Итак, пролив Курусима остался позади.
Капитан, довольный что обошлось без подписанных документов, "приняв" на грудь, в задумчивости смотрел на карту. Впереди, часов через десять пролив Симоносеки, выход в Японское море.
Оставим его в размышлениях ради экскурса назад, что бы сделать некоторые пояснения.
Я прилетел на это судно в Петропавловск-Камчатский временно подменить 3-го помощника, у которого случилось несчастье в семье. Инспектор отдела кадров порадовал меня, сообщив, что старший и 2-й помощники этого судна из нашей мореходки, которых я знал.
Прибыв, представился капитану, подал свой диплом. Его реакция оказалась неожиданной:
-"Ко мне всех штурманов!"
Втроем встали перед капитаном.
-"Вы что!? Собрались "теплой компанией" из одного училища и думаете подсидеть меня!?"
Я был в растерянности, но старшие товарищи знали что делать. Очень энергично и убедительно они принялись доказывать капитану, "что и в мыслях не было" и в доказательство этого согласны выпить с ним "стопку уважения". Я растерялся ещё больше: такого мне видеть не приходилось.
Ночью оформились и ушли на Японию.
Утром заступил на ходовую вахту. Океан спокоен. Тишина. Так бывает всегда после ночного отхода. И вдруг... собачий лай, визг, топот. Вижу, по главной палубе бежит в трусах капитан, за ним собаченка. Сделали два круга и ушли в надстройку.
Звоню старпому. Нормально, говорит, это утренний мацион.
В конце вахты на мостик поднялись капитан со своим псом и 2-й помощник. Началась обычная словесная пикировка.
Капитан: "Смотри, Мироныч, какой умный пес, весь ум на морде написан."
2-й пом.: "Её умная морда напоминает мне стишок.
Сидит Ваня на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает на лице,
Что сидит он на крыльце.
Вот такие отношения были среди судоводителей.
За вечерним чаем капитан объявил, что проходим Симоносеки без лоцмана. Старпом попытался что-то возразить, но был остановлен резким движением руки. Радист робко напомнил, что заявку на лоцмана надо дать не позднее, чем за 4 часа до подхода, но его проигнорировали...
20.00 Принимаю вахту. Над штурманским столом вижу спину капитана. Облегченно вздыхаю, все-таки с ним поспокойнее. Но, подойдя ближе, вижу, что он.... спит!
Надо вести судно. Скажу вам, ходить Внутренним Японским морем в хорошую погоду - одно удовольствие. Все рекомендованные курсы нанесены на карту, ограждены светящими буями и знаками соответствующих цветов. Тихоходные суда прижимаются к правой бровке, скоростные идут ближе к осевой. И никаких проблем, только будь внимателен.
Впереди уже просматривается то место, куда сходятся три основных потока судов, точка приемного буя.
Улавливаю движение в штурманской. Ага! проснулся! Но нет, только перелег на диванчик. Ладно, пусть поспит, обстановка пока позволяет.
Темнеет. Включаю ходовые огни. Загорается маяк на мысе Хесаки, это вход в пролив и там же лоцманская станция. Из радиорубки появляется голова радиста:
-"Петрович, в "Наставлениях" нашел, что в крайнем случае можно вызвать лоцмана светом по Азбуке Морзе". Спасибо, друг.
Звоню старшему помощнику, Нет в каюте.
Даю команду в "машину" перевести главный двигатель на полный ход маневренного режима.
Пробую разбудить капитана.... Бесполезно.
Ставлю матроса на руль, до этого шли на авторулевом.
Начинаю присматриваться к попутчикам, с кем придется идти рядом, благо, что зарево от береговых огней позволяет хорошо видеть силуэты судов.
Опять пытаюсь разбудить капитан. Ноль...
Стемнело полностью. В группе судов поочередно обходим приемный буй. Впереди открывается красавец-мост, переливаясь всеми своими огнями.
Тянуть больше нельзя. Объявляю по судовой трансляции:"Старшему и второму помощникам прибыть на мостик!" И когда входит старпом, киваю ему на штурманскую, буди!
Дмитрич свое дело знает, трясет капитана изо всех сил и орет ему прямо в ухо:
-"Терентич, нас на берег несет!"
Реакция капитана мгновенная: "Приготовить оба якоря к отдаче!" Выскакивает в рулевую, видит вокруг кучу огней, поворачивает назад. Понимаю, хочет посмотреть место судна на карте. Останавливаю его и показываю на мост: он нанесен на карту и проход под ним дает точнейшее местоположение.
Мастерство не пропьёшь! Тут же расставляет нас по местам. Старпом контролирует минимальное расстояние до берега по локатору, я отмечаю траверзы всех береговых маяков. Сам со вторым помощником ведет наблюдение и управляет судном.
Особенности пролива Симоносеки заключаются в том, что сам пролив представляет дугу, и судно должно постоянно подворачивать, не забывая про рядом идущих.
На мостике тишина, каждый занят своим делом. Слышны только наши доклады и команды капитана: "Пол-борта право!... Прямо руль!"
Заканчивается моя вахта, но остаюсь на мостике. Закон!
И вот впереди открылся "цветной" маяк: красный, белый, зеленый. А это - выход.
-"Чиф*!", это капитан старпому,-"иди в мою каюту, приготовь там нам на троих!"
-"А я?"- 2-й помощник.
-"Тебе ещё до четырех куковать, перебъешься."
В каюте Терентич произнес тост: "Если кто-то когда-то усомнится в моих способностях управлять судном, я ему отвечу, а ты собери трех штурманов из Батумской мореходки, пройди с ними без лоцмана пролив Симоносеки и только тогда я позволю тебе разговаривать со мной на равных."
А рапорт в Службу Мореплавания о проходе пролива Симоносеки** без лоцмана капитан все-таки не написал.
*Чиф - жаргон, от анг. chief mate - cтарший помощник.
** Пролив Симоносеки имеет второе название - Каммон.
http://www.rutraveller.ru/photo?id=338337&mode=fs