Глава 4. Физфак МГУ. Второй курс 1951 1952 годы

Владилен Николаев
 
 
 Размещением студентов по комнатам общежития распоряжался обычно деканат факультета.    Приехав в общежитие после первых летних каникул, я оказался в новой комнате с новыми соседями. Впрочем, точно также, как и на следующий год. Итак, на втором курсе моими соседями по комнате были: Гена Апанасенко, Акмаль Ахмедов (из Узбекистана), Зураб Урушадзе (из Грузии), Коля Плюхин, Володя Терехов.

 Соответственно, на следующий год, на третьем курсе, соседями по новой комнате стали Валерий Золотухин, Гурам Мургулия (из Грузии), Слава Гордеев, Вадим Егоров, Володя Колесов и Виталий Войтенко (из Украины). Все они были моими ровесниками, кроме Гордеева, бывшего фронтовика.

  О ВАЛЕРИИ ЗОЛОТУХИНЕ
Одной из самых колоритных личностей среди моих соседей по комнате был Валерий Золотухин, сын первого секретаря Тамбовского обкома партии тех лет. Обладая прекрасными способностями, он не слишком утруждал себя занятиями в течение семестра. Но лекции, разумеется, не пропускал. Большую часть свободного от лекций времени он посвящал преферансу. Играл он всерьёз и с очень серьёзной публикой, в основном, со студентами ВПШ при ЦК КПСС.

 В этом заведении в то время учился его родной дядя. Валерий приходил к дяде «в гости» в общежитие ВПШ. Дядя приглашал на преферанс своих соседей по общежитию, изнывающих от  безделья студентов ВПШ. При этом как–то получалось, что не хватает четвёртого игрока…  Тогда «четвёртым» дядя предлагал своего племянника.

 Обманутые совершенно мальчишеским обликом этого племянника провинциальные функционеры непростительно расслаблялись, и вскоре бывали наказаны за это. Несмотря на свою молодость, Валера уже в те годы был игроком высокого класса. На Стромынку он возвращался с хорошими, по студенческим меркам, деньгами в кармане. Но когда начиналась зачётная сессия, Валерий резко менял свой стиль жизни. 

  Он готовился к экзамену, лёжа поверх одеяла на постели на правом боку с учебником в  руках. На стоявшем рядом с постелью табурете лежала тетрадь, в которой Валера изредка  делал записи. В такой позе он проводил все дни подготовки к экзамену, не отвлекаясь, ни  на какие раздражители и занимаясь по 12 - 14 часов ежедневно.

 И отлично сдавал экзамены. Валера после окончания МГУ скоро защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Он работал заместителем директора ИКИ АН СССР в те годы, когда директором там был Р.Сагдеев. Отец Валерия в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов несколько лет был первым секретарём «нашего» Краснодарского крайкома КПСС.

  ПОЗДНИЕ ИГРЫ ИЛИ "БОТИНОК - ЗА ОКНО!"
 В каждой из трёх комнат, в которых мне довелось жить в первые студенческие годы, нас было не более десяти человек. Но была в нашем общежитии одна комната, в которой обитало шестнадцать человек. И в самый первый год в ней собралось пятнадцать бывших школьников и только один бывший фронтовик. Ежедневно после выключения света (по принятому распорядку его следовало выключать в 23.00) молодёжь ещё долго веселилась. 

 Однажды они так разыгрались, что стали в темноте швырять друг в друга обувь. Очень уравновешенный, очень спокойный, даже слегка заторможенный бывший фронтовик Ваня Кисиль долго терпел. Но когда чей–то не очень чистый ботинок плюхнулся ему на постель, его  терпение кончилось. Не громко, но отчётливо он сказал: «Прекратите безобразничать! Если не прекратите,я выброшу в окно первый попавшийся под руку ботинок.»

 После его слов по комнате пронеслось ещё несколько «метательных снарядов». Ване ничего не оставалось, как выполнить свою угрозу. И «попавшийся под руку ботинок» полетел из окна четвёртого этажа на тротуар Стромынки.

 «А теперь давайте посмотрим, чей ботинок улетел!» - раздался голос одного из участников «безобразия». Включили свет, каждый опознал свою пару, только у Вани Кисиля пара оказалась неполной. Так появилась хорошая формула: «Прекратите безобразие, не то я свой ботинок на Стромынку выброшу!»

На фото автор на берегу Урала. Летние каникулы. 1952 год