7-VI Два чудесных случая из истории Города

Публий Валерий
                VI

  Муция была бы рада нежностям и ласкам и по пробуждении – к несчастью, их не последовало. Однако супруги мило побеседовали прежде чем вставать. Поцеловав мужа, Присцилла говорит:

  – Дорогой! С добрым утром! – после его чисто словесного ответа интересуется. – Гай, как ты считаешь, статуи Божеств могут разговаривать?

  – Как тебе сказать, Присцилла? Я уже говорил, что, конечно, и сам верю в Богов и очень уважаю твою религиозность и твоё жреческое служение. Но не разделяю разные суеверия, не прислушиваюсь к вымыслам о невероятных чудесах – знаешь, хватает таких корыстных вымыслителей – и вряд ли поверю, что какая бы то ни было статуя способна шевелиться, глядеть и говорить.

  – И не слышал ничего в этом роде – из истории, может быть – чтобы изваяние могло обратиться к человеку? Мне надо знать.

  – Не слышал, но читал. И ты наверняка читала, может, в детстве ещё.

  – Наверное, читала, но хочу от тебя услышать.

  – А мне почему-то особенно запомнились два случая. Наверное, потому, что в детстве мне больше других нравились два героя, два великих мужа, благодаря которым возвышался наш Город. И, кстати, в обоих случаях речь идёт об изображениях Богинь. Наверняка это сочинили потомки, следующие поколения… Присцилла, мне, наверное, пора подниматься…

  – Гай, дорогой! Прошу, – Фабия нежно целует мужа в плечо и в щёку, – расскажи!

  – Хорошо. Когда женская делегация к Кориолану во главе с Волумнией и Вергилией спасла Город, Сенат решил, что консулы должны дать всё, что они, женщины, ни попросят, в знак благодарности. Но достойные римлянки просили лишь позволения выстроить за свой счёт храм Женской Удачи. Город же должен был принять на себя расходы на предметы культа и его отправление. Сенат поблагодарил женщин за их прекрасный поступок, но святилище приказал выстроить на общественный счёт, как и изготовление статуи Божества. Однако римлянки собрали деньги и заказали другое изваяние. Вот про него и передают, что когда эту статую водружали в храме, она сказала что-то вроде: «Угоден Богам, о жёны, ваш дар».

  Муция внимала с большим интересом, её очень увлекло повествование Макра. Ещё более поразило её, чья именно статуя говорила в другом кратком рассказе мужа. Но, весьма поражённая в первые мгновения, она уже скоро не придавала этому значения и почти выбросила из головы.

  – А другой случай такой. Только я перескажу его тебе, Фабия, и сразу встаём – если будешь со мной завтракать – и сейчас ты ни о чём больше из этой области не спрашиваешь. Договорились?

  – Разумеется, Гай. Обязательно вместе поедим, – она снова лобзает Макра. – Благодарю за чудесный рассказ, дорогой! Ты замечательно говоришь. Но всё, молчу и внимаю.

  – Спасибо! Другой случай такой. Произошёл с Камиллом, когда он взял Вейи. А перед этим, в числе прочего, по обету построил храм Матуте, а после, под конец жизни, тоже по обету, храм Конкордии. Но начну, наверное, ещё с того, как Марк Фурий вёл осаду мощных и неприступных Вей. Здесь я его сравнил бы с Улиссом, ведь осада и Трои, и Вей велась десять лет. Тут Марк Камилл прибег к эвокатио и подкопу. Наши воины проникли под землёй к самому большому и почитаемому храму в Вейях. Где в это время зилах приносил жертву, а жрец, посмотрев на внутренности, громко воскликнул, что Боги даруют победу тому, кто окончит это жертвоприношение. Римляне услышали, быстро разломали пол и выскочили с оружием и криками. Неприятели в ужасе разбежались, и квириты принесли внутренности диктатору Фурию. По разграблении города Камилл решил, помня свой обет, перевезти в Рим статую Юноны…

  – Кого?! – перебивает крайне поражённая Присцилла. – Извини. Чьё изваяние?

  – В Вейях её больше всего почитали, к ней обращался будущий Второй основатель нашего Города, к её храму сделали подкоп – статую Царицы Юноны. Когда для этого – чтобы перевозить изображение – были созваны рабочие, Камилл принёс жертву и просил Богиню милостиво взглянуть на усердие римлян и жить в мире с другими Богами, которым принадлежит Рим. Статуя сказала о своём согласии… Ну что, встаём?

  – Да. Благодарю, Гай…

  После совместной трапезы, сидя за которой супруги дружелюбно беседовали, Макр ушёл к своему родственнику, тотчас вслед за ним уехала из дома и Присцилла.


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/31/744


-------------------------
54) Гай Марций Кориолан – выдающийся р. полководец начала V в. до н.э. В результате политической борьбы был изгнан из Рима; встал во главе врагов Рима. Они осадили Город, положение р-н было тяжёлым. И только женская делегация во главе с его матерью Волумнией (Вергилия – жена) смягчила Кориолана, снявшего осаду (за что враги его казнили).
       Марк Фурий Камилл – великий р. полководец и гос. деятель (первая половина IV в. до н.э.), удостоившийся титулов «Отец отечества» и «Второй основатель Рима». Взятием и уничтожением завершил III-ю войну с Вейями (406-396 гг. до н.э.), мощным этрусским городом.
55) Улисс – р. вариант имени Одиссей. Благодаря Одиссею была взята Троя на 10-й год войны.
56) эвокатио – религиозный ритуал мысленного представления (призывания) Божества (противника), приглашения его в Рим – что должно было обеспечить победу р-нам. (Взамен чего ему обещалось поклонение в Риме).
57) зилах – этрусский магистрат, аналогичный латинскому претору (в V-м веке до н.э. преторов в Риме было всего двое – по делам граждан и по делам перегринов – иноземцев.)