Первые каравеллы

Константин Рыжов
На протяжении многих веков доски обшивки корабля крепили внахлестку друг на друга. К исходу 14 века на Средиземноморье стали применять обшивку вгладь, когда пояса досок обшивки прилегали друг к другу боковыми гранями заподлицо. Такой способ сборки позволил уменьшить сопротивление корпуса при движении в воде. Кроме того, так было легче обеспечить герметичность стыков и крепить доски обшивки к шпангоутам. Через Португалию и Испанию этот способ стал известен во Франции, а в середине 15 века его переняли у бретонских судостроителей голландцы. В 1459 г. первый корабль подобной конструкции появился на Балтике. В Англии суда с обшивкой вгладь стали строить только с начала 16 века.  Все корабли с таким креплением обшивки в просторечье стали называться «каравеллами» от итальянского cara bella («красивая форма»).

   Можно заключить, что каравелла как особый тип судов (вроде шхуны, барка или фрегата) в строгом смысле этого слова никогда не существовала. Это понятие всегда было несколько размыто. До 15 века каравеллами назывались маленькие беспалубные суда. Во времена Колумба они уже были значительно крупнее. Каравеллой, между прочим, могли  окрестить неф, если он имел гладкую обшивку. Судя по всему, именно так и обстояло дело с самой знаменитой каравеллой – флагманским кораблем Колумба «Санта-Марией», которую сам адмирал называл  нао (неф). По свидетельству Пантеро-Пантера, каравелла – «очень легкое и ходкое судно. Она сравнительно невелика, имеет три или четыре мачты…» Вместе с тем, каравелла была очень прочным и вместительным судном.    Обычными для каравеллы были высокие борта при глубокой прогиби палубы в средней части судна и великолепное  парусное вооружение. Вначале на них ставили исключительно латинские паруса, но во времена Колумба все большее распространение стали получать прямые паруса, которые при попутном ветре позволяли достичь большей скорости.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354