Хватова дорожка

Алекс Ломов
               
 
В русском  языке есть сочное прилагательное: хваткий,  которое весьма образно характеризует   определенный  человеческий тип. При социализме слово это,  по опыту автора,  несколько потеряло свое первоначальное значение .  Например, выражение :  – Ну, этот парень хваткий, - звучало даже как комплимент. Мол, дело знает!  Изначально же  хватким  прозывали таких, кто руководствовался  незатейливым принципом : «Схватив шапку, да бежать». Лев Хватов по своему образу вполне соответствовал своей  фамилии, если рассматривать ее в  «старорежимном» - дореволюционном  смысле.
Заложенные в нашем герое  способности  - ухватить  первому, что плохо лежит -  проявились естественным образом с самого раннего периода его жизнедеятельности, но по-настоящему – буйно  это взыграло  в нем  года через три  после развала СССР. Тогда многие  бывшие советские товарищи, осознав создавшееся положение, «дружно» бросились тащить, каждый в  свою сторону,  все что можно ( а можно было почти все… ) 
В образовавшейся неразберихе ( точнее  назвать  это , как  « куча – мала») Левка преуспел, в меру потенции своей должности,  на все сто процентов. Работал он в то время  заместителем начальника режимного цеха, специализировавшегося по оснащению передвижных радиолокационных  станций военного ведомства. Указанная служебная позиция и  позволила ему  завалить собственный  автомобильный гараж  многочисленными радиодеталями, измерительными приборами  …, в том числе и массивными медными холодильниками, предназначенными для охлаждения  крутящихся элементов упомянутых  локаторов.   
Когда тащить стало  нечего,  Хватов,  без всякой паузы,  принялся   искать возможности, чтобы  реализовать «накопленное».  Тогда уже было  понятно , что боятся-то   нечего –  высокие руководители  - «шишки»  и покруче делишки обделывали.  И вот наш герой (в недалеком прошлом принципиальный коммунист, цитировавший наизусть передовицы партийной прессы; служивший срочную  в войсковой части, относящейся к ведомству государственной безопасности;  начальник -  на виду, однако)  принялся чуть не у каждого встречного  выспрашивать: не нужно ли чего?   Несколько лет это не приносило особого дохода, но, как известно,  « просящему – дается» - повстречался  нужный человечек.  И Хватов  оптом сбыл всю медь и драгметаллы из раскуроченных приборов. Таким образом,   летом девяносто восьмого года в его руках оказалась приличная сумма в долларах – именно в этой валюте  с ним пожелал расплатиться  покупатель - житель одной  из бывших прибалтийских советских  республик. 
Буквально сразу,   как герой повествования разбогател,  грянул известный государственный дефолт, «обрушивший» российский  рубль. В результате этого события , трагичного для подавляющей массы населения,   покупательная способность Левиного состояния в «зеленых»   увеличилась раз в три. Обладая, как уже отмечалось,  природной  реакцией,  он мгновенно сориентировался и на  свободные средства скупил около десятка  изрядно подешевевших деревенских избушек в  приличных местах – чтобы  ягоды, грибы ,  охота и рыбалка …   
Его предпринимательский расчет  удался. Через пару годков стоимость объектов недвижимости  начала неудержимо расти. Хватов принялся последовательно  продавать дом за домом,  а деньги вкладывать в новое свое загородное жилище, окрестное расположение  которого ему понравились больше всего.
И вот на крутом берегу Волги – матушки появился терем. Местные сельские жители  – в подавляющем большинстве своем пенсионеры и деградировавшие социальные типажи   - оживленно обсуждали ведущееся строительство. К их удивлению терем оказался банькой.  – А какой же будут жилые хоромы ?! –  переспрашивали друг у друга удивленные «аборигены». Хватов оправдал даже самые смелые предположения.  Дом был заложен огромный, хотя здесь следует уточнить: огромным он был,  конечно же, только по местным меркам -  где-нибудь  в Подмосковье такое строили !
Работа на объекте кипела. Бетонщики, плотники, кровельщики дружно менялись местами … -  через год на  речном косогоре возвысился домище из оцилиндрованного бревна, тут же окрещенный молвою дворцом. Лицо довольного Льва   лоснилось, когда он горделиво поглядывал со стороны на свое детище. Да, наш герой  о  собственном домишке мечтал еще с детства, когда помогал родителям возделывать грядки на семейном подсобном участке –  шести сотках садоводческого товарищества, где хоть и жили, якобы,  дружно и весело, но уж больно это веселье стесняло …
Параллельно с описанным  строительством  задумал Хватов подвести  прямо к своим владениям хороший автомобильный подъезд. По его заказу  стали подъезжать огромные грузовики … Вдоль извилистой ухабистой деревенской дорожки выросли горы песка, щебня… Прибывший бульдозер приступил  к растаскиванию дорожной подсыпки.   Но тут, о Боже Праведный, прямо сред ясного  осеннего денька загорелись   Левкины постройки. Как потом установила пожарная комиссия, причиной  возгорания послужил старый электрический обогреватель, «прихватизированный»  Хватовым  в родном цеху.  Увы, Лева,  уехавши в город,  оставил его включенным.
Герой наш горевал недолго -   следующим летом на старом фундаменте  возвышался  новый дворец, выстроенный из бетонных блоков и от этого казавшийся еще больше прежнего. Со стороны было видно, что от самодовольства Хватова  распирало!
Но  опять на его  голову – фактически в прямом смысле - свалилось несчастье:
разыгралась буря,  и порыв ураганного ветреного шквала повалил вековую   липу прямо на дворец. По счастью  никого не пришибло. Понадобилось еще несколько лет , чтобы привести потрескавшееся  строение  в надлежащее состояние, а заодно облагородить участок: посадить кусты можжевельника,   цветочные декоративные клумбы …   
Только одно Льва еще точило: уж больно хотелось ему иметь собственный катерок под боком, чтобы  прокатиться когда по волжской волне, подрезая баржи , туристические теплоходы…  Не долго думая, решил  он  устроить катерный гараж прямо под домом. Ребятки-строители выполнили задуманное .  Хватов купил катер. Ничего не скажешь : красиво он смотрелся  за штурвалом с трубкой во рту. 
Добившись своего,  Лев успокоился и наслаждался жизнью.  Он щедро делился этой своей радостью с другими: с удовольствием приглашал на шашлыки  в  загородный уголок всех своих, даже шапочных,  знакомых, не говоря уже о близких и друзьях...
Однако,  на следующую весну с катерным гаражом  начались неприятности. В холме произошли грунтовые подвижки,  и могучий глиняный (а точнее , моренный)  вал, медленно,  но верно, начал продвигаться прямо в гаражное помещение. За  лето глина,  сломав  кирпичную перегородку, настолько урезала помещение, что ни о какой постановке туда катера  и речи не было. О возможных неприятностях, еще в начале предприятия, Хватова предупреждали местные жители,  имевшие в деле оном исторический опыт, но Лева отнесся к их опасениям  несерьезно, полагаясь на собственную смекалку – мол «сами с усами».
Наступление  берега на  гараж продолжалось несколько лет,  и оно завершилось весьма предсказуемым образом. Однажды, после двухнедельного почти непрерывного дождя,  Левкин дворец,  вместе с большей частью садовой архитектуры , деревьями  и прочим, сполз поближе к  Волге. Обошлось без жертв. Хватов выбрался  из обломков через разбитое окно и сильно  порезался . Несколько минут  герой повествования  не мог проронить ни слова…
Произошедшая  коллизия  напрочь отбила у него дальнейшую охоту к  возобновлению какого-либо деревенского строительства - и возраст уже, да и не на что стало ( в смысле денег) . Развалившийся дворец  он по дешевке распродал по «запчастям»
«Беда не приходит одна» : прочие  составляющие Левкиной  жизни ,  после обидной утраты  деревенской обители,  измельчали тоже .  Его цех закрыли, а помещение передали под авторемонтный сервис, куда Хватову с большим трудом  удалось пристроиться только администратором среднего уровня. Теперь он вполне довольствуется, доставшимися ему от родителей, шестью сотками в  товариществе садоводов. Остатки бывшего его   загородного участка сплошь заросли лебедой. Только добротный широкий дорожный отросток  еще напоминает о былом. Он  ведет прямо в  обрыв . Для предотвращения случайного съезда  в реку,  сельская  администрация поставила на  самом краю    шлагбаум . Однако, местные жители используют  Хватову дорожку  ( так они ее прозвали). Они ходят по ней ,  чтобы, по-тихому ( несмотря на  предупреждения о штрафах) выбрасывать на берег бытовой мусор.