Запоздавший с осени лист

Георгий Гамсахурдия
      … ледяные брызги обжигают.
      Со скалы падает ручей. За обочиной обрыв.  Далеко внизу, сглаживая камни, извивается река.
      К зиме наледь перекроет дорогу.

     Встречных машин много - попутных нет. Нам уступают - мы поднимаемся. Мой спутник в знак благодарности поднимает руку. 
     Останавливаемся на перевале.
     Белыми пятнами по склонам перетекают отары овец. Они - на зимние пастбища.      
     Здесь тяжело дышать. Мы на вершине. До места еще часа полтора, но спускаться быстрее.
     Продолжаем путь.
     Мой приют в конце долины. На склоне горы.
     Провожатый говорит, что в соседнем ущелье кто-то еще остается, но точно не знает. Он объясняет, как выжить зимой. А уверенности в его голосе нет.

     В небе парит орел.
     … второго не видно.

      На встречу бегут собаки. Я бросаю хлеб - они с жадностью его глотают.
      Поднимаем в дом мои пожитки, запасы еды… и патефон, купленный перед отъездом. Вечерами буду слушать романсы. И смотреть на закат.
      … пить чай с кизиловым вареньем.

      Моему спутнику время уходить. Он показывает в сторону реки - за перевалом Незабудок ближайшее жилище… и прощается.

      Разожгу камин. Скоро стемнеет.
    
      Дом сложен из камня. Просторная комната. Небольшие окна. Пол тоже каменный. Пора обживаться. До поздней весны это мое пристанище.
      Пока выпадет снег, придется носить воду с реки. 
      Кровать поставлю перед камином - буду смотреть на огонь и засыпать. А по утрам печь хлеб… горячий хлеб и свежий сыр. С медом - чай из горных трав. Настаивать надо с вечера...

      На пороге мой провожатый.
 
      Говорит сумбурно, заикаясь. Протягивает деньги.
      Спрашиваю – не мало ли я заплатила. Отвечает, что - нет. Что вполне достаточно и за дом, и за все остальное.
      Он просит вернуться - потом это будет невозможно. Он еще много о чем-то говорит.
      Я наблюдаю за ним и молчу.
      С непривычки кружится голова.

      Ветер заметает в дом листву.

      Мой собеседник неожиданно прерывается и долго… растерянно, смотрит мне в глаза.
      Я обнимаю его и благодарю.
      Он, перекрестив меня, уходит.

      А я остаюсь.
      Я - остаюсь.
    
      Небо в горах - везде.   
      Протянешь руку - и оно на ладони.

      Ночью подкину поленьев.
      Камин гудит. Огонь не дает отвести глаз. Танцует. Не спеша. Не повторяя движения. Под ритмичный треск. Под завывания ветра.
         
      Ложусь лицом к огню.
      Не спится…
      
      Малыш прокрадывается под одеяло и легонько тормошит.

      - Папа, это я писел. 
      - Сынок… - просыпаюсь я.
      - Папа, искай… искай меня  - сворачивается в клубок за моей спиной наш малыш.

      Девочки старшие - шестнадцати и десяти лет. И мальчик. Ему скоро три года.
      В каждом часть моей души... и сердца. 
   
      - Здесь не пробегал…?
 
      Корова мычит.
      Господи, как не хочется просыпаться!
      Не сейчас. Нет - не сейчас. 
 
      - …такой маленький, шустренький и очень смешной - заливаются смехом девчонки.
      - Он в дугой комнате - кричит из-под одеяла наш младшенький.
    
      Сегодня дети пойдут нашептывать в форточку желания Деду Морозу. Не пропустить бы - малыш искренне верит в чудеса. И они должны продлиться подольше.
      Мы с мужем… не вижу его лица. Пытаюсь взглянуть. Не вижу…

      Видимо, не заснуть. Да, и светает. Ну, что ж - пусть первый день здесь будет добрым!   

      Второй, третий, десятый…
      Я научилась доить корову, взбивать масло, печь хлеб. 
      
      И видеть сны. Про семью, которой никогда не было.  И про детей.
      
      А в горах до сих пор нет снега.
      Холодно. А снега нет.
      До весны дров хватит. И скотине еды - в долине все еще трава.
      Собаки по ночам не лают… слышно, как падают запоздавшие с осени листья.

      Вечерами пою вместе с патефоном. Пою - по горам разносится эхо…
      Днем хожу к обрыву,  смотреть, как над пропастью летают орлы. Шаг навстречу и лечу вместе с ними!
      Не хочу, чтоб душа, старея, съедала себя.
      Может быть, и сделаю когда-нибудь этот шаг.
      Сегодня туман. Он густой и плотный. Ощущаешь его руками. Птицы неожиданно появляются. И крикнув, исчезают. А иногда слышен лишь крик. И я кричу вместе с ними.
      
      Выпал снег.

      Вечерами продолжаю петь. Днем ходить к обрыву. Но птиц уже не видно – и я часами смотрю в белую даль.  А там…

      Я возвращаюсь домой, понемногу отламывая от буханки теплого хлеба. Солнце не дает на себя посмотреть. Смело топаю по лужам -  сапожки не намокнут…  и пугаю воробьев.
     Пускать кораблики по ручейкам любимое дело мальчишек. Но я на них внимания не обращаю.
      …на пороге мама и я с оставшейся горбушкой, а по щекам слезы.

      Такого вкусного хлеба мне больше испробовать не довелось.
      Вдохну ржаной воздух детства… морозный туман.
.
      Еще светло, а на небе - луна.
      Полнолуние.
      Стемнеет, и горы будут парить над землей, а серебристый свет - ласкать вершины.

      С лаем встречают собаки.
      Дома тепло - хороший печник делал камин. Закрою поплотней дверь и … испеку печенье. И с парным молоком! Или может блины? Да - лучше блины…

       Странно – его появление неожиданным мне не показалось.
       У него светлые глаза, но цвет не определить.  У порога мальчик лет семи. Он двигает губами, пытаясь сказать. Не получается.
       Завожу домой. Быстро снимаю с него мокрую одежду - он пытается сопротивляться, и укладываю под одеяло.
      - Мама…
      - Лежи, малыш, лежи.
      Ставлю кипятить молоко….  Вскипело. Теперь надо дать немного остыть.
      - Согрейся - подношу к детским губам кружку. 
      - Мама…
      - Давай-ка, теперь я тебя немножечко разотру.  Щечки розовые становятся. И ручки уже теплые.
      - Надо к маме - говорит малыш, пытаясь встать.
      - Тебе на холод нельзя. Пойду я. А ты останешься и постараешься заснуть.
      Мальчик не отвечает, закрывает глаза и отворачивается к стенке. 
      
      Удивительное время - ночь. Предметы приобретают иные очертания, да и сам мир становится другим. 
      Иду. Следы видно хорошо. Собаки от меня не отходят.
      Перевал Незабудок уже позади.
      Показался дом.  Дым из трубы не идет. Ускоряю шаг.

      … У очага сидела женщина и сжимала в руке кусок хлеба.
      Я села рядом с ней. Но она была уже далеко.
      Камин остыл, и дрова прогорели до пепла.
      Я постаралась перенести ее на кровать… 

      - Она умерла? – в дверях стоял мой маленький гость.
      - Как тебя зовут?      
      - Она умерла.
      Я ожидала, что он заплачет. Но слезы потекли у меня.
      - Посплю с ней рядом, а утром похороним.
      Я разжигала огонь и … просто разжигала огонь. А мальчик спал рядом со своей мамой.

      Бывает, в память врезаются какие-то картинки из прожитой жизни и больше не дают о себе забыть.

      Весной я покинула горы. Ребенку надо учиться. Да, и будущее в городе  его будет совсем другим.

      Мы ехали налегке.
      Мы возвращались. Я с мальчиком домой, а пастухи – на летние пастбища.

    ****

      На перевале я остановил машину. 
      Долину накрывало волнами - цвели незабудки. Они появлялись и исчезали.
      Казалось что…
      Некоторые ещё живы - изредка дёргаются. Подкидываю. Она  падает, не испробовав лететь. Беру другую птицу - растекается липкой жижей.
 
      И так всегда - стоит сомкнуть веки…

      Она смотрит в белый туман. Я - на перевал Незабудок, ловлю языком снежинки.
      Хожу с Ней к обрыву. И жду - не пойдет ли из нашей трубы дым. Я знаю - не пойдет. Мама уснула вместе с огнем. 
      Не успеваю - снежинки тают.

      Вечерами завожу патефон.
      Она протирает пластинку, аккуратно ставит иглу на край… и поет - еле слышно… и завораживает, забирает с ласкающим ветерком и далеким запахом скошенной травы.   

      Она в белом. Горят свечи.
      Обвожу блюдце угольком - двенадцать, одиннадцать - часы на стене. С кукушкой и гирями. Осколки битой бутылки развешиваем на елку. Огоньки прыгают со стеклышка на стеклышко.
      - Не забудь стрелочки. Новый год наступает. 
      - Так? - старательно вывожу черту.      
      - Так.

      Она читает стихи. Я не слушаю - смотрю Ей в глаза.
      Ее назидания мне в радость. Не умею есть с ножом и вилкой… грамотно писать. Но я учусь, я стараюсь.

      В памяти лишь несвязные отрывки. Забываю, когда хотел быстрее повзрослеть.

      Она улыбается. Идет проливной дождь. Мы покидаем долину.
      - Тебе будет нелегко. Но ты справишься.
      - Я справлюсь.
      И Она меня целует…

      В городе я иду в школу. А через несколько месяцев меня забирают - дальние родственники объявляются.
      Но там я не задерживаюсь - я возвращаюсь.
      Ее дом меня встречает пустым. 

      Маленьким мальчиком я рыдал у порога. Хотя я и был всего лишь маленьким мальчиком.
      Каждая женщина должна знать, что любима. Тогда эту любовь у Нее отняли. А меня оставили среди чужих.

      В детстве дни длинные, а ночи короткие. И день как целая жизнь.
      
      В прошлое можно посмотреть, но не вернуться.
      Тогда я об этом не знал.
      Я возвращался. Возвращался, надеясь встретить Ее и забрать с собой.

      …Могила мамы была ухожена - из камней сделана оградка, рядом посажена ива. Я зашел в дом и сел у окна. На подоконнике лежал детский деревянный меч. Бабочка билась в окно.
      После сотого зверя охотник зарывал ружье - так делали издревле. Верили, что оружие принимает на себя страдания и грехи убитых - и становится опасным. Где-то здесь около дома я помогал отцу закапывать ствол. А потом он выточил мне меч и взял обещание сделать так же, если я убью сотню врагов.
          
      У порога…. Она… двигает губами, пытаясь сказать. Не получается.
      Я подошел и обнял Ее.
      - Заберу тебя с собой.

      Она постарела. Она ужасно постарела. Но осанка и бесконечно нежные глаза остались прежними.
Иногда молчание - лучшая беседа. Но мы говорили. Говорили долго, не останавливаясь, пока не пришла тишина. Потом Она шепотом сказала - «Каждый свой крест выбирает сам…». И мы опять слушали тишину. В горах она особенная – пронзительная… мелодия одной ноты.
 
     Я уезжал один - на прощанье  поцеловал Ее шершавые ладони. Стоя на пороге, Она смотрела мне в след, прикрыв лицо рукой. 
     Я сел в машину, завел и нажал на педаль акселератора.
         
     Признать очевидное порой бывает невозможно. Как и понять - прошел ли ты половину пути. Ведь всегда, кажется, - что жизнь только начинается и конца ей не будет никогда.

      В горах весна не спешит.
      Уже пробивается трава, распускаются почки на деревьях, а на обочине - запоздавший с осени лист все не хочет отрываться от ветки.

      Природа пробуждается…
      И засохший лист улетит обратно в осень.