Город звездный

Давид Бердзенишвили
Ну как объяснить сегодняшним мальчишкам, кто такой Гойко Митич? А между тем, в 60-е годы прошлого века этот актер был кумиром всех тбилисских пацанов. Его герои в ту пору были здесь куда популярнее, чем сегодня все персонажи фильмов о пиратах Карибского моря и Гарри Поттере, вместе взятые. По степени всенародной любви к ним, они вполне могли составить конкуренцию героям легендарной «Великолепной семерки.

Гойко Митич – это актер из Югославии (была тогда такая страна), по национальности – серб, который прославился в фильмах про индейцев, поставленных в Восточной Германии (такая страна тогда тоже была), и очень популярных в СССР. В 60-е годы прошлого века, когда интерес к вестерну на его родине – в США – начал постепенно сходить на нет, жанр неожиданно обрел жизнь в Европе. В кинокритике появился даже термин «истерн», то есть, тот же вестерн, но снятый на Востоке. Или даже более конкретно – «спагетти-вестерн» (снятый в Италии), «борщ-вестерн» (снятый в России) и т.д. Скажем, справедливости ради, что среди фильмов в жанре истерн были очень интересные работы. Например, картину Серджио Леоне «Хороший плохой, злой», вышедшую в 1966 году, весьма авторитетный Квентин Тарантино спустя 30 лет назвал лучшим по режиссуре фильмом в истории кино. Может быть, это и излишне категорично. Но с тем, что фильм «Хороший, плохой, злой» - произведение очень заметное,  спорить не приходится. Значение таких, например, лент, как «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, или «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова тоже вряд ли у кого-то может вызвать сомнение. Отличным, кстати, образцом жанра, отмеченным всеми его особенностями,  можно считать фильм грузинского режиссера Георгия Шенгелая «Хареба и Гоги».

В этом ряду фильмы с Гойко Митичем занимали особое место. Они были рассчитаны, главным образом, на подростковую аудиторию, которая любила их до самозабвения. Рассказывали эти ленты о том, как индейцы борются за свои права. В них было много стрельбы, конных трюков, погони и всех прочих признаков вестерна- истерна. Героями красавца-Гойко были, как правило, индейские вожди, преисполненные мужества и благородства, на которых очень хотелось быть похожими. Природа Дикого Запада воспроизводилась авторами, не то, чтобы достоверно, а такой, какой она представляется в сознании подростка, выросшего на романах Джеймса Фенимора  Купера. На самом деле, восточногерманские фильмы об индейцах снимались, конечно, не в американских прериях, а совсем в других местах, в том числе, и в Тбилиси. О последнем я узнал очень давно, совершенно случайно, но абсолютно доподлинно, от родной сестры моей бабушки - Людмилы Георгиевны Пилия, работавшей врачом-невропатологом. Однажды я увидел у нее большую фотографию Митича с дарственной надписью на русском языке: «Дорогой Людмиле Георгиевне, человеку, достойному большого уважения». Учитывая, что было мне тогда лет 12, можно понять, как у меня затряслись колени. А сестра бабушки довольно равнодушно объяснила, что этот артист упал с лошади, исполняя конный трюк во время съемок на Тбилисском ипподроме, сильно ударился, и ему пришлось несколько дней пролежать в больнице, где она работала. К счастью, сказала она, ничего серьезного с артистом не случилось, он быстро поправился, успешно закончил съемки и уехал домой. После этого я долго пытался узнавать в фильмах с участием Гойко Митича знакомые уголки Тбилисского ипподрома, и почти всегда казалось, что мне это удается.

В советские годы приезды в СССР вообще и в Грузию - в частности зарубежных мировых знаменитостей случались довольно редко и, как правило, имели большой резонанс. Концерты в Тбилиси таких артистов, как Бенни  Гудман (начало 60-х годов прошлого века) или  Би-Би-Кинг (70-е годы) люди старшего поколения помнят до сих пор. Но иногда звезды оказывались в Тбилиси, скажем так, инкогнито. И тогда это обстоятельство обрастало слухами. Иные из них имели под собой основания. Какие-то – вряд ли. Мне до сих пор так и не удалось установить, действительно ли побывал в Тбилиси итальянский актер Витторио Гассман. В 70-е годы в городе упорно твердили, что он приезжал в связи с показом здесь фильма Дино Ризи «Запах женщины». Как и более поздний фильм под этим названием с участием Аль Пачино, эта картина - вольная экранизацией романа Джованни Арпино «Мрак и мед». Общее между двумя лентами лишь в том, что герой обеих – немолодой, слепой офицер, а еще, пожалуй, в том, что обе они имели успех. Фильм Дино Ризи получил несколько наград на фестивалях высокого уровня и даже был номинирован на Золотую пальмовую ветвь. В Тбилиси картину, действительно, показывали в каком-то полузакрытом режиме. А про Гассмана тогда говорили, что, живя в лучшей в те годы в городе гостинице – «Иверия», он зашел в хинкальную на первом этаже. И ему будто бы так понравились хинкали, что он провел там чуть ли не целый день. Причем, на него никто не обратил внимания, потому что внешность у актера, дескать, была вполне себе кавказской. 

А вот уже в конце 80-х годов в хашной на Хлебной площади, которой сегодня уже нет, уверяли, что там однажды побывал Марчелло Мастроянни. В это, кстати, верится, так как доподлинно известно, что великий итальянский актер, снимаясь в СССР в картине Михалкова «Очи черные», приезжал в Тбилиси, чтобы познакомиться с коллегами, в частности, с Сергеем Параджановым. Мой знакомый, живший с Параджановым в одном дворе, рассказал, что в один прекрасный вечер зашел к режиссеру и застал у того Мастроянни. Они сидели, пили чачу, закусывали ее армянским лавашем, сыром  и яблоками и беседовали, прекрасно понимая друг друга. А потом, уже поздно ночью, будто бы отправились в гости к сестре Параджанова. Еще одну итальянскую знаменитость, друга Сергея Параджанова – писателя, поэта, сценариста, работавшего едва ли не со всеми крупными  режиссерами своей страны – Тонино Гуэрра мне приходилось встречать в Тбилиси самому. Он вообще часто приезжал в Советский Союз, поскольку его супруга Элеонора Яблочкина была советской гражданкой, и обычно старался посетить и наш город, чтобы повидаться с Сергеем Иосифовичем.

В середине 80-х годов наметилось определенное потепление между СССР и США. Тогда-то и был реализован проект, в рамках которого большая группа советских писателей отправилась в Америку, а делегация американских писателей приехала знакомиться с Советским Союзом. В группу писателей из США входили, в том числе, две абсолютно знаковые фигуры – поэт, автор и исполнитель песен, рок-идол Боб Дилан и один из самых ярких представителей культуры битников, поэт Аллен Гинзберг. В программе поездки американской делегации по Советскому Союзу было и посещение Тбилиси. Для нас, тогда еще молодых людей, сформировавшихся под огромным влиянием эха Вудстокского фестиваля,  приезд звезд такого уровня был бы событием колоссального масштаба, если бы нам было известно о нем. Но пребывание в Тбилиси этих людей держалось в строгом секрете. Впрочем, говорят, что кому-то со стороны все-таки удалось не только узнать о выступлении гостей в Союзе писателей Грузии, но и попасть на него. А один из этих счастливцев даже будто бы удостоился рукопожатия Дилана, после чего несколько месяцев не мыл руку.

В общем, вспоминать истории такого рода можно довольно долго. А начал я это делать потому, что, выпивая на днях с моим другом Рубеном, в прошлом спортсменом-конником и каскадером, а ныне - человеком без определенных занятий, я увидел у него дома точно такую же фотографию Гойко Митича, какую много лет назад видел у сестры моей бабушки. Оказывается, мой друг, который в те далекие годы уже активно занимался спортом, не только прекрасно помнит съемки на Тбилисском ипподроме восточногерманских фильмов про индейцев, но и был очевидцем падения с лошади исполнителя главной роли. «Я ему все время говорил: Гойко-джан, расслабься немного, сиди на лошади свободнее. А он напрягался. Вот и слетел, как кирпич. Слава Богу, руки-ноги не перебил. И голова целой осталась. Говорят, он до сих пор живой. Хотя и старый уже, наверное», - сказал Рубен.