Сергеевна

Наталья Гречкина
В купе, куда я с трудом протащила свой чемодан и сумки уже сидел пассажир, вернее пассажирка,  пожилая и словоохотливая женщина , лет 70 . Мы по хозяйски разместились, разложили, свой багаж и  между делом познакомились.  Оказалось, что мою попутчицу звать  Лидия Сергеевна, и едет она, так же как и я, на лечение в санаторий, на Украину в славный город Трускавец. Это обстоятельство, очень обрадовало нас обеих, и мы с ней проболтали под стук колёс полночи. Я уже зевала, и почти спала; восьмичасовой перелёт, и  весь день в Москве, давали о себе знать. Мои биологические часы дали сбой, из-за разницы во времени, и весь следующий день я в полудрёме слушала незатейливый рассказ, о нелёгкой  жизни Сергеевны, она оказалась хорошей рассказчицей -  с юмором.
  Вагон наш был прицепной, до Киева, в Киеве 6 часов будем стоять ждать другой состав. Доброжелательные проводники, предложили тем, не многим пассажирам, которые остались прогуляться по Киеву, или съездить на экскурсию по городу. Вагон наш закрыли и отогнали на запасной путь. Я еле уговорила т. Лиду поехать на экскурсию по городу . Выяснилось что она ужасно экономная, до жадности. Дети ей купили путёвку, и денег дали прилично, но она экономила каждый гривен. Когда экскурсия закончилась она поехала на вокзал, а я осталась в центре, хотела посмотреть Софийский собор, первый храм на Руси, когда она ещё была Киевской.
 Надо ещё рубли, на гривны поменять, на вокзале курс был неважный, и маклеры приставали возле обменника. Приезжаю,  вижу,  тёть  Лида стоит с одной такой маклершей, я её за рукав оттаскиваю, она отбрыкивается. Смотрю, она все свои 40 тысяч собралась менять, говорю,
 - зачем вы всё меняете?
 Она мне,
 -  не мешай, курс выгодный.
 Потом страдала, когда назад ехать, половину этих денег назад менять уже по другому курсу с потерей, и ещё меня обвинила, чего я ей позволила все деньги поменять.
Приехали в санаторий, огромный корпус 11 этажей, постройка Советских времён, всё мрамор и гранит, строили на века. Оказалось что эконом номеров пока нет, поселили меня на 2 дня в «люкс» за 370 гривен в сутки, отличается только наличием холодильника ( который там не нужен, и так наедались, шведский стол, и чайник, да, ещё процедуры в современной водолечебнице). Эконом же за 180 гр. в сутки, номер поскромнее – позамызганней, процедуры в обычной поликлинике, диетпитание - голодные не были. Через 2 дня меня подселили к Лидии Сергеевне.
Вода «Нафтуся», конечно, там уникальная, об этом говорят отдыхающие, ездят отовсюду, кто поближе 2 раза в год, и едут из-за воды, процедуры это второстепенное. На вкус, конечно необычная, немного отдаёт нефтью, но не противная, привыкаешь, есть ещё 3 источника, более солёные – лечат желудок, печень, кишечник.
Сам город Трускавец – сплошные санатории и отели, все дома как маленькие дворцы, ни одного одинакового. Возле нашего санатория главный бювет – источник, с множеством краников, с дозаторами, где и набирают ту самую, уникальную воду. Это одноэтажное здание, построенное в советские времена, наверное, ещё при Сталине.
Весь день проходил в беготне: попить спустился, поднялся на завтрак, процедуры в поликлинике, пока добежишь, всё пройдёшь, опять воду пить до бювета, пообедал, на другие процедуры, и т.д.
 Леса там замечательные, сосновые боры, грибов видно там море, везде местные продают целыми вязанками сушёные грибы, проходу не дают: «купите, пани грибы».
 Говорят на Украинском языке, хотя почти все могут чисто по-русски, это очень раздражало т. Лиду. Украинский язык, почти русский, все слова, которые мы применяем в разговорной речи, из Украинского языка, ну ещё окают, да гэкают. Я ходила, упивалась хохлятской речью, мама-то украинка, я всегда украинцев считала родными, непонятно было, если говорили скороговоркой.
Сергеевна идёт рядом и на чём свет стоит, костерит Украинцев,
 – хохлы проклятые, бендеровцы недорезанные, шкуродёры. -  (Хотя, если перевести на русские деньги, то получается на 30 40 % дешевле, чем в России). Поначалу меня это шокировало, потом я поняла – это просто у неё необходимость такая: кого-нибудь, в чём-нибудь обвинять, без особой злобы, так -  «собака лает, ветер носит».
 Когда у меня гривны закончились, я предложила Сергеевне:  «Давайте куплю у вас, по вашему курсу (всего на 500 рублей) мне всё равно покупать, вы так не потеряете на разнице» (разница 18 рублей - проезд в автобусе в Москве 28 р.)
Я потом пожалела об этом, она целый день ходила загруженная, видно было, что вычисляет в уме, обманула я её или нет, спрашивала в обменниках, сколько бы ей дали на 500 рублей, не могла понять, что ей гривен дали бы 134, а если их сдавать, то рублей уже 488. В общем, я ей  положила её гривны – говорю – гоните мои 500р. На этом больше к ней с помощью не лезла.

 Где-то на 2й неделе, нашего пребывания, посадили за наш стол  двух женщин -  украинок, Оля 55лет и Галя 50. Потом уже когда поближе познакомились, выяснилось, что они сестрёнки, старшая сестра, всё время опекала младшую. Живут в разных городах, и у Гали проблемы с сетчаткой, на инвалидности, плохо видит, очки не помогают. Дети и родня ей купили путёвку к 50-летию, я поняла, что для украинцев, такая поездка роскошь. У Оли же особых проблем нет, дети обеспеченные, и квартиры и машины есть, сама она любит пошутить, и на всякий случай из жизни у неё  есть анекдот, а на украинском языке, они забавно звучат.
И вот, в первый же день совместной трапезы, т. Лида давай им (хохлушкам) жаловаться – какие хохлы тупые, какой у них язык неправильный, неграмотный ит.д.  Я, чуть под стол со стыда не залезла, напрасно я толкала её под столом ногой и пихала локтём.
 Оля стала ей слабо возражать, а я постаралась всё перевести в шутку, и когда я спросила:  «чем они занимаются» – это вообще был финиш! – Они учителя! Оля преподаёт литературу в лицее, а Галя была учителем начальных классов. Потом  Оля стала, сыпать анекдотами, я начинала хохотать, за мной все остальные. Наш стол был самый шумный, и весёлый, т. к. теть  Лида тоже очень любит пошутить, она быстро привязалась к девчонкам, стала ходить с ними вечером на прогулку, иногда в номер, этим дала мне некоторую свободу, пока они были в санатории, жаль, что они отдыхали всего 10 дней.
Ещё один забавный случай, произошёл с нами, когда мы спускались на водопой, к нему ведёт большая гранитная, пологая лестница, делая поворот за угол санатория 2 раза, спускается на площадь.  Вдоль лестницы, всегда стояли торгаши, предлагали – грибы, творог, травы ну и тряпки всякие, украшения и т.д. За углом санатория, по утрам, всегда на одном и том же месте, стоял дородный мужик, торговал травами.  Они, аккуратными штабелями, были уложены на небольшом складном столике.
 Частенько возле его стола, толпились отдыхающие, он им что-то «втюхивал». Ну и по закону толпы, т. Лиду, это тоже привлекло, тем более мужик говорил на русском языке. Как то, все рассосались, остались мы  с ней, мужик, глядя ей в лицо, сразу стал чесать: « У вас проблемы с кишечником, с почками, с суставами, с печенью».  ( Да там все с такими делами, курорт же, тем более человек пожилой). Потом он стал расхваливать сухие ягоды можжевельника, ( да я и сама знаю его свойства), а т. Лиду прям заворожили.  Я стою на шаг в стороне, говорю,
 – пора воду пить, время поджимает. Тут мужик берёт её руку и говорит:
 – у вас двое детей,  - сам смотрит, угадал или нет.
 У меня в уме:  «подсунуть ему мою руку, чтоб разоблачить,  у меня-то четверо, можно промахнуться». Это мою соседку совсем добивает, она интересуется :
-  почём можжевельник?
-  60 гривен пакетик, -  отвечает мужик.  В нём, наверное, стакан, к примеру -  нам питание 3х разовое в день обходится 75 гривен. Т. Лида полезла за деньгами (что удивительно для её скупости).  Я думаю: «ладно возьму и я пакетик». Тут мужик стал давить:
  - да вы что, берите больше, это же  домашняя «нафтуся» я её сам в заповеднике собираю, надо знать какая ягода лечебная, я сам профессор,  преподаю в университете.
 В общем, купили у него по 2 пакета. Сергеевна разошлась:
- деньги поменяем, ещё купим.
  – Конечно, конечно, - говорит он, -  подходите у меня травы разные.
-  Почем? – спрашиваем.
-  60 гривен, – говорит. – дёшево, сам собираю.
После процедур, проходя сквозь строй торгашей, замечаем полную сумку можжевельника, продаёт молодая женщина, пол-литровой банкой.
-  Сколько? – спрашиваем.
-  15 гривен – берите пани, он для почек очень полезен.
 У тёти  Лиды ступор:
 – как 15. А у того мужика взяли за 60.
- Ааа, пан щё по руце гадал? (а господин ещё по руке гадал)
- Да.
- Да вин у нас скупае. (да он у нас скупает)
На бедную старушку жалко было смотреть; -  хотела ещё купить! Потом мы этот можжевельник на каждом углу и в каждой аптеке видели, и везде по 15 гр. И все знают этого пана и смеются.
 С того момента он стал личным врагом т. Лиды, она не могла мимо него пройти, позорила его при каждой встрече и кричала, что он аферист. Конечно, он тоже не молчал.  А, так как, он стоял по утрам -  на завтрак Сергеевна приходила, разрумяненная, возбуждённая после перепалки, и начиналось обсуждение за столом, о встрече с профессором.

Про её рассеянность, и то, как она может стрелки переводить:    У всех отдыхающих курортные  книжечки, у каждого санатория своего цвета, у нас голубенькие. В них назначенные процедуры их количество  отмечается. Тёть Лида выпросила себе у врача промывание кишечника, он ей назначил в другую поликлинику, надо идти вверх по улице, очень круто, но она ещё об этом не знает.
Мы позавтракали, ей бежать наверх, а мне физио-процедура через полчаса, прямо в здании санатория. Я прилегла, ключ и книжку положила на стол. Через полчаса, хватилась; нет ни книжки, ни ключа от комнаты, всё перерыла, потом до меня доходит, что это Сергеевна прихватила. Хорошо у горничной есть ключ, но тут заходит злющая Сергеевна. Я ей,
– гоните мою книжку и ключ.
 Она,   нету, и всё, а сама ругается, что зря в такую даль сходила, нету в книжке назначения, не нашли,
-  ну, я же сама видела, как врач писал.!
 Я  ей говорю,
 - конечно, в моей книжке нет этого назначения, я вам, о чем талдычу, отдайте мою книжку. -  Тут до неё доходит, достаёт обе книжки из сумки.
-  А на фамилию, не могли там посмотреть? - Я уже злюсь, у меня процедура срывается – ключ мой давайте.
 Та, -  нету у меня твоего ключа.
-  В карманах смотрите!
 Она роется  - явно видно не хочет свой промах обнаруживать, на меня попёрла,
  - ты видела, что я взяла, почему промолчала!? - Я опешила, и не знаю что сказать.
 Думаю: «вот бабка даёт, из любой ситуации выкрутится -  молодец!» - смешно стало.
- Да ладно,  - говорю,  - с кем не бывает.
 Достаёт 2 ключа из кармана. Потом она пошла к врачу с претензией, что её послали в такую даль на процедуры, оказывается и в санатории можно её делать, она довольная от врача пришла, хвалится мне:
 «Хорошо, что я твою книжку взяла, а то бы мучилась: ходить в такую даль и высоту!»
Доехали обратно мы с ней нормально, конечно не с таким комфортом, как из Москвы, но всё- таки вдвоём, удобней, хотя бы в туалет на вокзале сходить сумки покараулить. Было ещё много мелких казусов, но всё не опишешь, сейчас вспоминаю и самой смешно.