Царевна софья. историческая драма. 7, 8 картина

Александр Голота
                КАРТИНА 7



Пыточный подвал на Лубянке.За столом сидят Ромодановский и писарь. В ногах Ромодановского лежит громадный пёс. В углу в истерзанном виде — Шакловитый. Палач привязывает к дыбе Медведева.


Ромодановский

Не хочешь ли пред пыткой подкрепиться,
Набраться сил? Поверь, они тебе
Не лишни будут. Говоришь — "не хочешь"?
Была бы честь предложена. А там —
Уж сам смотри, Сильвестр. Хозяин — барин.
Тогда приступим к делу. Я с тобой,
Признаюсь, не хотел бы поменяться
Сейчас местами.


Медведев

Так же, как и я.


Ромодановский

Не хочешь ты со мной? Вот это зря!
Но, впрочем, я того не предлагаю.
Итак, ответствуй, умышлял ли ты
Совместно с Софьей, Федькой Шакловитым,
Голицыным, убить царя Петра?


Медведев

Напраслина! Нетрезв, видать, с утра,
И оттого такую чушь нагрезил.
О замыслах подобных никогда
Не ведал я ни сном своим, ни духом.
Мне невдогад наветные слова.


Ромодановский

Так невдогад? Знать варит голова
Твоя не слишком ясно и прилежно,
Или петлишь искусно. Что ж, тогда
Проверим искренность твою.

(Палачу)
Приподними.


Медведев

Ой! Больно мне! Не надо! Больно! Больно!


Ромодановский

Ишь, неженка... Что больно — хорошо.
На то и дыба. Умышлял ли ты
Совместно с Софьей, Федькой Шакловитым,
Голицыным убить царя Петра
И мать его царицу?


Медведев

Я — царицу? Ты часом не того? Имей же стыд.
Мне больно! Отпусти! Прошу, помилуй!
Да, умышлял! Петра! Тебя! Себя!
Весь род людской!


Ромодановский

Здесь врать не надо лишку.
То говори, о чём идет расспрос.
Не напускай туману.

(Палачу)

Опусти.

Медведев

Ты хочешь меня болью извести,
Тем самым ложь переиначить в правду,
Скривить прямое, в мрак заузить свет,
Верх низом сделать, длинное — коротким,
Живое — мёртвым, будущее — прошлым,
Меня — собой.


Ромодановский

Ну, это как сказать...
Твоих несвязных мыслей поперечье
Я не могу в допросный лист вписать.
Давай без вывертов.


Медведев

Приму страданье
Во имя истины. Боль для души,
Нетвердо верящей...


Ромодановский

...Иль верящей не в то...


Медведев

...Лекарство и великое подспорье.


Ромодановский (палачу)

Ещё разок приподними его.
И дай плетей, чтоб стало сердцу жарко.

(Палач приподнимает Медведева).


Медведев

На всё, согласен! Да, я умышлял
Убить царя Петра... Кого ещё там?


Ромодановский

Царицу мать.


Медведев

И мать его — царицу...


Ромодановский

Весь род Нарышкиных...


Медведев

...Нарышкиных.


Ромодановский

Достаточно. Теперь побочность дела.
Признаться должен в том, что ты хотел
В Христианской Православной вере
Переиначить все обряды так,
Чтобы народ молился не Христу,
А чёрту с бесами.


Медведев

Я что-то не пойму...
Чтоб не Христу? И как переиначить?
Какие бесы? Что ещё за чёрт?
Я не могу язык свой опоганить,
И повторить чудовищный навет
Отказываюсь наотрез!

 
Ромодановский (Палачу)

Приподними
И троекратно плетью перекрести.


Медведев

Не бей! Не надо! Милосердный Боже,
Зачем меня оставил в трудный час,
Обильные пролить дозволил слёзы —
Рассол горячий сломленной души!
О, Боже, умоляю, призови
Меня к себе, где вечность, как мгновенье,
А миг, как вечность...

(Выплёвывает кровавый сгусток).

Палач

Откусил язык.


Ромодановский

Вот значит как. Что ж, жаль. Испортил дело.
Нехорошо. Но он писать горазд
Не хуже нас с тобой. Пусть отдохнёт,
Затем собственноручное признанье
Напишет. Опусти его. А мы
Другим займёмся вором.


Палач (Шакловитому)

Шевелись!


Шакловитый

Подлюка глянцерожий, чтоб ты сдох!


Ромодановский

Что лаешься? Ты лучше бы признался,
Чем время зря и попусту терять.
Сам видишь, воздух здесь промозгл и сыр —
Недолго простудиться, а здоровье
Нам надобно беречь

(Палачу)

Приподними.

(Писарю)

Пиши: с подвесу под плетьми признался
Вор Федька Шакловитый в том,
Что замышлял убить царя Петра...

(Обгладывает птичью ножку и запивает трапезу вином).

В осенней куропатке я ценю
Нежнейший вкус и духовитость мяса.
Здесь главное — чуть-чуть недотомить
И ароматных трав в переизбытке
В приправу не страшиться положить.
А вот вино — дрянцо. Кислятина,
...Царя Петра и мать его — царицу.


Шакловитый

Гад ползучий!


Ромодановский

Опять бранишься? Эх!
Окстись. Похорохорился — и будет.


Шакловитый

Хрен гнутый! Сука! Шильник! Рвань! *


Ромодановский

Смири гордыню. И покрепче брань
Слыхали уши стен сего подвала.
Здесь не таких ломали. Уважать
Себя я перестану, если нынче ж
Ты не признаешься.
(Палачу)
Ещё приподними
И плетью взгрей. Гляжу, не бьёшь, а гладишь.
Итак, признайся, отравить царя
Хотел или зарезать? Не упорствуй.
Признайся, Федя. Мера есть всему.
Ты до сих пор как надобно держался,
И, Бог свидетель, упрекнуть себя
Ни в чём не можешь. Отравить царя
Голицын надоумил или Софья?


Шакловитый

У них спроси.


Ромодановский

Ты поучи меня!
Кого когда спросить я знаю лучше.
А, кстати, Федя, что здесь может быть?

(Достает склянку с зельем).

Без запаха. Слезы девичьей чище.
Не хочешь ли попробовать на вкус?
Я полагаю, если капель десять
В вино накапать, то: прости-прощай?


Шакловитый

Вопросами пустыми не замай.
Не знаю ничего.

Ромодановский
 
Уж и не знаешь...
Как бы не так! Ведь мне известно всё.


Шакловитый

Коли известно, то к чему расспросы?


Ромодановский

Признание — царевна доказательств.
А если слово сказано впопад,
Оно улик дороже. В сыске важно,
Чтобы преступник верил сам себе.


Шакловитый

На дыбе? Под кнутом? На колесе?


Ромодановский

Орудья пыток — истины пособья.
Как бабка повивальная щипцы
Накладывает, если плод упрямый
Из чрева лезть не хочет, так и мы
Из скрытных дыбой извлекаем правду.
Но главное — в другом: признался ты,
Назвал себя преступником и вором —
Умрёшь в сознании своей неправоты
Раскаявшимся, сломленным, виновным.
А не признался, то, выходит, мы
Казним во тьме бредущего, а это,
Как ни крути, весьма тяжёлый грех.
Но, к делу. Говори, кому отдал ты
Вот эту склянку?


Шакловитый

Склянку? Не скажу!


Ромодановский

Будь ты неладен трижды! Мне Голицын
Давно всё рассказал.


Шакловитый

Да будет врать!


Ромодановский (Палачу)

Голицына немедленно позвать!

(Через некоторое время появляется в сопровождении стрельца В. Голицын).

Скажи ему, Василий.


В. Голицын

Не таясь.
Когда припёрли к стенке, я ему
Всё рассказал...


Ромодановский

По доброй воле.

 В. Голицын

...По доброй воле.

(Шакловитый плюёт в лицо Голицыну).


Ромодановский

Уведи его.


Шакловитый

Ни слова не скажу. Хоть ты убей!


Ромодановский

Убьём в свой час. За тем не станет дело.
Но прежде я тебя в бараний рог
Скручу, как миленького.


Шакловитый

Чёрта с два!


Ромодановский

Скручу, поверь. (Писарю)
А ты пиши пока:
Шестого сентября с подъёму, с пытки,
С плетей... (задумывается)
С огня признался Шакловитый
В том, что тайно, по наущенью Софьи...

(Палачу)

Ты что задумался? Кали в огне щипцы
Да прихвати всё, что у него в портах.

(Палач калит на огне щипцы. Срывает с Шакловитого порты и исполняет сказанное. Раздается дикий крик Шакловитого, внезапно оборвавшийся).

Что с ним?


Палач

Как что? За ум заехал разум.


Ромодановский

Облей водой да в горло влей вина.

(Палач обливает Шакловитого водой. Вливает в рот вина).


Шакловитый

Подохнуть не дадут...


Ромодановский

Пойду пока
Сосну часок-другой. Меня сморило.

(Палачу)

Ты тоже отдохни. Небось устал?
А отдохнувши, примемся за дело
С удвоенным старанием. Эх-ма...





                КАРТИНА 8



Новодевичий монастырь. В башне у зарешечённого окна с кошкой на руках стоит Софья. Сидя на полу, Клашка и Дашка играют в шахматы.


Клашка

Я ем ладью...


Дашка

А я иду сюда.


Клашка

...Я — шах царю.


Дашка

Гарде твоей царевне.


Софья

Который день занудная мокредь
То льет ливмя, то моросит уныло.
Не обо мне ль то плачут небеса?
Не оправдали чаемых надежд
Свершения событий дней минувших.
Случилось так — судьбы моей зигзаг
Петлёю захлестнул смертельно шею.
Нашла коса на камень. Брат меня
Обвёл вкруг пальца. Выслал на задворки.
Оттяпал царство. Власть мою стяжал.
Кто я теперь? Безмужняя жена?
Бесперая орлица?

(Входит Милославский).

Дядя Ваня?!
Увидеть я не чаяла тебя.
Как ты попал сюда?

 
Милославский

Через ворота,
Как водится, а дальше — через дверь.
Труда большого мне не стоило:
Я Вяземской и той, второй, что с ней,—
Двум зорким не по возрасту старухам,
Для пущего пригляду что сидят,
Отсыпал, не жалея, горсть рублей —
К узилищам ключ верный и надежный.

(Осматривает интерьер башни).

Да, тесновато здесь. И вид уныл. А стены крепки.


Софья

Да куда уж крепче!
Что есть, то есть. Весь сад мой — виноград.
Другого нет и, кажется, не будет
Отныне, присно, до конца веков.
Печально бедовать мне на безлюдье
И вянуть от тоски до смертных дней
Придётся здесь. Две псицы да Фелинка —
(указывает на Клашку, Дашку и кошку).
Вот всё моё богатство и удел.
Что там за стенами?


Милославский

Шальная круговерть.
Пётр круто совершает перемены.
Неудержим, запальчив и борзист.
Кремль полон инородцев. По-немецки
Все бросились учиться говорить.
Их бин... Ту бист... По-русски нихт ферштеен.
Май наме ист Иван, зовут, Кузьмич.
Фрой мих, любезный! Так их матерь в корень!
А денешься куда?


Софья

Что там ещё?


Милославский

Все бабы стали фрау. Девки — фрейлен.
Не кланяются, видясь, а вприсяд
Приветствуют друг друга.

(Делает неуклюжий книксен).

Всё неладно.


Софья

А что Голицын? Нет, о нём потом.
Сначала о других. Где Шакловитый?
Медведев как?


Милославский

Ну, с ними дело швах.
Пытали тотчас, сразу как поймали.
Медведев откусил себе язык,
Не выдержав четвёртого подвеса.
Расстригли всех пособников его.
А Федька Шакловитый — молодцом.
Остервенился, не сказал ни слова.
Но, кажется, и он дозреет к плахе.
А там грехи отпустит им палач,
Перекрестив без промаха.


Софья

Мне жаль их.


Милославский

Нашла о ком печалиться! Медведев —
Тот мелко плавал. Федька Шакловитый —
Невысоко летал. Пустой народ!
Ни то, ни сё. Ни хитрости, ни злобы,
Лишь видимость одна. Голицын — тож,
Звёзд с неба не хватал. Себя пугливей
И поглупей окрест всегда искал.
А где найдешь таких? Вот и пропал.
Весь выкипел.


Софья

Час от часу не легче!
Что с ним? Он жив? Да говори скорей!


Милославский

Уж лучше б помер, чем шалеть в позоре.
Да жив он. Ишь, бекренит как тебя.
Убогих Бог хранит. На вот письмо.
Просил отдать, когда тебя увижу.
Читай давай. А то идти цурюк,
Обратно скоро мне.


Софья (Читает)

"Свет ясный, Софья!
Сие письмо — ходатай нежных чувств
К тебе души истерзанной истома...
" Ах, Васенька! "...Мне вскоре предстоит
За чёрными грязями в Беломорье
Влачить удел забытого врага...
" Жестокий брат, ты знаешь бить куда! "
...На изумруды негой полных глаз,
Твоих, любимая, мне больше не взглянуть
И не услышать сладостной погони
Сердец спешащих наперегонки...
" Проклятие!


Милославский

Вот, право, незадача.
Сказать ей или нет? Сказать? Скажу,
Чтоб было всё по совести и правде.
Слышь, Софьюшка, а этот твой герой
С испугу предал нас.


Софья

Что ты сказал?
Кто предал нас? Не поняла... Василий?
Ушам не верю. Нет, конечно, нет!
Ты что-то перепутал.


Милославский

Я! Эх, так бы...
Спасая шкуру в Лавру он к Петру,
Как только поднялась булга и смута,
Помчался как ошпаренный. И там,
Покаявшись, он всех своих грехов
Тебя козою отпущенья сделал.
Как на духу, про заговор поведал
И отдал склянку с ядом.


Софья

Он отдал?
Зарезал без ножа...


Милославский

Когда я врал?
Всё может человек! А если хочет
И любит жить, то долго ль до греха?
Из чести щей не сваришь.


Софья

Эх, беда!
Не добивай. Не сыпь мне соль на раны.
Змею пригрела на своей груди. Эх, Вася, Вася...

 
Милославский

Ауф фидерзеен. Пожалуй, я пойду.
Прости — прощай.

(Клашка и Дашка делают уходящему Милославскому книксен).


Софья

Да как же так? Теперь собраться с духом.
Неужто вьявь могло такое быть?
А вдруг он не любил? Да что ты, что ты!..
Любил, конечно! Если б точно знать!
Подумать страшно! Только б сил достало
Змеиных мыслей жалящий испуг
Перебороть в себе, смириться с болью,
Не осатанеть и не сбрести с ума,
И в мороке навзрыдном окаянства
В петлю не сунуть головы. Беда!
Излюблена. Покинута. Забыта.
Избыть из сердца. В памяти стереть.
Эй, девки! Свечку мне, да поживее!

(Сжигает письмо)

Кремацией навек усопших чувств
Я завершу постыдное начало.
Пусть всё, что есть во мне, со мной уйдёт,
Умрёт, застынет мёртвой тенью.
Но мне куда идти? Куда бежать?
Лететь куда? Эх, кабы птицей стать...
Нет, все пути заказаны. Конец.


(Подходит к лежащей на полу шахматной доске, долго смотрит на неё, затем сбивает все фигуры носком ноги).


                1989 год.