Коммуналка

Лев Фадеев
Коммуналка, коммунист , коммунизм .
Всё  с одним  корнем.  Интересно , а если  перевести  на  запах.  То  будет,  наверное, смесь  ароматов,  общей  кухни,  еды  с  кислинкой,  кипящего в баке  белья. А  ещё,  в этих  словах   дым  горящего  угля  и  вечно  занятого, твоего  места,  которое  вот , вот  должно  освободиться, и  тогда  можно  присесть и отдохнуть…, но кто-то   ловкий  или  более  заслуженный   своей  усталостью, его  всегда  занимает  и остаётся  опять только  ждать. Пожалуй,  ждать и  есть  основной  корень в  этих  словах,  который  потом  переходит  в горизонт,  и  начинаешь  забывать,  для  чего  ты  вообще  чего-то  ждёшь, в  этой  бесконечной  очереди. Ждёшь  себе,  ну и жди…

Валерка  любил  свой  двор,  особенно  после  пионерского  лагеря. 
Когда он  возвращался   после   летних  смен,  то  его  всегда  встречал  этот  двор.
Он  дома.
В  самом  центре  двора был  сквер,  скамейки, большие, с  закруглёнными  спинками, с чугунными  подлокотниками скамейки  были  добротными,  крепкие, их никогда не могли сломать  мальчишки.

Вечером  в  сквере  собирались ребята  и девчонки,  забирались  на  спинки этих  скамеек.  Удачей  было  сесть с  самой  красивой  девочкой  двора ,  с Ирой и  по  чей - либо  команде  побежать  к  скамейкам напротив.  Кто  добежит  первым,  тот выиграл .  И  так  до  темноты,  пока  из  окон  не  начинает  доноситься:  - Вале-ра до-мой,   Серё-жа  до-мой, и после  того , как голос  забирал  домой  Ирку, вся  команда  расходилась по  домам.

А  к   лету   в  сквере  высаживали  много,  много  цветов.  Особенно  много  было разноцветных  ромашек.
Разноцветные  ромашки  это,  наверное,  самые  московские  цветы . 
И  всегда,  когда Валерка  возвращался  из  лагеря  домой,  то   его  встречал  сквер,  весь     в  разноцветных    ромашках.
С  тех  пор  для  него  они  считаются  цветами  его  детства.

В  квартире Валерка  увидел   разгуливающего какого-то   кудрявого,  лохматого  дядьку,  одетого     в  майку. 
До  этого, никто в  майке по  общественным  местам  квартиры  не  ходил.
Он, как  взрослому, протянул  Валерке  руку, пожал  и  сказал: 
-  Толя.
-Валера
У  мужика один  зуб  блестел.  Золотой. Лицо  было  круглое, смуглое, волосы  чёрные.
Почему-то  сразу  вспомнился  индеец  Джо  из  приключений  Тома  Сойера.
Толя  ходил  по - хозяйски,  как  будто, он  тут  жил  всю  жизнь.  Курил  со  всеми  беломор на  кухне.   
Толя  представился  племянником  тёти Тони,  которая  недавно  переехала  в  комнату  тёти Зои…

Комната  тёти  Зои  была  самая  большая,  21м.  У  тёти  Зои  был  муж  майор и   дочка  Вера,  третьеклассница,  с  которой  Валерка  дружил  и  обменивался   книжками .
У  тети  Зои  в  комнате  была  Хельга ,  которая  часто  упоминалась на кухне, когда там тёти Зои не было.
И  она  считалась  самой  богатой  в  квартире . Потом  Валерка  узнал,  что  Хельга - это  шкаф.
Шкаф  и вправду  оказался  красивым.  В  нём  стояли  расписанные  ангелами чашки и  большой заварной  чайник.
Чай  в  него  никогда  не  заваривали, он  просто  стоял в  хельге  окружённый  хрустальными  бокалами и  белыми  слониками. 
Такие же  слоники  были и  в  Валеркином  буфете.  Его им  за  семьдесят  рублей  сделал   дядя  Ваня.   
Буфет  все  хвалили  и  говорили,  что  у дяди  Вани  золотые  руки.

Комната,  в  которой   проживал  Валерка с  мамой,   была  18м. кв.  В  комнате  было  одно  окно,  в  которое  Валерка  любил  высовываться,  когда  слышал,  что  ему  с  улицы  кричит  Серёга:-  Валерка-а,  выхо-ди.
А  в  комнате  тёти  Зоя  было  два  окна,  и  туда  заглядывало  солнце.  Хельга  и хрусталь  начинали  переливаться  разными  цветами , и  комната  казалась очень  красивой.

Майор   дядя  Витя   был  невысокий,  подвижный , жизнерадостный  Шеи  у  него почти  не  было,  казалось,  что  голова  лежит  сразу  на  плечах, как  у снеговика. 
Когда  шёл  футбол,  то  всё  на  кухне  слышали,  что  забили  гол. Дядя  Витя   кричал и  стучал  ногами . Дядя  Витя    был  открытый  и  всё  делал  от  чистого  сердца.    Даже  в  туалете,  который  примыкал к  кухне,  он  ничего  не  скрывал и  бомбил  от  души.   Дядя  Витя  выходил  из  туалета   говорил,  извините,  и шёл  к  себе  в  комнату.   За  это  его  все  считали  очень  культурным.

Третью  комнату  занимала  тётя  Зина.  У  тёти  Зины  комната  была  14 м.кв  и  выходила  окном  во  двор,  как  раз  на  сквер. У  неё  одной, был  за  окном  цветник,  как  маленький  балкончик. Шириной 60см и длинной    1м60см,  с  кованным  ограждением  высотой 20см..
Тетя  Зина  жила  с  мужем   дядей  Володей   и  работала  на  Центральном  телеграфе, почти  всегда  ходила  с  папиросой  беломор  и  была  непредсказуемой  в  настроении.  На  кухне  все  сначала  к  ней  присматривались  и , если не  видели   опасности на  её  лице,  начинали  с  ней  общаться.

Кухня  часто  находилась  в  состоянии  войны, а  поэтому  перемирия  были  тоже  частыми.
В  том  плане,  что  квартире  было  три  хозяйки,  была  заложена  большая  мудрость всего  коммунального  движения.   
Когда  двое  были  в  состоянии  войны, то  все  переговоры  велись через  третье  лицо,  пока  страсти  не  затихали.
В  «мирное»  время   с  кухни   никого  нельзя  было  увести,  беломор  кольцами  дыма  не  успевал  улетать  в  форточку.

Дядя  Володя  любил  выпить,   и  к  вечеру  уже  всегда  был  пьяным   и  начинал чего-то орать  из  своей  комнаты.

Однажды  Валерка,  придя  из  школы,  увидел, как  тётя  Зина  прижимая  палец  к  губам , зовёт  его в свою  комнату. 
В  комнате  за  окном,  в  пальто,  на  цветнике  спал  пьяный  дядя  Володя. 
Квартира  находилась на  четвёртом  этаже.  Продумали  целую  операцию  по  затаскиванию  его обратно  в  комнату.

А  по  ночам  из  комнаты  тёти  Зины  раздавалось: -По-мо-ги-те  у-бива-ют! 
Но  никто не выходил и не  помогал.  Валерка  думал, что  больше  тётю  Зину  живой не  увидит, но утром  тётя  Зина   выходила на кухню  живой и здоровой,  а  дядя  Володя(когда встречался)  был  весь  исцарапанным  и с фингалом. 
Периодически  Дядя  Володя  исчезал.  На год  или  на  два.  Тётя  Зина  сажала  его  в  тюрьму,  а  потом  ездила  к  нему  с  продуктами.
И  когда  дядя  Володя  возвращался   они  с  тётей  Зиной  всё  бегали, и  его прописывали.
Дядя  Володя  устраивался  работать  шофёром и  работал  пол года.   А    потом опять ... помогите  убивают… 
И  снова в дальний  путь,  изведанной  дорогой.
Так  что,  практически , тетя  Зина  жила  одна.

В  своё  время  тётя  Зина  была  на  фронте,  Она,  ушла  туда,  с  четвёртого  курса  института  и  считалось,  что  тётя  Зина  знает  всё, даже  теорию вероятности!
Валерка  не  знал эту  теорию и  никто не  знал,  а  тётя  Зина  вот  знала.

Через  какое-то  время,  тётя  Зоя с  майором  дядей  Витей и Верочкой  получили  отдельную  квартиру  в  другом  районе. А на их  место  приехала с  шестилетней  дочкой тётя  Тоня,  которая  тоже  курила  беломор  и  работала  дворничихой .
Вот  её  племянника  и  увидел  после пионерского  лагеря  в  квартире  Валерка
Племянник  дядя  Толя даже  подружился с Валеркой  и  научил   его вязать  авоськи.  Сделал  Валерке из  линейки  челнок,  привязал  нитки к батарее и  работа  пошла.
Вся  кухня  была  обеспечена  авоськами.

А до  этого  Валерку дядя  Володя  обучил делать  шкатулки из  открыток и рентгеновских  снимков. 
Только  потом,  Валерка понял , откуда у  них  были  такие  навыки.
А  пока  его  сердце  было открыто,  как  кухня  этой  коммунальной  квартиры.

Продолжение  следует  http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.p

http://www.proza.ru/cgi-bin/login/page.p