Жизнь

Дмитрий Ромашевский
               
     Был солнечный весенней день. Радостно светило солнце. Под лёгким свежим ветром трепетала молодая листва.  Я после долгого недомогания наконец-то вышел из дома и, опираясь на палку, пошёл к близлежащему  когда-то посаженному и совершенно заброшенному, и ставшему диким парку. Кое-где там ещё остались скамейки, и я со вздохом облегчения после ходьбы сел на одну из них.
  Тихо. Никого кругом, только посвистывала какая-то птица, и мне стало жаль, что я не знаю, как она называется. Сочная, молодая трава поднималась у ног, кое-где открывали свои жёлтые цветы одуванчики. «Слава Богу, - подумал я,  - жив! Может, ещё поживу…».
  Вдалеке под лиственницами стояла молодая женщина, и вокруг неё весело бегал малыш. Я развернул газету и начал читать. Позади меня послышались голоса.
- …тлавка зелёная? – картавя, спрашивал ребёнок.
- Весной травка всегда зелёная, Коленька, - отвечал приятный женский голос.
Мимо меня прошла ещё одна мать с мальчиком лет трёх. Они остановились неподалёку, и она присев на корточки, стала поправлять на нём белую рубашечку.
- Вон, смотри, ещё один мальчик гуляет. Беги, поиграй с ним, - сказала она нежно, и он побежал немного неуклюже,  бочком, вероятно, ещё недавно начав ходить.
   Светло-голубое небо, молодая зелень, маленькие солнца одуванчиков и радостно бегущее по поляне дитя. Картина для импрессиониста, подумал я.
    Малыш подбежал к другому мальчику, и тот  неожиданно  ударил его, да так сильно и ловко, что бегущий упал навзничь. Какой-то момент, который ошеломил меня и несомненно показался ужасным для бедной матери, лежащий ребёнок молчал. Но вот раздался его отчаянный плач, и женщина бросилась к своему маленькому сыну. Она подхватила его на руки и, не оглядываясь, не сказав ни слова обидчикам, понесла его прочь, прижимая к груди и говоря какие-то нежные утешительные слова, и целуя его мокрые, заплаканные щёки. Белая кепочка так и осталась лежать на траве.
  Я встал и побрёл назад, размышляя. У маленького обидчика, вероятно, был отец или взрослый наставник, уже «преподавший ему уроки жизни». А у этого открытого и нежного создания не было ещё подобных уроков. Забудет ли он этот? Наверное, забудет; но где-то в глубинах памяти останется эта первая, неожиданная и страшная обида.
    Мне вдруг вспомнился  рассказ Бунина «Дурочка»:
 "Пойди, попляши, деточка, - сказала служанка своему незаконнорожденному сынишке   и подтолкнула его в комнату, где хрипло пел граммофон и чаёвничал с родителями приехавший из семинарии сын священника - виновник появления на свет этого ребёнка.. Мальчишка стал прыгать, неловко подбрасывая задом, и отец вышвырнул его пинком из комнаты".
  Да, жизнь,.. думал я,  горе приходит к нам независимо от погоды. И солнечная весна уже не радовала меня.