бесконечная жизнь, которая ждет тебя впереди.

В течение многих лет мне как-то не доводилось  вновь побывать в Вырице. Но однажды я все-таки оказался там. Приехал я не один. Моя спутница никогда не училась на биофаке и никогда не была в Вырице - ее влекли туда другие достопримечательности. С вокзала мы направились прямо к цели нашего маршрута. На обратном пути я предложил  зайти на Биостанцию. Благо это было совсем рядом. Надо всего лишь перейти через мост, пройти метров пятьсот по берегу реки, и ты уже окажешься перед воротами Биостанции.

Я с волнением шел вперед. Мне казалось, что Биостанция это территория застывшего времени и, войдя в ворота, я окунусь в свое прошлое. И хотя бы на полчаса стану собой тогдашним…

Когда часть пути была пройдена, и вдали завиднелись ворота, я почувствовал какое-то сопротивление. Воздух как будто сгустился, стал вязким, и мне стало трудно передвигать ноги. Что-то не пускало меня вперед. Появилось ощущение, что туда идти не надо и я остановился. Может, дело было и не в сгустившемся воздухе. Наверное, что-то там глубоко внутри  сообразило быстрее и точнее меня самого,что туда нельзя.

Я сказал – Пойдем обратно, а на Биостанцию сходим в другой раз.
Моя спутница, кажется, ничего и не  заметила, а если и заметила - может только непонятную перемену настроения.
- Ты ужасно непостоянен. У тебя семь пятниц на неделе! – услышал я ее голос.

Наверное можно и обидеться… А впрочем, – какие могут быть обиды: - действительно семь пятниц и действительно непостоянен… А как быть постоянным, если твой путь лежит по перешейку меж двух миров и ты слышишь властные оклики с обеих сторон?

С тех пор я ни разу не бывал в Вырице. Мысль съездить на Биостанцию еще раз  не оставляла меня. Нельзя сказать, чтобы она меня остро беспокоила, но где-то на втором-третьем плане эта мысль присутствовала постоянно. И возможность осуществить это намерение была вполне реальной. Добраться до Биостанции ведь совсем несложно - 50 минут на электричке и полчаса пешком.

Но я не ехал – Мне некогда, объяснял я себе.  Или - Нужен какой-то повод - убеждал я себя снова.

А может, и не в отсутствии времени было дело, может я боялся снова почувствовать то самое сгущение воздуха и невозможность шагнуть вперед,  боялся еще раз понять что  «туда нельзя»?

Не знаю.

 Хотя…  Почему «нельзя»?!  К чертям все нельзя, и к чертям электрички. Мне не нужны поводы, мне не нужно свободное время!

Ведь я же знаю - стоит мне на минуту прикрыть глаза, и я окажусь снова в той, настоящей  Вырице. В Вырице, которой нет…

И вновь  придет то самое чувство свободы, легкости и ожидания чуда. Чуда, которое непременно случится сегодня или завтра, и вся бесконечная  жизнь будет опять впереди…

А если я зажмурю глаза покрепче, то услышу, наверное, и голоса друзей, друзей которые, конечно же, и не успели заметить моего недолгого отсутствия…


v 1.4