Глава 7. Поездка из Коломбо в Канди

Владилен Николаев
 Туристы, оказавшиеся в Коломбо, как правило, посещают, город Канди, древнюю столицу Цейлона. Поехали в Канди и мы. Основным храмом в Канди считается храм «Священного Зуба». Имеется в виду зуб Будды. Уже несколько столетий этот Зуб является объектом поклонения верующих, которые совершенно всерьёз считают, что тот, кто владеет Зубом, владеет всей Индией (с Цейлоном впридачу).
    
 Порядки в буддийских храмах вполне демократичные: туристов всех национальностей и   вероисповеданий спокойно пускают внутрь действующего храма. Вошли в храм и мы. Правда, перед входом потребовалось снять обувь - выполнение этого условия обязательно. Храм  представляет собою двухэтажное, квадратное в плане, строение с внутренним двориком. В   центре дворика расположено сооружение типа часовни. На уровне второго этажа имеются двери, к которым можно подойти по специальной галерее.

 Внутри храма довольно много людей. Кое - кто молится, но большинство - любопытствует. Любопытствующие ходят, смотрят, слушают. Служитель храма, словно гид в музее, даёт   объяснение - на английском.
   
 Итак, мы узнали, что в часовне за тремя запорами хранится Зуб. Два раза в сутки три специально назначенных брамина «проверяют наличие» Зуба. Проверять могут только они и только втроём, так как у каждого из них хранится только одмн ключ и только от одного из трёх различных замков. Верующим Зуб демонстрируется несколько раз в год - по большим праздникам.
         
 Вот и вся информация. Казалось бы, не стоит и ехать ради неё чуть не полдня в один  только конец. Но нет.Самые яркие впечатления от поездки в Канди получаешь во время самой поездки. По дороге мы посетили чайную фабрику, где нам показали весь процесс обработки чая, от просушки зелёного листа до упаковки в пачки и ящики. Процесс основан на    применении ручного труда и самых примитивных старинных механизмов. 

 Прямо на фабрике  чай, её продукцию, можно заказать - для дегустации. Под одной крышей с чайной фабрикой расположено небольшое производство по переработке сока гевеи в каучук. Застывший сок доставляют на фабрику с плантаций, расположенных поблизости. Мы видели их из окна автобуса. Я всегда представлял себе гевеи огромными деревьями, но, как    оказалось, это низкорослые ветвистые деревца.

 Посетили мы и расположенный около дороги на Канди огромный ботанический сад. Одно    перечисление диковинных экспонатов этого сада составило бы, наверное, большую книгу. Но я всё – таки назову некоторые из них. Я впервые увидел здесь прославленную Сейшельскую пальму с её двойными орехами. Это дерево растёт только на Сейшельских островах и в    здешнем саду. О целебных свойствах орехов Сейшельской пальмы сложены легенды.

 Меня поражает бамбуковая рощица, каждый ствол в которой имеет около полуметра в диаметре. Долго не хотелось уходить из оранжереи, где благоухали орхидеи самых     разнообразных форм, расцветок и ароматов. И,конечно, было очень интересно своими глазами увидеть деревья, поставщики таких пряностей, как корица, гвоздика, мускатный орех,   чёрный перец.

 Наш автобус неоднократно останавливался, а мы все высыпали на дорогу, чтобы    сфотографировать слонов, то занятых работой, то купающихся в реке, то просто (по приказу хозяина) позирующих для проезжих туристов. Говорят, что на Цейлоне ещё сохранились дикие слоны, и порой они даже появляются вблизи автомобильной дороги. Нас они, видимо,    проигнорировали.      

 Но, пожалуй, самые сильные впечатления во время этой поездки остались у меня от  рисовых полей, которые тянутся по обе стороны дороги практически от Коломбо до Канди. Местность здесь имеет сложный рельеф, достаточно достаточно сказать, что перепад высот  между Коломбо и Канди превышает 1000 метров. Ровные долинки встречаются очень редко. И  тем удивительнее кажутся выровненные лоскутки рисовых полей, причём тут нет даже двух   рядом расположенных полей, которые находились бы на одном уровне.

  Каждый из таких участков окружён миниатюрной дамбой, прорезанной в определённых местах каналами с запирающими их воротцами.По мере необходимости воротца открывают для пропуска воды с верхнего участка на нижний. Трудно представить себе, какое невероятное количество ручного труда потребовалось для создания этих полей, протянувшихся на десятки километров, И это - при полном отсутствии какой - либо механизации!

 Во время нашей поездки кое - где уже зеленели всходы, местами поля были залиты водой, а в других местах было видно людей, занятых посевом риса. А кое - где по полю, глубоко утопая в грязи, за сохой с упряжкой буйволов, шли пахари в набедренных повязках вместо одежды.