Двуличие

Саид-Хасан Кацаев
Сегодня, когда Чечня объявлена исламской республикой, и люди получили «свободу», лучше понимаешь персидскую и таджикскую поэзию, видя, как живут восседающие в диване, их родные и близкие.
Рудаки, Фирдоуси, Хайям, Саади, Хафиз, Джами, Хакани и Низами – звезды Восточной поэзии.
Последние события в Чечне убедили меня в том, что они и те, «которых персы считали порочными» (Гёте), были глубоко верующими людьми.
Омар Хайям даже не входит в число восьми избранных персами поэтов.
Именно про таких сказал Гёте: «…среди тех, которых персы считали порочными, многие лучше меня».
Омар Хайям и поэты его ряда (в ХХ веке необходимо отметить Садриддина Айни и Саида Бадуева), выросли в мусульманском обществе, наблюдая лицемерие отцов религии и их показную благочестивость.
Поэтому их творчество, как и Накшбандийский тарикат, – это реакция против ханжества князей и мулл, утверждающих: «Делайте не то, что мы делаем, а то, что мы говорим».
Двуличие так называемой «исламской власти» и мусульманских фарисеев породила и Муллу Насреддина.
Точно также образ Дон Жуана, в большей степени, является созданием испанской инквизиции.