Сильные духом

Владимир Чирков
СИЛЬНЫЕ ДУХОМ

               Кто такие сильные духом люди? Я всегда задавался этим вопросом, можно сказать с самого детства, как себя помню. Поначалу этими людьми для меня были богатыри из Русских сказок, которые сражались со всякой нечестностью и злом. Но по мере взросления,  мировоззрение естественно моё менялось и люди обладающие сильным духом и мужеством тоже.  Особенно когда научился читать и стал много читать, особенно книги приключенческие с начала, а потом военные,  не только про гражданскую и велико-отечественную, но и про разные исторические войны, так что исторические книги меня интересовали ничуть не меньше, чем про войну. И чем больше я читал, то понимал, что люди с сильным характером и духом - это были воины во все времена, но и не только воины, а и правители, учёные и так далее. Но более всего меня поражало то, что люди с сильным духом не рождались, а становились, в процессе своей жизни.  Человек в форме для меня в то время ассоциировался, как и сейчас, чем-то вроде предмета для подражания, потому как я их сравнивал именно с былинными богатырями-героями, которые и охраняют нас всех от всякой нечисти, даже когда сам уходил в армию, да не только я, а и многие мои погодки  и ровесники писали на стенах, что уходим отдавать долг Родине и это были не пустые слова, а настоящие, идущие от сердца. Да, конечно, некоторым из нас пришлось побывать в горячих точках, а некоторым нет, но это уже зависело не от нас,  на то мы и воины, чтоб не обсуждать у кого и где наш рубеж, чтоб охранять нашу Родину.
            Но потом я повстречал других воинов сильных духом, которые находятся практически в постоянном сражении, нет не на поле боя, где пули свистят, а на жизненном, где каждый день, каждый час, каждую минуту, каждый миг у них идёт борьба.  Как вы наверное уже догадались, дальше я поведу речь об категории людей, которых мы практически не замечаем или не хотим замечать - это инвалиды различного рода, те, кто стал волею случая инвалидом или уже с детства им является. И что самое интересное,  раньше как и другие, я практически не думал, что эти люди могут быть сильные духом и обладать мужеством, так как я их просто жалел и сочувствовал им, а в детстве,  с глубоким стыдом для себя вспоминаю, что  обижал их, обзывал смеясь и веселясь, а тем самым бил этим в самую незащищённую часть их психики и не понимал иногда, почему они в ответ не огрызались, а лишь с укором посмотрев в ответ, молча отвернувшись,  удалялись. 
           И вот однажды судьба свела меня с одним таким человеком. А случилось это так: когда я получил новую квартиру и переехал туда,  то сидя частенько на кухне, попивая кофе с молоком и наблюдая за улицей из окна пятого этажа, я заметил, как каждый день в любую погоду на остановку, где останавливается единственный наш транспорт - маршрутное такси, одна девушка на двух подлокотных костылях, хотя судя по её походке, она вся как на шарнирах и двигательный аппарат у неё очень и очень сильно нарушен.
           И вот как то один раз, сидя на лавочке у своего подъезда, я увидел ту самую девушку, которая  шла мимо меня домой с остановки.

      - Извините меня пожалуйста, можно вас на секундочку, окликнул я её.
Да что вы хотите, - ответила она мне, тихим грудным голосом, в котором слышалось нотки боли и которую она не показывала своим видом
Если можно, присядьте пожалуйста со мной, только если не торопитесь сильно, и не пугайтесь - я ваш сосед по подъезду и зовут меня Владимир.
Я знаю, что вы тут живёте, потому как не раз видела вас сидящем на лавочке, - присаживаясь рядом сказала она.
          Примостившись рядом со мной и уложив свои костыли рядом с лавкой представилась:
Рада с вами познакомится, меня Светланой зовут, так  какое у вас ко мне дело?
Да как вам сказать, - немного засмущавшись от того, что Светлана так сразу с места в карьер сама начала разговор, тем самым отняв у меня инициативу.
А вы говорите не смущайтесь, ведь всякое знакомство, какое бы оно не было начинается с беседы, а я тем более привыкла что поначалу на меня смотрят с сочувствием и жалостью, но потом во время беседы мнение постепенно меняется.
Да, нет,  Свет, если позволишь так тебя называть, у меня возник интерес к тебе другого рода.  И заключается он вот в чём, я давно наблюдаю за тобой и у меня просто в голове не укладывается откуда ты черпаешь силы и сколько же в тебе упорства что даже я вроде мужчина и то тушуюсь перед твоей несгибаемой волей, и мужеством каждый день в любую погоду куда-то ходить как на работу, хотя я вижу, что это тебе даётся ох как не легко.
А вы знаете Владимир, тут секрета никакого нет, просто после страшной аварии, которая произошла много лет назад, меня буквально хирурги собрали по кусочкам, и на протяжении всего моего пути восстановления и реабилитации так случилось, что мне попадались хорошие и добрые люди, которые не жалели меня, а наоборот делали так, чтобы я сама себя подымала и чувствовала, что смогу это сделать, что всё в моих руках, и вы знаете сначала злилась, кричала от боли, думала что всё кончено, но когда они меня приводили к таким же людям, у которых состояние намного хуже было, чем у меня и они, эти люди творили, и я видела это, то у меня моментально проходили все бзыки и я опять бралась за себя, а сейчас я дипломированный специалист экономист-бухгалтер, и, кстати, востребованный, и как видите на работу ходить надо, была у меня машина ОКА, но её брат разбил в хлам, хорошо, что сам жив остался и не стал инвалидом как я. А вас Владимир приглашаю в наш клуб, не в общество, а именно клуб.
      На этом мы закончили с ней разговор я взял у ней адрес и пообещав посетить их, мы на время растилась и каждый пошёл по своим делам.  И вот где-то через месяц, в очередной раз меня жена возила по городу по разным делам и, проезжая мимо того места, где располагался данный клуб, я решил его посетить, тем более обещал. И то, что там увидел, меня потрясло.   
       Об этом по порядку. Сам клуб находился на первом этаже. Что интересно, там не было ступенек, а был простой ровный подъезд прямо к дверям, которые открывались автоматически, как в магазине. Я был поражен, неужели они настолько богаты в этом клубе, что такое поставили. Зайдя внутрь, я увидел, что на второй этаж можно было подниматься колясочникам по пологому винтовому пандусу, а также по ступенькам, что меня опять же поразило.   
       Решил осмотреть этот клуб сначала с первого этажа, который состоял из трех больших комнат, похожих на большие залы. В первой комнате я увидел различные тренажеры. Нет, не такие тренажеры, какие мы все привыкли видеть, а специально придуманные и собранные своими руками и на них занимались и инвалиды с ДЦП,  сколиозом и другие инвалиды детства и не только. Не было никакой толкотни, а только пыхтение и целеустремленность в глазах и движениях. В белых халатах никого там не видел, но заметил присутствие людей, разбирающихся в этом, видно это были либо врачи-волонтеры, либо родители-врачи, потому что с такими терпением и  любовью к этому относиться могут только такие люди. Меня спросили: «А вы кто? И что вы тут делаете?» Так как я был в верхней одежде, с любопытством разглядывал это все с отвисшей челюстью. Я представился им, объяснил ситуацию, что меня пригласила посетить их такая-то — такая-то  и думаю, что если они меня возьмут в свой клуб, я с удовольствием буду их посещать, а пока осматриваюсь. Мне сказали: «Походите, присмотритесь. На втором этаже у нас вроде бы как бы администрация находится, зайдете туда, узнаете что, как и зачем.» Я поблагодарил их и пошел дальше осматривать.
        Следующий зал был релаксационный. Как это понять: в нем были аквариумы, клетки с кроликами, вроде живого уголка, фонтанчик миленький, звучала тихая приятная музыка, стены были украшены фотообоями с природными пейзажами. Здесь в креслах инвалиды отдыхали и пили чай.
        Третий зал охарактеризовал бы как творческий зал. Там многие инвалиды занимались просто творчеством: кто рисовал, кто делал какие-то поделки из пластилина, кто-то из дерева, кто-то из шишек, кто-то писал стихи, сидя за компьютером. И поделки, я вам скажу, были такие великолепные в художественном смысле, что я просто восхищался. На мой вопрос: «Это для выставок?» - мне ответили:
Не всегда. Многие поделки продаются как на поддержку нашего помещения, так и на общий фонд нашего клуба, потому что из этого фонда, кому-то нужно на лечение, кому на лекарства, да много на что кому надо, да и приработок для себя у них неплохой. Ведь пенсия у всех инвалидов маленькая, а содержание в семье инвалида очень дорого обходится. И с этого фонда в клубе идет помощь, а у нас в клубе по крайней мере пятьсот инвалидов: детства, по тяжелым заболеваниям и другие. У нас свой юрист, который отстаивает права каждого нашего инвалида и члена его семьи.
А с медицинскими учреждениями как вы контактируете, - спросил я, - помогают они вам или нет?
Мы контактируем с нашим медицинским университетом. Они идут нам навстречу с радостью, часто нас посещают. Практически все массажисты — это волонтеры оттуда. Если вы видели у нас занимаются на тренажерах, это тоже многие оттуда приходят  в свободное время. Так что мы не остаемся без помощи.
А администрация вам помогает?
Обещаниями — сколько угодно. Но иногда для галочки, что-нибудь подкидывают. А так в большинстве своем живем на благотворительность. Людей с широким добрым сердцем очень много, как правило, помогут, мы в ответ хотим объявить благодарность через СМИ, они отказываются с тем предлогом, что им не нужна огласка, чтобы получить какой-то  пиар, просто им приятно видеть, что они вкладывают деньги во что-то стоящее, которые приносят пользу, а не пропадают в туне.
        После этих слов, я поднялся на второй этаж в, так называемую, администрацию. Как же удивился, когда увидел там свою знакомую. Мы поприветствовали друг-друга.
Я спросил ее напрямую, на правах старого знакомого и тем более соседа:
Светлана, я поражен, вот только один вопросик возник  - что ты мне скажешь: я не богатый человек, но хотелось в ваш клуб тоже свою лепту внести, но только еще не знаю какую? Вот что ты на это скажешь: я могу приобрести компьютеры гигабайт на сто штуки три и отдать вам, вы сможет найти им применение или этот уже устаревший хлам вам не нужен?
Ну почему же, Владимир? Сто гигабайт — это хорошо. У нас свой компьютерщик есть, он чуть-чуть добавит и будет уже побольше. И мы на дом эти компьютеры передадим людям, которые все время лежат, что позволит им выходить в интернет и быть с клубом на связи.
Хорошо, договорились.
         
          И буквально через три дня я привез им эти три компьютера...
          Я не сделал чего сверхъестественного, но зато, побывав в этом клубе, зарядился такой энергией от мужественных людей, которые с детства вроде потеряли все, всякую надежду побегать ногами по изумрудной траве, самим поплавать в реке, пройтись с девушкой обнявшись по парку и вообще много-много того, что могут здоровые люди, но все же не потеряли веры в себя, веры в жизнь, стремятся встать на ноги, стремятся жить и наслаждаться жизнью, а не прозябать.