Опровергнутые сентенции

Лев Израилевич
  Новейшие времена подорвали веру в, казалась бы, веками проверенные пословицы. Вот только парочку навскидку. Ещё совсем недавно многие, и я в том числе, были уверены, что хорошо там, где нас нет. Однако после недавней поездки в Минск я здорово засомневался в истинности словосочетания. Действительно, как было так не подумать? Ведь нас, я имею в виду евреев, там почти уже нет, а хорошо белорусам пока всё ещё не стало.

Или, скажем, не менее известная пословица, гласящая, что узнать человека можно, якобы, только после пуда совместно съеденной соли. Я уж не говорю о том, что давно доказано, что соль вредна. Можно, конечно, согласиться, что хлористый натрий всё-таки нужен организму. Но даже в этом случае долго употреблять его вовнутрь, дабы узнать человека сегодня совсем ни к чему.

И этот вывод я тоже сделал после поездки в столицу Беларуси. Пробыл там почти месяц. Понаблюдал за народом. Пообщался с  родными и неродными, близкими друзьями и далёкими родственниками. Просто знакомыми и даже незнакомыми людьми. Ну, и, само собой, плюс опыт 50-ти летней предыдущей жизни в белорусской среде. Так что и сравнить было с чем.

На основании этих не очень глубоких социологических наблюдений делать далеко идущие выводы, понятное дело, крайне опрометчиво. Тем не менее кое-что сказать могу. И первое - мнение о белорусском народе после более 20-ти летнего отсутствия в этой стране я не изменил.

Несмотря на разные там социально-политические катаклизмы и бытовые горести постсоветских времён, он по-прежнему остаётся добрым, открытым, терпеливым и очень гостеприимным народом. По меньшей мере, мои многочисленные встречи с его представителями из самых различных слоёв населения полное тому подтверждение.

А вот и второй вывод. Почти убедился, что пуд соли для познания незнакомого белоруса,  впрочем, и минчан других национальностей, совсем не нужен. У многих из них суть или, как говорили когда-то материалисты, отношение к реальной действительности, написана на лице. Особенно хорошо это было заметно на уличных митингах и прочих стихийных народных собраниях и гуляниях.

И всё-таки, самым наглядным примером опровергнутых пословиц, полагаю, является до недавнего времени святая для советских патриотов сентенция, гласящая, что родину, будто бы, не выбирают. В стране Советов на протяжении многих лет даже мысль о таком выборе была уже крамольной. Многие за неё довольно крепко поплатились.

Но, как сказал когда-то гениальный Галилей: "И все-таки она вертится!" СССР, при всём нежелании коммунистических ортодоксов, тоже вращался вместе со всей планетой. А порой даже продвигался в сторону подлинного прогресса. И что уж совсем странно, прогресс этот иногда даже не укладывался в прокрустово ложе марксистско-ленинских догм.

В начале 70-х годов прошлого столетия, в общем-то, для многих советских граждан несколько неожиданно, случилось такое неординарное продвижение. На самой вершине партийной пирамиды подумали-подумали, да и решили, похоже для пробы, предоставить советским евреям возможность выбрать родину.

Между прочем, в таком масштабе первым в семье не очень дружных народов СССР. Разумеется, не обошлось без нажима извне и лёгкого еврейского бунта изнутри. Но это, как говорит артист Леонид Каневский, уже совсем другая история. Касаться её не буду.

Предупрежу лучше о том, что  сегодня пословицами надо пользоваться более осторожно. Кое-какие из них уже малость устарели. И соседей теперь можно выбирать, и, как это не кощунственно звучит, родителей и детей тоже, и даже родину-мать. Особенно, если она оказалась мачехой.

Почему-то на ум приходит такой лозунг времён социалистического застоя: «Любите Родину – мать вашу!». Не уверен, что данный «шедевр» действительно находился в идеологическом обороте официальной пропаганды. Однако, содержащийся в нём подтекст, довольно точно определял суть отношения коммунистического режима к своему народу.

Не важно, что человек вкладывает в понятие родина. Возможно, это дом, где ты живешь. Или растущие возле него берёзы, наиболее популярный символ русских патриотов. Допускаю, что родина – это страна, где родился и сформировался как личность.

Бесспорно, родину надо любить. Можно считать её матерью. Страдать за неё. Даже умереть. Но только при одном обязательном условии. Сама родина, а точнее сказать, власть её олицетворяющая, должна относиться к своим гражданам если не с материнской лаской, то уж, по меньшей мере, хотя бы с уважением.

В советские времена была очень популярной комсомольская песенка с такими словами: «Есть традиция добрая в комсомольской семье – раньше думай о родине, а потом о себе». Такую традицию, честно сказать, трудно считать доброй. Однако спорить не буду. Пусть эта формулировка останется на совести поэта И.Шаферана. Тем более что о покойниках плохо не говорят.

А вот о том, что большевистская пропаганда вкладывала в понятие «родина», думать действительно не очень хотелось. Ни раньше, ни после себя. Тем более, любить её. Однако народ безмолвствовал. Долго молчали даже народы репрессированные, принудительно депортированные в самые гиблые места советской империи. Возможно прав был Отто фон Бисмарк когда говорил, что «Русские долго запрягают, зато быстро едут»

И в заключение хочу высказать ещё одну мысль. Два таких понятия, как место рождения и Родина иногда не совпадают по своему глубинному философскому смыслу. Конечно же, нельзя считать Родиной страну только потому, что тебе выпало там родиться.

Кстати сказать, твоим желанием по поводу появления на свет никто не поинтересовался. К счастью, судьба иногда даёт возможность выбрать не место рождения, но нечто несравненно более важное - Родину. Я сделал такой выбор и до сих пор в содеянном не раскаиваюсь .