Внуку

Виктор Маковский
Глава 1.
     Привет внук. Я хочу рассказать тебе несколько историй  из моего военного и после военного детства. Эти события я помню или видел лично или мне рассказывали родители. Наша деревня была занята немцами, когда они наступали на Сталинград. Место, в котором происходили события, называлось хутор Красный Кут. Там я родился и прожил до 18 лет.
Хутор был не велик и для немцев он, наверное, не представлял никакой ценности. Но хутор был рядом с районным центром, через который проходила железная дорога. Она связывала Ростов на Дону со Сталинградом. Вот за этот райцентр Зимовники и происходил жестокий бой.
     Я не знаю, сколько там погибло наших солдат, но слух ходил, что погибло несколько тысяч. В Зимовниках на главном кладбище стоит танк Т34. Этот танк я помню с самого раннего детства. Этот танк как магнитом притягивал к себе босоногую  пацанву. Но нас оттуда прогоняли взрослые. Я думаю, что они нам говорили - кладбище  ни место для игр. И тогда мы уходили играть в окопы. Окопы находились за околицей нашего хутора с западной стороны .Вот там мы и проявляли свой воинский талант с утра до вечера.
     Но вернемся в 1943 год. По рассказам матери наш дом вначале заняли румыны. А позже в хутор ворвались немцы. Румыны быстро собрали свои монатки и исчезли из нашего дома. В доме поселился один офицер с адъютантом. А семья наша была большая: дед, бабушка, мама и трое детей. Нас выгнали жить в сарай. Офицер выглядел сурово и зло. Мать очень боялась его и не позволяла нам попадаться ему на глаза. Адъютант же, был добрее и человечнее. Он иногда брал кого-либо из нас на руки и чем-нибудь угощал. Одно из таких угощений мне врезалось в память на всю жизнь. Это была рыба, возможно сушёная, кость которой застряла у меня в горле. Вот этот случай и отпечатался в моей памяти. А было мне тогда 3,5 года.

Глава 2.    Расстрел

     Через дорогу по соседству жили родители мамы. У них было два сына – Иван 1926 года и Анатолий – 1929 года и три дочери. Их хату тоже заняли немцы. А у немцев были ещё и лошади. Я не знаю, что именно возили лошадьми, но упряжь у них была отличной. Вот на неё то и положил свой глаз Анатолий, которому было тогда 13 лет. Улучшив момент, он спёр барки с постромками, без которых лошади становились бесполезными. Немцы обнаружили пропажу и быстро нашли воришку - моего дядю Анатолия.
     Они, без лишних разговоров, взяли за шиворот и повели его к яме. Она находилась недалеко от дома. Раньше из неё брали глину для  стройки. Это место хорошо подходило для расстрела. Подведя к яме Анатолия, немец наставил оружие на него. К немцу в ноги бросилась мать и стала молить о пощаде. Эту сцену  видели многие жители хутора. Не знаю, что подействовало на фрица, но он отпустил Анатолия. А всё, что было украдено, пришлось вернуть.