Небольшой разбор этики благой вести

Публий Валерий
                «эпсилон»

  Но поведу всё же речь и о философах. А зная твою любовь к Ахайе, главным образом об эллинских любителях мудрости. Которые задолго до Иисуса учили тем нравственным положениям, что он века или даже более полутысячи лет спустя, не постеснялся использовать в своих проповедях. Кроме этого, сам назарянин или его безумные фанатики в своей новой религии всё заимствовали в других мифах и культах. Не утруждая себя сочинением чего-нибудь нового, не обременяя себя творческим поиском. Да ведь это для иудеев далеко не в первый раз, чего уж им смущаться.

  Они и сами признают, что их легендарный законодатель, своеобразный Ликург, упоминавшийся уже Моисей, всей своей мудростью обязан египетским магам и жрецам. Чему находим подтверждение и в книжке «Деяния». «А когда был брошен, взяла его дочь фараона и воспитала его у себя, как сына. И научен был Моисей всей мудрости египетской, и был силён в словах и делах». (Вспомним событие из детства Иисуса – тоже был в Египте.)

  Восхваляемая семиаксиями простота  и скромность их учителя – на поверку оказывающиеся не такими уж безупречными – естественно, далеко не новость. Взять хотя бы такого философа как Эпикур. Пожалуй, даже многие эпикурейцы не знают, что жизнь его была весьма скромной и неприхотливой. Он довольствовался водой и простым хлебом. «Пришли мне горшочек сыра, – писал он, – чтобы можно было пороскошествовать, когда захочется». А как достойно он встретил смерть. Проболев четырнадцать дней, он лёг в медную ванну с горячей водой, выпил неразбавленного вина, пожелал друзьям не забывать его учений и так скончался. Вот действительно образец простоты и скромности! Небезызвестны доброта и человечность Эпикура, несказанное его благочестие пред Богами и прочие достоинства. Вот каков был человек, учивший, что предельная цель есть наслаждение! Что уж говорить о тех философах, которые порицали удовольствия или относили их к безразличному.

  Мог ли распятый не знать об эллинских мудрецах и их этических школах? Даже если допустить, что сам не читал, то уж наверняка слышал от других, более образованных соплеменников. Ведь из его жизнеописания в книжке «О благой вести» видно, что он с самого детства тянулся к знаниям. Нахватавшись, видимо, обрывков учений, разрозненных высказываний, слегка их трансформируя и приукрашивая, Иисус нагромождает «свою» нравственную школу. Попробую в этом эклектичном здании отыскать сохранившиеся следы первоисточников.

  Проповедник из Галилеи пичкал своих слушателей многими поучениями. Какой-то поклонник краткости и ясности, видимо, из лакедемонян или их потомков, догадался спросить, какая же из заповедей первая, главнейшая. (Молодец этот кто-то!) Ответ был таков: «Не делать другим того, чего себе не желал бы» или «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Тот же Аристотель говорил: «Ведите себя с друзьями так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с нами». И за шесть с лишним веков до сына девственницы дважды заслуживший треножник как мудрейший из эллинов (той поры) Фалес: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» « – Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других». Это важнейшая, первейшая заповедь, преподнесённая назарянином глупым варварам, как новая и великая, прямо-таки божественная мудрость.

  Если главное им перенято, то что уж остальное тогда? Но разберём и остальное. У того же славного милетского мудреца есть высказывание: «Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей». И оно не осталось без внимания Иисуса.

  Обратимся и к другим из семи, у которых также побывал знаменитый треножник, посланный Богами как награда самому мудрому. Принесший неоценимую пользу своему отечеству Питтак, когда к нему в руки попал поносивший его враг, (поэт Алкей) сказал: «Лучше простить, чем мстить». Другой писатель даже рассказывает, что со словами «Лучше простить, чем мстить» митиленский правитель отпустил убийцу своего сына. Клеобул из Линда, сочинивший такую песнь:

                Малую долю уделяют люди Музам,
                Много – празднословию, но всему найдётся мера.
                Помышляй о добре и не будь неблагодарен.

(и из неё, если бы знал, несомненно почерпнул бы распятый), Клеобул говорил: «Услужай врагам (чтобы сделать их друзьями)». А если вспомнить восхитительный поступок Ликурга, давшего согражданам, бесспорно, одни из лучших законов? Когда один из молодых граждан выколол ему глаз, народ выдал ему виновного, чтобы Ликург мог наказать его по своему усмотрению; но он отказался от этого. Он занялся его воспитанием, сделал из него честного человека и явился с ним в театр. «Вы дали мне его как моего обидчика и злодея, – сказал он изумлённым спартанцам, – а я возвращаю его вам честным и добрым человеком».

  И как после этого выглядят голословные заявления Иисуса «Люби своих врагов, благословляй их» и «Ударившему тебя по левой щеке подставь правую»? Пусть же семиаксии попробуют напрячь оставшийся ум и поразмыслить, сравнивая дела мужей достойнейших и своего на кресте казнённого.

  Сын девственницы призывал: «Будьте совершенны, как совершен ваш Отец небесный». Иными словами, будьте подобны Богу. Несказанно оригинально! Люди всегда стремились стать похожими на Богов, это естественно. А мудрецы предлагали способы достичь этого. Не буду далеко ходить в поисках философов, высказывавших такие мысли. Вспомним того же Эпикура, по которому Боги не знают никаких забот, пребывая в постоянном блаженстве, почему он и предлагает мудрецам стремиться к атараксии (не забывая об удовольствии), то есть вести жизнь, близкую к Божественной. Великий Сократ учил: «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к Богам». Или так: «Богам дано не нуждаться ни в чём, а мужам, достигшим сходства с Богами, довольствоваться малым». Вслед за ним то же самое заявлял и Диоген, всей своей жизнью – впрочем, как и Сократ – подтвердивший это. Его слово не расходилось с делом. В отличие от распятого, который, чтобы вкусно покушать и попить, нарушал закон.

  А взять такие сентенции назарянина: «Не суди, да не судим будешь» и «Что ты указываешь на сучок в глазу у другого, вынь прежде бревно из своего». Что это, как не переиначенные поучения древних эллинских мудрецов и любителей мудрости, хотя бы вышеприведённый ответ Фалеса на вопрос «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» « – Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других». Вспомню и учение скептиков, призывающих: «Воздерживайся от суждений» и приводящих минимум десяток доводов в поддержку этого тезиса. Иисус, как я уже говорил, лишь приукрашивал мысли древних, прибегая к красочным сравнениям, метафорам, притчам.

  Следующая заповедь иудеям от «сына человеческого»: «Чти родителей». До него, видимо, местные жители не догадывались об этом. Из философов припомню Пифагора, который учил чтить из людей выше всего родителей. И, между прочим, в общении держаться так, чтобы не друзей делать врагами, а врагов друзьями.

  Вот ещё одно по-варварски пышно расцвеченное поучение: «Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в царствие Божье, нежели целому гореть в огне» (имеется в виду, в загробной жизни, видимо) И это выражение повторятся целиком ещё дважды, насчёт ока и ноги. Для чего же столько напыщенных слов? Для обозначения борьбы с пороком. Киники считают себя атлетами, как борцы с пороком. И в борьбе, и в панкратии можно получить немалые увечья. У кого, как не у них, перенято и такое: «Пойди, все, что имеешь, продай и деньги раздай нищим». Да киник поколотит любого, кто выдаст проповедь бедности, отказа от богатства, за своё, новое учение. При этом ещё и с разрешения самого избиваемого, как некогда Гиппархия побила Феодора.

  Поэт Корнелий Галл сочинил эпиграмму, которая как нельзя лучше относится к человеку, основавшему «новое» учение, которое недалёкие семиаксии превозносят сверх всякой меры.

                Вот доктор общих мест, к его твореньям
                Я отношусь с особым подозреньем.
                Чтоб он сказал, когда бы до него
                Другие не сказали ничего?


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/12/30/586


---------------------------
23) Эпикур – др.гр. ф-ф III в. до н.э., основатель эпикуреизма (см. прим. 15, чуть выше).
24) Алкей – лесбосский поэт, VII в до н.э., политический противник Питтака, правителя Митилен, одного из семи мудрецов.
25) Клеобул – ещё один мудрец из числа семи, из гр. города Линда на острове Родос.
26) атараксия – античное ф-фское понятие: безмятежность, бестревожность.
27) скептики – здесь (в настоящем романе): приверженцы ф-фской школы, скептицизма, отрицающего возможность познания (истины), любые догмы.
28) Пифагор – др.гр. ф-ф VIII-VII вв. до н.э.
29) Корнелий Галл, эпиграмма – здесь эпиграмма – в совр. смысле (в античности эпиграмма – краткое стихотворение). Корнелий Галл – один из крупнейших р. поэтов, из его произведений почти ничего не сохранилось. За стихотворным переводом пришлось снова обратиться к поэтессе В. Однако она, прочитав четверостишие, немало удивилась и сказала, что практически такая же эпиграмма есть у одного французского аббата XVIII в. – которая и приведена в тексте (пер. с фр. В. Васильев).