Мохаммед Буазизи - Человек года!

Николай Сологубовский
Мохаммед Буазизи -  «Человек года»! Была ли его жертва напрасной?

Молодой тунисец Мохаммед Буазизи, самоубийство которого привело к  смещению тунисского руководства, роспуску правящей партии и приходу к власти в Тунисе  оппозиции, в том числе и исламской,   стал «Человеком года», по версии британской газеты "Таймс". Конечный итог событий в Тунисе и  в других арабских странах, которые получили название "арабской весны", «еще не ясен», осторожно пишет издание.
Пессимистичным прогнозам наступающей «арабской зимы», которую рисуют аналитики, могу противопоставить только мои оптимистичные наблюдения: тунисцы не позволили разжечь в их доме пожар гражданской войны. Тунисцы  мне говорят: «Мы сами все сделаем! Без стрельбы!  Пусть только из-за рубежа  не суются в наши дела! И посмотрим, на что способны наши оппозиционеры, за которых проголосовало большинство тунисских граждан 23 октября.  Пусть докажут конкретными делами на благо Туниса! У нас открылись глаза. Мы судим только по делам! И никто не сможет нас обмануть!»

Есть маленький провинциальный город в Тунисе, в стороне от туристических трасс... Сиди-Бузид, городок как городок, люди в нем как люди. Дорога к нему проходит мимо оливковых рощ и цветущих садов. События, перекинувшиеся на весь арабский Восток, начались здесь, где местные чиновники и полицейские творили произвол. И доведенный ими до отчаяния безработный парень Мохаммед Буазизи сжег себя.
28 февраля  2011 года, я поехал  со своим тунисским другом-фотографом Нуреддином Сасси в  его родной городок…

На одной из улиц Сиди-Бузида видим митингующих ребят с красными флагами. Это «молодежь революции»! Недалеко от них военный грузовик и несколько невозмутимых солдат. Это «солдаты революции»!
Сасси  останавливает машину. Идем к ребятам. Нас встречают настороженно, видя наши фотоаппараты. Начинают скандировать знаменитый по всему миру лозунг тунисской революции “Дегаж!”, который можно перевести на русский как “Убирайся!” Этот лозунг адресован премьеру Ганнуши — и он, к слову, подал в отставку...
Улыбаюсь, приветствую по-арабски и добавляю по-французски: “Я русский журналист!” И все сразу меняется!  Нет холода и отчуждения!  Теплые, добрые взгляды, похлопывания по  моему плечу и... грустные рассказы о своей безработной жизни.
«В Тунисе произошла революция — но с тех пор ничего не изменилось в Сиди-Бузиде!» - говорят парни. Вот почему ребята негодуют и требуют: “Мы хотим работать! Понимаете? Работать. Даже бесплатно. Надоело сидеть в кофейнях! Давайте создавать предприятия, фабрики. Ведь мы получили хорошее образование!”.
Мохаммед Буазизи тоже получил диплом учителя,  но так и не нашел работы. Пытался продавать овощи и фрукты, но у него не было лицензии, ее оформить – надо заплатить!  Полицейские отобрали  тележку, с которой торговал Мохаммед, да еще оштрафовали. Доведенный до отчаяния парень 17 декабря 2010 года  устроил самосожжение.  Прямо перед мэрией. К нему бросились на помощь, но ожоги оказались смертельными…
Ему было всего 26 лет.
Его трагическая смерть всколыхнула весь Тунис...

  О том, что события в Тунисе, как по одному и тому же сценарию,  потрясут весь арабский мир, да и не только арабские страны,  я не догадывался… Не знал я, что отчаянный поступок Мохаммеда используют в своих корыстных целях прийти к власти другие люди. Не знал я и того, что и через год, 17 декабря 2011 года, те же  молодые ребята с теми же красными флагами  снова выйдут на  манифестации, чтобы снова  потребовать работы. Они получили свободу, но работу – нет!
Новый президент, из оппозиции, партия которого получила 40 процентов голосов на  выборах в Учредительное собрание, слушал парней и обещал…
 
— Покажите нам дом Мохаммеда! — просим мы ребят.  И вот скромный дом. Нас встречает, застенчиво улыбаясь, Басма, сестра Мохаммеда, приглашает зайти. Навстречу выходит Манубия, мама. Ее печальные глаза никогда не забуду... Сасси говорит, кто мы. Мамин внимательный взгляд в мою сторону. “Из Москвы?” — “Да! Я приехал, чтобы передать вам искреннее сочувствие и солидарность русских людей”.
— Спасибо добрым русским людям! Проходите, пожалуйста!
Маленькая комната, неотапливаемая, холодная. На стене — плакаты и фотографии, на которых Мохаммед Буазизи. Улыбающийся. Живой. Еще не потерявший надежду...
Так, в “присутствии” Мохаммеда, который внимательно смотрел на нас с фотографий, прошла  наша беседа с Манубией, которую тунисцы называют «мамой тунисской революции». У нее три дочери и три сына. Мохаммед был четвертым.
Вернее, это была даже не беседа, а монолог. Манубии было трудно говорить. Ее губы дрожали. Вот что Манубия  мне рассказала…
— Я стараюсь держать голову высоко. И я никогда не склоню голову ради денег и никого не буду просить мне помочь. Благодаря богу я могу еще жить и могу сделать доброе для моего сына даже после его смерти.
Мохаммед был трудолюбивым и отзывчивым. Он никогда не сидел без дела. Учился хорошо, помогал братьям и сестрам. И ему было трудно приходить домой с пустыми руками. Он искал работу, много раз обращался к властям. Без результата. И даже наоборот... Так мы жили, сводя концы с концами, так проходили годы. Пока не случилось...
Мне говорят, что построят госпиталь, который будет носить имя моего сына. Но для меня нужно только одно: чтобы была справедливость по отношению к моему сыну, который много страдал из-за плохого отношения к нему.
Революция началась в Сиди-Бузиде, а помощь со стороны государства так и не поступила. Почему? Нам на человека выдали по килограмму спагетти. Клянусь, что не слышала, чтобы кто-то сделал доброе жителям Сиди-Бузида, хотя я знаю, что многие в нашем городе потеряли своих близких в борьбе за достоинство и свободу тунисского народа.
Ко мне вчера пришел новый губернатор. Я его радушно встретила. Говорят, что он честный человек. Он сказал, что так решил, что не приступит к работе, не побывав у меня в доме, не выразив свое соболезнование. И еще он сказал, что будет заботиться о нас.
Вчера была у меня одна женщина, она говорила, что родители других погибших требуют выплат со стороны государства. Но я ничего не буду требовать. Прошу только об одном: тот, кто хочет мне помочь, пусть просто посетит мой дом. И я буду благодарна! Со своей стороны мы хотели бы помочь ливийскому народу, ему трудно, оттуда вернулись те, кто там работал...
Мне плохо, я больна. После смерти моего сына у меня опустились руки. Я почувствовала такую боль, которой у меня никогда не было. Но все равно я горжусь, что я туниска и что мой сын пожертвовал собой ради революции.

Дочь Басма внесла в комнату горшок с красными углями, скромный домашний очаг, над которым мы по очереди начали греть руки. Потом она принесла горячий чай. Мы пили чай, молчали... Я смотрел на эти раскаленные угли и думал, каково жить в этом забытом всеми уголке. И до какого же состояния надо довести человека, чтобы он решился покончить с жизнью в страшном огне!
И до какого состояния довели правители Туниса народ, что от одной искры, которая поставила точку на  короткой и несчастливой жизни Мохаммеда Буазизи, заполыхала вся страна!

И еще одна встреча была в этот день. У соседей Манубии я встретился с парнем, который  работал в Ливии и был вынужден ее покинуть, бросив все.  Почему? «Потому что   страшно! - ответил Рашид.  - Потому что  всюду стреляют!» До начала необъявленной войны НАТО против Ливийской Джамахирии, в результате которой была уничтожена целая страна  - и это тоже списали на «арабскую весну», -  оставалось всего три недели.   Спасаясь от «гуманитарных» бомбежек «западных демократий»,  через Тунис прошло около миллиона беженцев из Ливии,  и всех тунисцы приняли и всем помогли чем могли…

4 января 2011 года от полученных ожогов Мохаммед Буазизи скончался.
 С 17 февраля  2011 года центральная площадь Туниса, на которой высится башня-символ Времени Туниса с большими часами, носит имя Мохаммеда Буазизи.
28 декабря 2011 года Мохаммед Буазизи был назван британской газетой «Таймс» «Человеком года». Мой друг Сасси сказал в ответ на мою просьбу прокомментировать: «No comment!»
Аналитики видят новый наступивший 2012 год годом трех "ни": ни мира, ни процветания, ни прогресса…
А я вспоминаю слова Манубии, мамы Мохаммеда Буазизи: “Я горжусь, что сын пожертвовал собой!” Теперь она живет в столице и окружена заботой и вниманием.
Только Мохаммед ли своим самосожжением зажег огонь «арабской весны», как поторопись утверждать аналитики?  Или его жертва была напрасной? Не будем торопиться с ответами. Ведь главный ответ дадут сами арабы. Мохаммед, как один из них,   не мог не хотеть  мира, процветания и прогресса. Своим отчаянным поступком он хотел пробудить в нас понимание, что есть единственный путь к этому – справедливость!
 И  честный труд. К которому всю жизнь стремился Мохаммед и о котором до сих пор мечтают его товарищи в маленьком провинциальном городке Сиди Бузид.
Николай Сологубовский, Тунис, 1 января 2012 года



Здесь можно посмотреть фотографии, сделанные  в Сиди Бузиде: