Охота на сыча

Виктор Козлов-Волжанин
   Мой отец был большим любителем птиц. Но не всяких птиц, а полезных. Полезные, по его понятию, те птицы, которые питаются насекомыми. Разными букашками, червяками, кузнечиками, комарами. Этим они приносят людям пользу, повышая урожайность культурных растений: злаковых, ягод, овощей и фруктов. Второй род птиц – хищные. Они  бесполезные, даже вредные, потому что охотятся на полезных птиц. Но где та грань, которая отделяет полезных птиц от бесполезных? Совы едят мышей, но и птичек. Голуби только хлеб, зерно.  Воробьи употребляют и насекомых, и зерно. Всем известна глупая затея китайцев по истреблению воробьёв.
   Отец объяснял мне внешнее различие между хищными и не хищными птицами. У не хищных птиц клюв прямой, как у курицы. А у хищных – крючкообразный. Это чтоб вырывать куски мяса у попавшейся ему, несчастной  жертвы. Но у попугая клюв крючком, а он не хищник. У вороны клюв прямой, но это самая злостная, нахальная хищница! Ворует цыплят и съедает их.  Мама, бывало, читала вороне, сидящей на столбе, возле дома, длинную, обличающую речь. Действительно, это какой надо быть «отмороженной» сволочью, чтоб похищать личную собственность заботливых хозяев – красивеньких, пушистеньких, попискивающих цыпляточек?! Поневоле разозлишься.
   Я учился в ФЗУ и приезжал к  родителям на праздники или на воскресение.  В очередной мой приезд отец  с негодованием сообщил мне, что на территории РТС, где он работает, завёлся сыч. Эта птица поменьше совы, она с крючковидным клювом. На вид сыч очень симпатичен. Как орёл, беркут или сокол. Но, скрываясь за своей красивой личиной, он занимается разбойничьими делами. Сыч рано утром, а то и в любое время дня, садится у выхода из гнезда, какой-нибудь птички, расположенного в карнизе, под крышей. Долго и настойчиво сидит и коварно подкарауливает её. Любая птица не выдерживает долгого заточения и наступает критический момент. Она выпархивает из гнезда. Но здесь сидит этот убийца ни в чём неповинных пташек. Сыч свирепо и безжалостно хватает свою жертву острым клювом и когтями. Бедняжка погибает в страшных мучениях!
   Папа единолично, по своей собственной воле и желанию, приговорил этого, по его мнению, неправильного сыча, к смерти. Путём убиения его из ружья. Нашёл исполнителя своего приговора в моём лице. Таким образом, я оказался в роли птичьего киллера (тогда это слово не употреблялось). Мама высказала своё мнение по этому злободневному вопросу: «Охота тебе морочить голову всякой ерундой! Да мне хоть бы ещё три сыча там завелись, какое тебе дело до этого?» Но отец был непреклонен. Он попросил у соседа ружьё. Тот дал ему ружьё и два патрона.
   И вот, ранним утром мы пошли осуществлять задуманное. Выследили сыча. Я несколько раз подкрадывался к нему, когда он садился на крышу какой-нибудь постройки. Но он, почувствовав опасность, исходящую от меня, своевременно улетал. Я не успевал выстрелить, берёг патроны. Надо стрелять наверняка. На территории РТС была водонапорная башня. Сыч сел высоко на эту башню. Я тихо подошёл под него и, быстро прицелившись, выстрелил снизу. В утренней тишине грохнул ружейный выстрел и бездыханное тело этого сыча упало к моим ногам. Подбежал отец и произвёл контрольный отрыв головы сыча от его туловища. Для стопроцентной надёжности, чтоб не ожил. Услышав звук выстрела, появился сторож Афанасий Степанович Паневин. Спросил, что за стрельба. Отец ему объяснил суть дела, он успокоился, удостоверившись, что криминала здесь нет. Удовлетворённые содеянным фактом, что теперь в природу внесли справедливость, мы неторопливо пошли домой.
- - - - -
30.12.2011