Окно вагонное

Юрий Кротов
                ОКНО  ВАГОННОЕ

      Шумная электричка как всегда ловко приблизилась к необорудованному полустанку и на
минуту замерла...

      В один из вагонов подсело трое пассажиров-ягодников:родители и их сын лет 23-х     Кирилл.Отец,как-то суетясь,стал размещаться в середине пустого вагона. Рюкзаки с эмалированными вёдрами,наполовину заполненные жимолостью и кислицей,которой было больше,
с каким-то глухим призвоном были установлены под решетчатыми сиденьями. Поезд тронулся,
быстро набрал скорость и замелькали подтаёжные видения пригорода большого сибирского
центра 60-х годов.

      Отец с матерью что-то вполголоса обсуждали в ягодной теме:что-то было в согласии,
что-то оспоривалось.Кирилл был занят своими практически ещё мальчишескими мыслями,хотя
за плечами уже служба в армии и год учёбы в политехническом институте на самой престижной в то время  специальности - по автоматическому электроприводу. Его дух ро-
мантизма оставался со времён раннего детства главным в жизни,в поступках,в нескончаемых
рассуждениях: и о быте, и о бытии.

      Взгляд нечаянно остановился у дальнего окна вагона,пред которым стояла молодая
особа в пышном (как ему казалось) расплывчатом светлом с коричневатыми разводами платье,
с рукавами - "фонариками".
      
      Голову украшали густые плотные светло-каштановые волосы,забранные на затылке в тя-
жёлый узел.Она как бы внимательно рассматривала бегущие мимо домишки,станционные будки,
кое-где возделанные участки земли пред уходящей вдаль бескрайней сибирской тайги,истле-
вающей в горизонтной синеющей дымке.

      Хотя наш герой и был излишне - с детства - скромен и застенчив,всё же в нём взыграло чувство притягательного общения с незнакомкой...Он поднялся со скамейки и на недоумённый вопрос глазами матери,чуть кивнув головой в сторону девушки,с заметной ис-
кринкой нервозности подошёл к ней...
      - Вы так внимательно смотрите на тайгу,что мне подумалось,вот,вы любите лес,а я с
родителями только что из леса - ягоду собирали...
      - Я вижу это, - с расстановкой в звуках громко сказала она.

      Тут Кириллу стало как-то неловко от того,что и сказать-то больше нечего... воз-
никла ненужная пауза.Но выручила его же собеседница.Деланно усмехнувшись,с лукавинкой
посмотрела на бедного юношу и проговорила:
      - А что,вы больше ничем и не занимаетесь?
      - Нет, почему же,я сейчас на каникулах, только что в июне сдал вторую сессию в ин-
ституте... иногда хожу в театр со старшей сестрой,ну и...
      - О,вы и в театр ходите? Похвально!Может быть,когда-нибудь и меня посмотрите на сцене!

      Слегка оторопев от услышанного,Кирилл как-то с бо'льшим пиететом взглянул на девушку и,не найдя каких-то солидных к случаю слов для ответа,как восхищённый ученик 8-го
класса пред блистательным учителем,с дрожью в голосе проговорил:
      - А вы,артистка,вот,здорово!
      - Ну,ещё не совсем,я,ведь,тоже учусь заочно в ГИТИСе,тоже сессию сдала.Сейчас в отпуске:и от учёбы,и от театра!
      - А в каком театре вы играете?
(Хотя надобно бы было сказать: "в каком театре вы служите?" так бы он наверняка сказал бы годов,эдак,через 10,когда его опыт театрала станет более основательным,чем сейчас).
      - О,я работаю в музыкальном театре им.Станиславского в "девятке",там и живу.
      - А - а -а! Понятно! - мысль коснулась закрытого города с давних советских времён,
да в общем-то и поныне...

      Опять пауза,создающая какую-то неловкость в разговоре,благо пейзажные мотивы в ка-
лейдоскопе,которым и поглощается внимание обоих собеседников,когда нужно что-то домыс-
лить для разговора,и он обычно "разбавляется" полурассеянными,ни к чему не обязывающими
комментариями.
       - Да, - спохватился Кирилл, - а как вас звать?
       - Жанна!
       - А вас?
       - Кирилл.
       - Ну, вот,мы с вами теперь и познакомились...

       Разговор коснулся и книг,и стихов,и любимых своих занятий,конечно же,Жанна много
говорила о театральной теме.О том,как ей необыкновенно трудно было поступить в ГИТИС - помогла блестящая рекрмендация художественного руководителя театра для начинающей актрисы,сумевшей после училища сыграть две небольших роли в шумных и любимых публикой опереттах Оффенбаха.

       Кирилл уже с неослабевающим интересом вглядывался в лицо жрицы искусства,радовал-
ся в душе состоявшемуся знакомству с артисткой. И благодаря беседам о театре со старшей
сестрой Светой,окончившей уже фил.фак,занимавшейся в большом спорте в игровых видах и
ведшей тесное общение с молодыми участниками труппы ТЮЗа,который был на острие творческой жизни города за счёт выпускников театральных училищ тогдашнего Ленинграда.По-
этому студент-технарь мог даже про себя отметить её опытную постановку голоса,мимики,
сопроводительных лёгких движений рук,хорошо загоревших за июльскую пору.Ему всё в ней нравилось.

       Но время - арбитр экспромтного знакомства и,ставшего увлекательным,разговора,и
этот судия - неумолим:время шло к концовке путешествия для обоих.

       Уже отец нетерпеливо (он всегда был таковым после фронта!)обращался к Кириллу с возгласом: "Давай собираться!Бери материн рюкзак и на выход!..."

       Тут он попросил Жанну о будущей с ней встречи,она была в согласии и быстро,быстро
проговорила:
       - Я каждую субботу приезжаю в Красноярск автобусом,и мы можем в это день встреча-
ться.
       - Ну,ладно! Я живу рядом с Суриковским мостом через Качу...
       - Вот,вот, и хорощо!Вы по Сурикова доходите до Маркса,а я с автовокзала по Маркса дойду до Сурикова,на перекрёстке и встретимся в следующую субботу в 3 часа дня! Хорошо?
       - Хорошо,Жанна!...И он уже поспешил к родителям,направлявшимся к выходу на вокзал
города...

       Возжеланный час настал.Кирилл постарался приодеться в то,что было у него лучшего
(а лучшего-то ничего и не было!) - постоянная дешёвенькая костюмная пара для студенческих
занятий. Он долго и мучительно строил различные варианты разговора,всё более и более оча-
ровываясь миловидностью своей новой знакомой,даже начинал идеализировать черты лица,фи-
гуры,движения.Не вытерпев,похвастался перед Светой о том,что познакомился с актрисой!

        ...Он простоял час с лишним,но её так и не было,простоял ещё час...и не было...
Домой вернулся в удручённом состоянии духа,сестра даже побоялась его расспросить о
встрече.

        ...Он приходил и в следующую субботу на условленное место,но было всё так же.

        Прошли годы,прошли многие,многие годы,но иногда Кириллу на память приходила время
от времени та животрепещушая вагонная картинка,которая,порой,обрастала даже дорисовыванием далёкого реального,и этим уже - Кирилл со степенным багажом лет жизни,как бы сопереживал вновь и вновь радость обретения и горечь утраты.

       Даже был с ним такой случай несколько лет назад.Часто посещая театр оперы и балета,он по программе спектакля прочитал имя актрисы,сыгравшей в опере Пуччини "Богема"
роль Мюзетты,которая была из... музыкального театра Железногорска,бывшей "девятки".Фами-
лия её - некая N.Игра в роли была хороша:и сценически,и в вокальном плане,она хорошо вписывалась в действующий актёрский коллектив:стройна,с живыми,подвижными чертами лица
(как у той давней знакомой!),светловолосая,с изящной фигурой!

       "Может быть,это она!" - мелькнула мысль не назойливо,не навязчиво,да...вот,реаль-
ный-то образ давно исчез из памяти,осталось лишь довоображённое.Но дальнейшая догадка не
была развита!Всё снова пришло как-то в своё спокойное созерцательное русло театрального
зрителя.Были всполохи вроде бы угрызений совести от своей легко податливой ко всему лени
(в пику того,что случалось в юношеской романтической приподнятости)".

       "Да и что спросить,например,у пом.режа спектакля? Какую справку навести,не зная от начала даже фамилии той давней девушки? Не помня уже её характерных черт,пройдя за
кулисы,спросить актрису,вы,мол,не та,с которой я давным давно стоял у вагонного окна эле-
ктрички и разговаривал о театре,о ГИТИСе,наконец,о встрече через неделю?! - Что за бред,
она подумает,видимо,пришдый не в своём уме!...Нет,нет,это всё отпадает..."

       Год,два назад случилось ехать также электричкой из дачных мест в мегаполис.Также получилось,что Кирилл Терентьевич,стоя со своей родственницей у чуть приткрытого окна душного вагона,под шум,звон и скрип колёс,разговаривал о всякой всячине. И вдруг как-то непроизвольно вырвалась из его уст из Бунина фраза латыни: "Amata nobis quantum,amabitur
nulla!"
       - Что,что ты сказал?
       - Да...вспомнилось давнее стихотворение...

       Разговор умолк,но в шуме,как будто для фона возникших кирилловских мыслей,взросла картина удивительных параллелей! Любя прозу Ивана Бунина,он вдруг вспомнил его незатей-
ливый рассказ "Руся",в котором,вот так же у окна вагона стоял средних лет мужчина вместе
с женой и вёл полупраздную беседу о всём и ни о чём.И вдруг,о,это вдруг!Бунинский герой
машинально произнёс эту сакраментальную фразу из латыни в окно вагона: "Возлюбленная
нами,как никая другая возлюблена не будет!"
       - Что?Что ты сказал? - но он ничего не ответил...

       Нет,правда,жизненые события,порой,из человеческих общений приобретают удивительную схожесть,или похожесть.И не как в истории:сначала как драма,затем как фарс,Нет,события повторяются с удвоенным драматизмом,ибо был изведан действующим лицом
знакомый прецедент поначалу,а после,после многих и многих лет жизни и,главное,опыта
жизни,объявляется тебе вновь с познанным драматический переклик. - В назидание чего?

       О.есть тихая пристань...любовь вечна та,которая по-нечаянности оказалась нерасцветшей вдруг по утраченности надежд навсегда...

                29.12.11г.