Тонио Крегер

Саид-Хасан Кацаев
Некоторые авторы считают, что не надо писать о том, что было с ними в жизни.
«Главное для писателя – фантазия, воображение».
Согласно их теории, произведение должно основываться не на реальных событиях, а на тех, что могли случиться.
Прочитав «Тонио Крегера» Томаса Манна, я удивился тому двойственному впечатлению, которое оставляет рассказ.
Первая часть – это жизнь, облеченная в художественную форму. Читается с большим интересом. Вторая часть показалась без «души», притянутой за уши и искусственно связанной с первой половиной. Потребовалось некоторое усилие, чтобы прочитать эту часть. 
Причину того, что небольшое по объему произведение оставляет противоречивое чувство, я нашел в его «Очерке моей жизни».
Та часть, которая мне показалась неискренней, оказалась вымыслом. Ведь это могло случиться, вообразил автор.
Вне всяких сомнений, художественное произведение должно строиться на реальной основе, если не на личных впечатлениях, то на исторических фактах, фольклоре или мемуарах.
Разница между вымышленным и основанным на воспоминаниях произведениями, словно между  манекеном (или трупом) и живым человеком.
Как кровь человеческая одушевляет тело, так реальные события оживляют художественное произведение, вдыхают в него душу.