АКБ

Геннадий Пастернак
     Для танкистов до полкового звена эта аббревиатура АКБ (аккумуляторная батарея)  сидит в печенках: громоздкое устройство, трудно проходимое в люки,   весящее под 70 кг, трудно затаскиваемое в танк, поскольку в ряде видов хранения машин, хранится отдельно, подтекающее серной кислотой, выделяющее не только неприятный запах, но и опасные для дыхания газы, вечно требующее подзарядки, опасное в электрическом смысле при случайном КЗ (нередко для этого достаточно пряжки солдатского ремня), уход за которым требует контроля уровня электролита и, при необходимости, доливки. И, хотя АКБ давно не относятся к системе основного пуска двигателя, а лишь вспомогательного, этих «поросёнков»  аж четыре на каждом танке!  Их хранение, не только сопоставимое по срокам с резинотехническими изделиями, но и накладное по объёму приведения в боевую готовность. В войсках их роняют, ударяют, нарушают сроки обслуживания, не то в них подливают…
     Среди другого оборудования и комплектации танка аналогов этому устройству по пакостности просто нет. И вот я попадаю в отдел НТК, на который и возложена функция совершенствования этой абракадабры, хотя первые шесть лет не являются моей обязанностью, только наблюдаю со стороны – никакого существенного скачка, плавное наращивание ёмкости и переход с 12 вольтовых на 24 вольтовые АКБ.
     У разработчиков происходили бесконечные поиски новых конструкций, неоднократные попытки избавления от деревянной основы корпуса батарей, поиск пластмасс, утоньшение активных пластин для увеличения емкости батареи, специальных пробок на банках, предотвращающих испарение электролита и т.п.
     В момент назначения на должность заместителя начальника 3 отдела, когда эти вопросы попали в сферу моей ответственности, остро всплывает ещё пара вопросов, один из которых есть следствие появления в системе МО стандартизации (почему у танкистов автомобилистов разные АКБ? Даёшь единые! – из области той дури типа: пусть все катки на БТТ будут одинакового диаметра), а второй – серьёзный: появление за рубежом необслуживаемых кислотных батарей для автомобилей.
     В один из дней буквально забегает председатель  НТК (В.П.Дикий): «Быстрей поехали, по дороге всё объясню!». На бегу за председателем надеваю шинель, сажусь в машину. Оказывается в Московском исследовательском институте источников тока работает выставка, на которой были представители ВПК при СМ СССР. И им, якобы доложили, что танковые АКБ – сплошной позор. «Поедем разберемся на месте!».
     Эту информацию экскурсоводы не только не подтвердили, а просто опровергли, сказав, что они докладывались как наиболее достойные АКБ и, даже, как образцовые.
     Успокоившись, генерал предложил осмотреть выставку. Потрясли химические источники: не сами батарейки, а их несметное количество каждого типорамера и наименования, отличающиеся между собой емкостью, величиной утечки и сроками хранения, а  главное – производителем (кто их только не делал). Выставка призывала к наведению порядка в сфере производства гальванических элементов.
     Однако наибольшее удивление вызвал АКБ морской торпеды, в каждом аккумуляторе которой содержалось по 500 кг серебра. Вот тебе и торпедный катер! Вот тебе и страна, способная на такое. Что мы со своими БТТ перед морскими силами…
     Существенных сдвигов в танковых АКБ сделать не удалось.